(Перевод статьи из газеты Diplomat (Вашингтон, ДС, 26 апреля 2022 г.)
В недавних интервью официальные лица США и президент Кыргызстана предположили, что Бишкек и Вашингтон, возможно, приближаются к подписанию нового двустороннего соглашения о сотрудничестве.
Во время поездки в середине апреля по Центральной Азии заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея дала интервью АКИpress в Кыргызстане, в котором она подчеркнула «важность, которую США придают укреплению наших отношений с Кыргызстаном и Средной Азией».
Поездка, в которой также участвовала специальный советник по международным правам инвалидов Сара Минкара с остановкой в Казахстане, пришлась на период роста напряженности во всем мире в результате вызывающего разногласия вторжения России в Украину.
Позже в интервью Зея намекнула, что Бишкек и Вашингтон приближаются к подписанию нового Соглашения о двустороннем сотрудничестве, которое Бишкек расторг достигнутое в 1993 году в приступе раздражения из-за разногласий по вопросам прав человека в 2015 году.
Любопытно, что именно тогдашний заместитель госсекретаря Энтони Блинкен летом 2015 года вручил одну из наград защитника прав человека сыну правозащитника Азимжана Аскарова. Аскаров в то время уже пять лет сидел в киргизской тюрьме. Как я понимала:
«Кыргызы называют Аскарова «преступником, который публично разжигал межнациональную рознь» во время насилия, вспыхнувшего на юге Кыргызстана в 2010 году. Министр иностранных дел Кыргызстана тогда сказал, что награда является свидетельством попытки подорвать единство Кыргызстана.
В своем выступлении на церемонии награждения заместитель госсекретаря Энтони Блинкен описывал Аскарова совсем иначе, чем кыргызы (и, могу добавить, русские). Блинкен говорил, что во время насилия 2010 года «Аскаров сделал своим приоритетом публичное сообщение о кризисе и документирование нарушений прав человека». «В то время, когда его народ больше всего нуждался в нем, — продолжал Блинкен, говоря об Аскарове, — он был арестован, подвергнут жестокому обращению, судим на судебном процессе, изобилующем процедурными нарушениями, и приговорен к пожизненному заключению, в котором он находится по сей день».
Аскаров умер в тюрьме в июле 2020 года в возрасте 69 лет. Сейчас Блинкен является Госсекретарем.
Кыргызстан в отместку за награду отменил Двустороннее соглашение 1993 года с Соединенными Штатами, которое, среди прочего, «способствовало предоставлению США гуманитарной и технико-экономической помощи Кыргызстану, предоставляя налоговые льготы и гарантируя определенные меры защиты гражданскому и военному персоналу США в связи с программой помощи Кыргызстану», — отмечается в отчете Исследовательской службы Конгресса США. Государственный департамент предупреждал, что этот шаг может поставить под угрозу программы помощи США, но кыргызские власти довели это до конца и порвали это соглашение.
Те, кто ищет положительные стороны, отмечают, что пересмотр Двустороннего соглашения был возможностью для Кыргызстана, который в 2015 году был гораздо более политически развитой страной, чем в 1993 году, всего через два года после распада СССР. В конечном итоге программы помощи США не прекратились в результате отмены соглашения, и на протяжении многих лет обе стороны время от времени упоминали о работе над новым соглашением без подробностей.
Интервьюер АКИpress упомнул эту историю и задал вопрос Узра Зея, в чем была проблема? Почему упоминания о приближающемся подписании соглашения никогда не предвещали реально нового соглашения? Зея изящно ушла от вопроса: «Я бы не сказала, что есть какие-то проблемы. В любой ситуации требуется время, диалог, обсуждение. Я надеюсь, что мы очень скоро дойдем до этапа подписания».
В некотором смысле, долгий путь к еще одному соглашению подчеркивает классическое противоречие между заботой о правах человека и необходимостью международного политического участия. С кыргызской стороны движение к новому соглашению подчеркивает экономические проблемы и опасения малых государств, пытающихся ориентироваться в бурной глобальной политике.
Учитывая ее портфолио, Зея, естественно, подчеркнула, что «важно защищать достижения демократического управления за последние 30 лет в Кыргызской Республике». Зея упомянула работу США с партнерами «по расширению свободы слова, сохранению и защите пространства для гражданского общества, участию в демократических процессах, защите прав человека, защите меньшинств и уязвимых граждан, включая инвалидов [людей с ограниченными возможностями], борьбе с коррупцией и укрепления независимой судебной власти».
Достижения Кыргызстана в демократической сфере находятся под растущим давлением, особенно с 2020 года и особенно во всех секторах, упомянутых Зеей. В последнем рейтинге Freedom House «Свобода в мире» (по поводу которого автор статьи давал консультацию) Кыргызстан снова скатился в категорию «несвободных» после резкого падения прошлогоднего рейтинга, в основном из-за не отвечающей нормам и подозрительной передачи власти, которая привела Садыра Жапарова на пост президента и вызывает тревогу тот популистский пыл, с которым он правит.
Потенциальное подписание нового соглашения может дать Соединенным Штатам возможность для более тесного сотрудничества (и надежды на положительное влияние), а также предоставить Бишкеку дополнительный экономический спасательный круг в момент большой нужды. По крайней мере, так, по-видимому, охарактеризовал это Жапаров в недавнем интервью «Кабару».
Отвечая на вопрос о направлении внешней политики Кыргызстана, особенно в отношении США, Жапаров подчеркнул, что внешняя политика Кыргызстана «одинакова со всеми странами мира».
«Как маленькая страна, мы должны иметь уважительные отношения со всеми странами. Зачем нам лезть в большую мировую политику? … Нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от нашего внешнего долга и поднять нашу экономику. Вот почему нам нужно подписывать экономические соглашения со всеми странами, а не только с США».
Интервьюер спросил, есть ли связь с Украиной, на что Жапаров огрызнулся: «Это не имеет к этому никакого отношения. Не занимайтесь политикой». Жапаров углубился в обе стороны, когда речь зашла об Украине, заявив, что обе стороны «имели равные возможности для предотвращения войны», и обе стороны были введены в заблуждение дезинформацией. Говоря о позиции Кыргызстана, Жапаров риторически спросил: «Выиграют ли они сразу, если мы поддержим одну сторону?»
Тем не менее, поднятую дискуссию о соглашении трудно отделить от войны на Украине или опасений по поводу того, что Кыргызстан еще больше отклонится от пути к демократии.
Что касается первого, то желание Жапарова оставаться политически нейтральным в отношении войны на Украине не меняет экономического ущерба, который Кыргызстан испытывает в результате конфликта. Будут приветствоваться любые возможности, позволяющие увеличить поток гуманитарной и технической помощи. Объем помощи США Кыргызстану за последние годы сократился. Запрашивавшийся Госдепартаментом бюджет с более чем 51 млн долларов в 2014 году уменьшился до 41 млн долларов в 2016 финансовом году; последний запрос на 2022 финансовый год составил 31,4 миллиона долларов. Это снижение можно объяснить многочисленными факторами, включая вышеупомянутую неразбериху с правами человека в 2015 году, а также ослабление интересов США в регионе с уменьшением присутствия США в Афганистане после 2014 года и окончательным выводом войск в 2021 году.
Что касается последнего, то именно это принижение интересов США — а именно в Афганистане — позволяет Вашингтону еще раз надавить на права человека. Будет ли подписано соглашение в ближайшее время, неясно (к тому же министр иностранных дел Кыргызстана неожиданно ушел в отставку 22 апреля). Но то, что и официальный представитель США, и президент Кыргызстана упомянули об этом в недавних интервью, предполагает, что даже если еще ничего не на столе для подписания, обе стороны все еще работают над новым соглашением.
Catherine Putz
Catherine Putz is managing editor of The Diplomat. She tweets @LadyPutz.
Ссылка на статью: https://thediplomat.com/2022/04/are-kyrgyzstan-and-the-us-finally-nearing-a-new-bilateral-cooperation-agreement/