От этого больше всех выиграла Centerra Gold и Тенгиз Болтурук, внешний управляющий Кумтором, ныне президент холдинга «Наследие великих кочевников».
Канадцы наконец отделались от кыргызов, которые все годы меняли условия договоренностей. Болтурук заполучил Кумтор, а вместе с ним и все остальные месторождения страны. Мог ли он мечтать об этом, когда выбирал свою профессию и жил долгие годы в дали от родины? Вряд ли, если бы не встретился с Акылбеком Жапаровым и не убедил его в том, что это все можно провернуть. Как помнится, Садыр Жапаров ставший президентом в результате государственного переворота в 2020 году, комментируя возможность национализации Кумтора, высказался об этой его прежней идее крайне пессимистично. «Когда я был в колонии два года назад, журналисты через адвоката задали мне вопрос, изменилась ли моя позиция по Кумтору. Я ответил, что восемь лет назад национализация была оправдана, потому что золота еще было много, а сейчас возвращать Кумтор уже нет смысла. Нет необходимости забирать, надо до конца разработать его, а потом «Центерра голд» должна восстановить разрушенное. Вот это будет правильно», — сказал тогда Жапаров.
А 4 апреля 2022 года он объявил о подписании соглашения между его кабинетом министров и компанией Centerra Gold Inc., что рудник Кумтор полностью отныне перешел Кыргызстану.
На самом деле скепсиса по поводу достижения мирного соглашения с Centerra Gold было предостаточно. Ну, прежде всего, большие сомнения были о том сможем ли мы сами его разрабатывать. Ведь главная претензия по разработке Кумтора была экологическая составляющая. В принципе она и стала главным аргументом против Сenterra Gold. Кыргызский суд даже определил сумму ущерба в 3 с половиной млрд. долларов, которую должны были возместить канадцы. Да, кстати, а где Динара Кутманова, главный эколог страны, которая стала в какой-то момент теле-дивой, вещавшей о грядущей катастрофе, если нам не национализировать Кумтор? Ее уже нет и в соцсетях с того момента, как стороны сели за стол переговоров. Как, впрочем, нет в достигнутом соглашении ни одной строчки об этих 3 с млрд. долларов. Кто их должен возмещать и будет ли? Иск был выставлен против компании Кумтор Голд Компани, которая теперь по соглашению перешла полностью Кыргызстану. Кто от этого выиграл? Конечно, Сenterra Gold.
Что осталось непонятным в самой большей степени в связи со всем этим, и что пока никто не комментирует, что поменялось в разработке золота на Кумторе, ледники перестали таять и сползать так, что все забыли об экологическом ущербе, наносимом Кыргызстану?
Пока только один эксперт Эркингуль Иманкожоева высказалась по этому поводу. «Как вы знаете, в хвостохранилище имеется около 2 млн тонн ядовитых отходов. По [заключениям] проверок экспертов, горняков и Экотехинспекции, положение там опасное. Есть горизонтальный сдвиг. На юго-восточной стороне карьера имеется разлом. Кроме того, есть очень много проблем, которые могут привести к крупной экологической катастрофе. Несмотря на эти проблемы [власти] утверждают: «Будем добывать золото, получим 500 млн долларов». Конечно, я хочу в это верить. Но я беспокоюсь, что будет с экологическим вопросом. Ледники продолжают разрушать и сейчас», — говорит Эркингуль Иманкожоева.
Кто от этого выиграл? Конечно, Centerra Gold, утверждает эксперт. Потому что нести теперь ответственность за экологию будем мы. Теперь мы сами себе должны 3 с половиной млрд долларов возмещения экологического ущерба, который никогда не покроем, разве что предъявим это потом нынешним властям вместе с Тенгизом Болтуруком. Ну, сбегут они вместе куда-нибудь, или займут место Атамбаева в тюрьме, кому от этого польза? А вот польза от каждого отлитого грамма золота только у нынешней власти, которая всячески пытается доказать свою состоятельность.
Кумтор, который теперь остался со всем этими проблемами, обменяли на акции Centerra Gold, у которой ряд крупных, а главное перспективных месторождений в мире. Если в случае возможных экологических рисков с них можно было бы спрашивать и требовать, согласно международных обязательств инвесторов, о которых говорили эксперты еще до подписания соглашения, то теперь это сделать не с кого. Нашей стороне остается только преподнести, как большую выгоду, передачу Кыргызстану фонда рекультивации в 53 млн долларов. Но экологические риски и рекультивация – это разные вещи. К тому же, эти средства Акылбек Жапаров скорее всего нацелен пустить в оборот.
Но сомнения присутствуют не только у наших «обывателей» в отличие от «небожителей», которыми считают себя нынешние власти, впрочем, как и прежние.
В 2017 году Кыргызстан уже тоже подписывал соглашение об урегулировании споров. Соглашение от 2009 года было ратифицировано Жогорку Кенешем, подписано президентом и подтверждено Конституционной палатой. Кого-то это остановило после от судебных претензий и споров? Нет.
В пресс-релизе Centerra Gold дословно сказано: «Не может быть никаких гарантий того, что «Кыргызалтын» и правительство Кыргызстана не предпримут односторонних действий, несовместимых с их обязательствами по соглашению, или что условия, предшествующие документу (включая прекращение или отзыв всех разбирательств в стране), будут своевременно или вообще удовлетворены. Также не может быть гарантий того, что соглашение будет одобрено акционерами Centerra Gold или судом Онтарио или что оно не будет оспорено третьими сторонами».
Тем более, что кабинет министров Садыра Жапарова, не сказать проще, его глава Акылбек Жапаров, обвел вокруг пальца нынешний Жогорку Кенеш, подсунув им проект Постановления об условиях и формате регулирования спорных моментов с компанией Centerra Gold, подписанное ими 4 марта 2022 года, а не сам проект соглашения.
Вот только будет ли нам кому-то что-то предъявлять? Скорее всего Centerra Gold либо продаст себя кому-то, либо с кем-то соединится в совершенно другую компанию. О ней мы больше не услышим.
Хотелось бы еще раз напомнить слова Садыра Жапарова ему самому: «Нет необходимости забирать, надо до конца разработать его, а потом «Центерра голд» должна восстановить разрушенное. Вот это будет правильно». Если есть еще время. Что-то там в соглашении было оговорено о 60-90 бинес-днях до оспаривания соглашения. Если…
Замира СЫДЫКОВА.