«С тревогой и глубокой озабоченностью наблюдаю за развитием ситуации на востоке Украины. Мне постоянно докладывают о развитии ситуации, в том числе вокруг Донбасса. Кыргызская Республика всегда исходила из необходимости соблюдения Минских договоренностей, являющихся единственным документом по урегулированию конфликта, получившим поддержку Совета безопасности ООН», — отметил глава КР.
По его мнению, невыполнение Минских договоренностей привело к нынешней непростой ситуации.
«Убежден в необходимости урегулирования возникшей ситуации исключительно мирным дипломатическим путем и за столом переговоров во избежание человеческих жертв. Ведь жизнь человека — самое ценное, что есть на земле. Призываю при урегулировании ситуации максимально проявлять благоразумие и сдержанность для недопущения дальнейшей эскалации конфликта.
Возможно, это была вынужденная мера для защиты мирного населения территорий Донбасса, где проживает большое количество российских граждан. Хочу заметить, что признание того или иного государства является суверенным правом любой страны», — подчеркнул президент Кыргызстана.
Юрист Клара Сооронкулова так прокомментировала высказывание Садыра Жапарова: «Поспешная и непродуманная позиция Садыра Жапарова демонстрирует о его полном непонимании принципов государственного суверенитета и террориальной целостности. Своей позицией он фактически поддержал идеологическую основу имперских притязаний Путина, которые имеют прямое отношение ко всем государствам бывшего Советского Союза как преемника Российской империи. «Ленин был не прав», «вас никто не неволил, вы сами просились под наше крыло», «мы вам дали все» — такими аргументами «собиратель русских земель» и «восстановитель исторической справедливости» может оправдать военные действия по отношению к любому постсоветскому государству, в том числе и к нам. Поддерживая неоимперскую идеологию Кремля мы фактически соглашаемся с возможной потерей собственного суверенитета. Я понимаю, что Жапарову в свете отношений Путина к новому руководству Кыргызстана, не терпится раньше других проявить лояльность. И разумеется, наше руководство не в состоянии выразить своё несогласие. В таких ситуациях лучше всего проявить разумную сдержанность и опираться на общепризнанные принципы, которые при всем своём желании, открыто опровергнуть не сможет ни один диктатор. Но больше всего в позиции Жапарова беспокоит последнее резюмирующее предложение, что признание того или иного государства является суверенным правом любой страны. Не следует ли из этого, что и КР готова признать суверенитет ДНР и ЛНР? Такое признание очень чревато опасными последствиями, особенно для государств, имеющих территориальные споры. Дурной пример заразителен. Нет никакой гарантии, что правители приграничных с нами территорий, не начнут интерпретировать историю под свои собственные интересы».
Экс-депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жээнчороев также напомнил, что Кыргызстан должен учитывать международные соглашения при выражении своего мнения о российско-украинском конфликте: «Кыргызстан, как член ООН и государство, ратифицировавшее множество международных договоров, должен придерживаться принципов, закрепленных в этих документах. Нужно выполнить основное требование уважать целостность границ каждого государства. Решения, которые мы принимаем сегодня относительно границ и устройства других стран, завтра могут коснуться и Кыргызстана».