Инициативы Акылбека Жапарова. Рисовали на бумаге, да забыли про овраги

0
1296

На прошлой неделе глава кабмина Акылбек Жапаров провел пресс-конференцию. Начал «хорошо» — с заявления, что ответит не на все вопросы журналистов, а только на те, которые не нарушают коммерческую и государственную тайны.

СМИ «терзали» Жапарова два с половиной часа, не давая свести ответы к обтекаемым фразам: проанализируем, выясним, сделаем, проверим, организуем.

Акылбек Жапаров пообещал твердо – 400 миллиардов сомов на реанимацию экономики найдет. Правда, из каких источников, распространяться не стал.

Разница в сборах и золотая лихорадка   

Первым делом журналисты спросили про разницу в $60 миллиардов в сборе таможенных платежей Кыргызстана и Китая. Таковы данные ВТО.

Исследователи Международного валютного фонда тоже много лет говорят о разнице в статистике, указывая, что рычагом контрабанды становится базарная торговля. Почти все рынки в Центральной Азии расположены близ границ, и товары, которые на них оказываются, не имеют регистрации. О том, что самое большое расхождение по импорту-экспорту у нас с Китаем, заявляли еще шесть лет назад.

В ответ Акылбек Жапаров парировал: в стране нет единого центра для обработки больших данных. Но к маю-июню или до конца года будет.

«Надеюсь, мы сможем эту разницу в статистике сведений с Китаем и другими государствами понять и собирать больше налогов, в том числе и от Таможенной службы», — сказал Акылбек Жапаров.

Вторым по значимости вопросом стали переговоры по «Кумтору» с канадской компанией «Центерра». Глава кабмина пообещал, что они завершатся до 15 марта. И только после окончания процесса информация будет предоставлена.

Акылбек Жапаров поспешил «перевести стрелки» на президента, подчеркнув – об итогах сообщит Садыр Жапаров.

Между тем, председатель кабинета министров не преминул отметить, что на верху не жалеют о введении внешнего управления. По словам Акылбека Жапарова, на момент когда заработал этот закон, на «Кумторе» оставалось $48 тысяч.

«Они (Центерра), оказывается, последние четыре-пять лет готовились, держали деньги за границей. Они думали, что рано или поздно рудник заберут. Но из-за роста цен на золото не хотели уходить», — сказал он.

Если кто забыл, то напомним — 2 января Садыр Жапаров посетил золоторудное месторождение и ознакомился с деятельностью ЗАО «Кумтор Голд Компани» (КГК). Он заявил, что достигнут прогресс в переговорном процессе с канадской компанией и завершается обсуждение мирового соглашения. Следом заявление сделала и канадская фирма, обозначив свои условия мирового соглашения.

Канадское предприятие уточняет, что в дополнение к заявлениям в кыргызских СМИ относительно потенциальной согласованной передачи рудника «Кумтор» Кыргызской Республике оно ожидает, что рамки для любого решения будут включать следующие основные условия:

  • Centerra получает приблизительно 26,1 процента обыкновенных акций компании, принадлежащих ОАО «Кыргызалтын» (инструмент Кыргызской Республики). После получения Centerra аннулирует акции, переданные «Кыргызалтыну»;
    • Кыргызская Республика получает и берет на себя всю ответственность за два дочерних предприятия компании в Кыргызстане и рудник «Кумтор»;
    • выплата компанией Centerra денежной суммы, равной чистой сумме трех дивидендов, выплаченных ей в прошлом году, которые ОАО «Кыргызалтын» не получило в результате захвата рудника, и некоторых других финансовых выплат, связанных с урегулированием межфирменных балансов между Centerra и двумя ее дочерними предприятиями в Кыргызстане;
    • выход из состава совета директоров Centerra двух кандидатов ОАО «Кыргызалтын»;
    • полное и окончательное освобождение от всех претензий сторон и прекращение всех судебных разбирательств с участием сторон во всех юрисдикциях без признания ответственности.

Среди них, как отмечают эксперты, самым невыгодным для КР является передача «Центерре» пакета акций компании, которым владеет государство. Но это требование Акылбек Жапаров СМИ не прокомментировал.

Зато пообещал вернуть клеймо Good Delivery Кыргызстану после завершения переговоров с Centerra Gold. Подчеркнул, что глава ОАО «Кыргызалтын» держит на контроле этот вопрос. Уже пройден аудит и самой компании, и аффинажного завода в Кара-Балте. Никаких вопросов о его деятельности не возникает.

«Ничего же не изменилось, поменялась только форма управления. Поэтому, как только мы завершим переговоры по «Кумтору», нам вернут Good Delivery. Пока этого нет, конечно, «Кумтор» вынужден продавать свои слитки с дисконтом. Какой дисконт, я не могу сразу сказать. Но он есть. Это мировая практика. Ведь покупателям после покупки золота нужно отвезти его еще на завод, где такое клеймо есть», — рассказал Акылбек Жапаров.

В Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA) хранят молчание. В сентябре 2020 года она временно исключила ОАО «Кыргызалтын» из списка надежных поставщиков. Теперь отечественная компания не входит в Good Delivery List, что может негативно сказаться на деятельности аффинажного завода, стоимости золота и инвестиционной привлекательности Кыргызстана.

Талантливый Тенгиз Болтурук

Отдельно остановился Акылбек Жапаров на своем протеже Тенгизе Болтуруке. Теперь уже экс-руководитель «Кумтор Голд Компани», но по прежнему счастливый обладатель паспорта гражданина Канады назначен руководителем национальной компании «Наследие великих кочевников». Еще один амбициозный проект властей.

Решение о создании холдинга принято для исполнения Указа президента «О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызстана» от 29 января 2021 года № 5. В нем говорится, что «одной из основных целей учреждения нового холдинга является создание крупной интегрированной структуры, способной максимально сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы для реализации проектов в сфере недропользования и смежных отраслях экономики с использованием международного опыта».

Учредителем ОАО «Национальная холдинговая компания «Наследие великих кочевников» выступает Министерство финансов.

Я знаю, город будет

Не могли журналисты обойти и тему строительства города Асмана на Иссык-Куле.

Глава кабмина Акылбек Жапаров заверил – проект реализуем. К тому же, как отметил чиновник – это хрустальная мечта Садыра Жапарова.

«Мы, кыргызы, захватывали города, разрушали, поджигали и вокруг разрухи пасли скот. Построить город — это мечта кыргызского народа. Асман — это мечта президента, надеюсь, она реализуется в жизнь», — проникновенно заявил Акылбек Жапаров.

Но пока не до воплощения мечет, ищем источники обеспечения воды, энергетики. «Один наш соотечественник, работающий много лет за границей, хочет построить IT-городок в Караколе. Мы посмотрим, если у него получится, то получитcя и город Асман. Никто не верил, что построят Астану, но построили же. Посмотрите на Ташкент-Сити», — привел примеры Акылбек Жапаров.

Не смущает и то, что глава госдирекции по строительству Асмана Тимур Файзиев является фигурантом уголовного дела.

«Я его знаю давно, старательный парень. Если он виновен, то должен понести наказание, это должны доказать органы. Мы посчитали, что на первом этапе он нам подходит. Предложили его труд, талант и энергию пустить на реализацию этого проекта. Он согласился. Сейчас он, вложив свои деньги в размере $1 миллиона, работает с архитекторами, геодезистами. Когда начнем строить, подумаем. Сам он, оказывается, активный в соцсетях. Призвали его ограничить присутствие в соцсети. Мне сейчас 58 лет. После 50 начинаешь в людях искать только хорошее. Мне понравились здания, построенные Тимуром Файзиевым и его командой», — пояснил глава кабмина.

Теперь немного о Тимуре Файзиеве. Он подозревается в соучастии в коррупции при получении земельных участков на территории Бишкека, а также в незаконном строительстве. Предприниматель был объявлен в розыск. Первомайский районный суд заочно избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО-1 столицы. Сам Тимур Файзиев покинул страну, но позже вернулся. Ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Чем закончилось расследование ГКНБ, следствие не сообщало.

А на прошлой неделе в ГКНБ  и вовсе заявили, что не возбуждали никакого дела в отношении предпринимателя. С опровержением выступила Гепрокуратура. В главном надзорном органе страны сообщили, что дело в отношении Тимура Файзиева все же есть. Но теперь его расследует само ведомство. На какой стадии сейчас расследование, не уточняется.

Когда руль справа

Еще один интересный момент. На пресс-конференции Акылбек Жапаров заявил, что против регистрации праворульных авто. Причем, категорически.

Более того, кабмин планирует рассмотреть опыт Турции по налогообложению роскоши. В том числе речь идет и о машинах. Там установлен налог в $10 тысяч для автомобилей с большой кубатурой. «Это все Lexus LX570, «Геледвагены». Если хочешь покрасоваться, в Турции надо заплатить. Из 1,15 миллиона авто машин возрастом не старше пяти лет всего 5,8 тысячи. Практически новых в Кыргызстане нет. Но все равно мы на них введем налог. А вот автомобилей старше 15 лет в стране 1,1 миллиона. Мы за все время либерализма смогли собрать всю отсталую технику со всего мира. А если еще разрешим и праворульные, тогда то, что запрещено в России, Беларуси и Казахстане, хлынет к нам. Пока давайте разберемся с этими машинами. Мы работаем над программой замены наших автомашин электрическими», — отметил Акылбек Жапаров.

Между тем, на общественное обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в Закон «О дорожном движении в Кыргызстане».

Поправки, инициатором которых выступает депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев, если их примут, вернут возможность регистрации автомобилей с правым расположением руля.

Такая несогласованность позиций заставила сомневаться в совпадении взглядов в провластных кругах.

И напоследок…

Пресс-конференция главы кабмина продолжалась 2,5 часа. Некоторые его высказывания растащили на мемы.

В частности, по соцсетям. Акылбек Жапаров заявил, что президент Садыр Жапаров и он сам отслеживают информацию, которую публикуют в социальных сетях. «Я слежу за соцсетями. Если вы напишете какие-то вопросы, то считайте, что они до меня дошли», — сказал чиновник.

Глава государства тоже очень тщательно следит за публикациями в Facebook и Instagram. Поэтому Акылбек Жапаров и призвал публиковать свои вопросы, обращения описывать проблемы на просторах соцсетей. «Бывает и в два часа ночи получаешь сообщение. У нас с вице-премьерами и 305 сотрудниками администрации есть разные группы в WhatsApp. Проблемы и вопросы отправляют друг другу. Еженедельно проводим анализ», — добавил Акылбек Жапаров.

А вот его заместитель Эдиль Байсалов, напротив, утверждал, что общение через соцсети не являются нормальным способом коммуникации с властями. Он за бюрократизм и призвал гражданских активистов писать письма и обращения к государственным органам, руководству страны, депутатам Жогорку Кенеша.

«Во всех ведущих демократиях считается плохим тоном ориентироваться на соцсети», — подчеркнул Эдиль Байсалов. Кстати, когда его только назначили на должность зампреда кабмина, Эдиль Байсалов и вовсе заявил, что удалил приложение Facebook со своего смартфона, и призывал остальных членов кабмина последовать его примеру.

«Демократия — это не тогда, когда по комментарию какого-то бездельника, оболтуса или неграмотного человека, как было в предыдущие годы… Вот в Facebook он что-то написал, это даже не пост, а комментарий или фейк. Сколько правительственных программ в предыдущие годы отменялось из-за какого-то комментария», — сказал Эдиль Байсалов в октябре 2021 года.

Так соцсети — зло или нет? Похоже, что в кабмине еще не пришли к единому мнению по этому вопросу, да и по многим другим.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.