Итоги выборов. Долго сказка сказывалась, недолго дело делалось

0
5982

В Кыргызстане завершились выборы депутатов Жогорку Кенеша. По традиции – скандалом.

Не верю!

Сразу же после закрытия участков, когда стали поступать данные с АСУ, произошло что-то непонятное. То ли сбой, то ли диверсия, то ли вмешательство инопланетян, то ли уборщица кабель шваброй повредила, власти пока не выработали единую версию, но… на новом сайте newess.shailoo.gov.kg появились предварительные итоги, по которым в парламент проходили 10 партий: «Ата Журт Кыргызстан», «Ынтымак», «Ишеним», «Эл умуту», «Ыйман Нуру», «Альянс», «Бутун Кыргызстан», «Азаттык», «Ата Мекен», «Улуттар Биримдиги».  Лидеры партий-победительниц уже открывали шампанское в штабах, как тут мигнул монитор, и появились уже другие цифры, существенно отличавшееся от первоначальных.

По ним в ЖК уже проходили только шесть партий: «Ата Журт Кыргызстан»,«Ишеним», «Ынтымак», «Альянс», «Бутун Кыргызстан» и «Ыйман Нуру».

Данные по кандидатам-одномандатникам споров не вызвали. Вот только по Первомайскому и Свердловскому округам в Бишкеке грозят повторные выборы. Там сокрушительную победу одержал кандидат «против всех».

Естественно, политические объединения, не взявшие пятипроцентный барьер, подняли шум. Принялись требовать пересчета, перевыборов, отставок.

Президент Садыр Жапаров, вернувшись из Туркменистана, куда слетал на полдня, разразился гневной речью, пригрозив главе ЦИК Нуржан Шайодобековой всяческими карами, если не найдут виновного в сбое системы.

Вслед за ним, в своем Twitter стал строчить посты зампредседателя кабмина Эдиль Байсалов. Он уверял, что это техническая ошибка и требовал объяснений от ЦИК. Одновременно секретарь Совбеза Марат Иманкулов в своем выступлении заявил, что во всем виноваты хакеры.

В итоге принято соломоново решение: посчитать все голоса вручную. Эти итоги и будут приняты за основу. Под вечер понедельника обработано 15 процентов протоколов. И опять разнобой в цифрах. «Бутун Кыргызстан» упал на три позиции, зато подрос до проходного бала «Эл умуту». Этой партии в затылок дышит «Азаттык».

Изменились показатели и по Баткенскому одномандатному округу. Лидер гонки сменился. По данным АСУ, победу одержал Нурлан Ражабалиев (19,16 процента). По итогам ручного подсчета — Чынтемир Аширалиев (18,41 процента).

Кстати, Ражабалиев был признан виновным в коррупции на таможне в феврале 2021 года. Первомайский районный суд Бишкека приговорил его к выплате штрафа 260 тысяч сомов. Тогда же в суде сообщили, что он выплатил ущерб в размере 12 миллионов сомов.

Ражабалиев проходил по делу экс-замглавы ГТС Райымбека Матраимова вместе с другим сотрудником таможни Абдыбахабом Боронбаевым, который также был признан виновным в коррупции.

Ражабалиев был начальником Юго-Западной таможни, а Боронбаев — Северо-Восточной. Оба пошли на сделку со следствием. На суде дали показания о наличии на таможне серых схем Райымбека Матраимова. По остальным округам пока данные совпадают.

Ле скандаль при посторонних

Что же касается партий, то некоторые проигравшие настаивают теперь не просто на отмене итогов. Они требуют переписать закон и упразднить пропорциональную систему вместе с преференциальным голосованием. Оставить только одномандатные округа. В ЦИК разводят руками. Проведение очередной кампании стоит около миллиарда сомов. В стране, с трещащей по швам экономикой, с дырявым бюджетом, это непозволительная роскошь.

Глава комиссии Нурдан Шайлдобекова принесла в сотый раз извинения за механическую ошибку отображения данных, которая произошла на официальном сайте уполномоченного органа.

«Но мы гарантируем достоверность системы подсчета голосов, применяемой в каждой АСУ. Программа свода данных с каждого АСУ и её текущее отображение на сайте работают точно и правильно.

В настоящее время обнародованы только предварительные итоги голосования, которые в соответствии с конституционным законом о выборах является предварительной информацией, не имеющей юридического значения», — заявила председатель Центризбиркома, пообещав пригласить представителей всех партий, участвующих в марафоне.

Снизит ли это накал страстей? Пока неизвестно. Между тем, все международные наблюдатели, включая БДИПЧ ОБСЕ, отмечают, что сам процесс прошел достаточно прозрачно и конкурентоспособно. Однако произошедший сбой в системе подпортил картину. Но комментировать его представители зарубежных миссий отказались, пояснив, что самим непонятно, как такое могло произойти.

Они также не комментируют, является ли сбой достаточным основанием для пересмотра итогов. Не входит в их компетенцию раздача подобных оценок.

Местные же эксперты считают, что возвращаться к мажоритарной системе ни в коем случае нельзя. Такие выборы имеют несколько негативных последствий. В частности, резко снизят участие женщин в парламенте. И в этом есть своя правда. Ни по одному из 36 округов не победила женщина. За них просто не голосовали. Это говорит о неравной конкуренции, с одной стороны.  С другой — у женщин недостаточно финансовых и социальных ресурсов для активного продвижения агитационного процесса. Предварительные итоги голосования показывают, что проходят те, кто имеет большее финансовое преимущество.

Еще один нюанс: депутаты, избранные по одномандатным округам, не будут активно поднимать вопросы национального уровня. Они предпочтут акцентировать внимание на проблемах своего региона, а вопросы национального характера останутся вне их поля зрения.

Введение порогового бала и резервирование мандатов также не принесет желаемого результата. На конкурентоспособность эти меры не повлияют, но  особых преимуществ не дадут. Как раз наоборот, приведут, скорее, к повторным выборам.

А партиям, желающим остаться на политическом поле, аналитики предлагают изменить стратегию. Прекратить работать только на узнаваемость себя, как продукта, а научить кандидатов, идущих по списку, работать с избирателями и привлекать голоса, не надеясь на партию, как на проездной. С введением преференциального голосования, политорганизации перестали играть доминирующую роль.

Подождем?

18 декабря ЦИК должна огласить итоги выборов депутатов Жогорку Кенеша. Старая площадь пока хранит молчание. Чем закончится лично для Нуржан Шайлдобековой эта гонка – пока сказать сложно. Этот технический коллапс может поставить крест на ее карьере. Власти в лице Садыра Жапарова заверяли, что проведут кампанию честно, открыто, прозрачно. На деле же получилось как обычно: шквал недовольства, митинги у ЦИК и тотальное недоверие к итогам голосования – требования пересчета и отмены результатов.

Что теперь будет делать глава государства и пойдет ли он на поводу у партий, не смирившихся со своими проигрышем? Тоже неясно.

Можно сказать одно: аутсайдеры гонки не настроены на какие-то революционные маневры. Акция протеста у ЦИК массовой не была и после разговора с Шайлдобековой, участники разошлись, дав два дня на объяснения. Если не удовлетворят, что вероятней всего, пойдут в суд. А там посмотрим.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.