До 28 ноября остались считанные дни. В это воскресенье кыргызстанцы изберут седьмой созыв. Кто победит на этих выборах, предсказать не берется никто.
Между тем, судя по политической ориентации участников гонки, по их заявлениям на агитационных мероприятиях, можно сказать, кто записал себя в оппозиционеры к официальному курсу, а кто лоялен к властям.
Разные организации еще до начала агитации проводили соцопросы, чтобы выяснить какие партии или кандидаты-одномандатники ассоциируются у избирателей с оппонентами, а какие с властью.
Курочка по зернышку клюет
К поддерживающим политику Старой площади относят «Ата Журт Кыргызстан», «Ишеним», «Ынтымак», «Эл умуту» и «Азаттык». К оппонирующему блоку – «Ата Мекен», «Альянс» и «Бутун Кыргызстан».
При этом, в списках и тех и других имеются кандидаты, составляющие авангард оскандалившихся на признанных несостоявшимися выборах-2020 партий «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан», «Кыргызстан».
Первую связывали с экс-президентом Сооронбаем Жээнбековым, а вторую — с экс-зампредседателя Таможенной службы Райымбеком Матраимовым. Недовольство вызывали и результаты голосования по дружественной к обитателям седьмого этажа третьей партии алкомагната Шаршенбека Абдыкеримова. «Кыргызстан» обвиняли в подкупе и применении административного ресурса.
В этом году ни одно из этих политобъединений в гонке не участвует.
Но за мандатами, как водится, опять отправились те, кто шел в октябре по их спискам.
Почти четверть кандидатов — 23,5 процента, или 243 человека, участвовали в парламентских выборах в 2020-м. В том числе пятая часть из них — 51 человек — числились в списках «Мекеним Кыргызстан» (31), «Биримдик» (12) и «Кыргызстан» (8).
Больше всего экс-кандидатов от этих на сегодня числится в списках «Ата Журт Кыргызстана» (12 человек) и «Ишеним» (10 человек). Наверное, поэтому их и называют проектами власти.
Но партии, готовые поддержать президента и кабинет министров, и партии, скроенные в президентской администрации, — разные по всем параметрам. Даже несмотря на то что в их рядах есть персоны, которые регулярно оказывались в партиях власти. Например, в акаевской «Алга, Кыргызстан», потом бакиевском «Ак-Жоле», потом атамбаевской СДПК. Теперь они перешли в «Ата Журт Кыргызстан», «Ишеним», «Азаттык». Поэтому, эти политорганизации и отнесли к провластным.
А в проекте одиозного Райымбека Матраимова, который, как утверждают в кулуарах, один из негласных спонсоров и этой кампании, считают «Ынтымак», где на сегодня числится девять бывших кандидатов от скандальных политорганизаций. Но при этом нет ни одного приближенного именно к клану Матраимовых. Тот же Алишер Козуев, который, по некоторым данным, приходится чуть ли не родственником Матраимовым, в рядах «Ата Журт Кыргызстана». Хотя его и приглашали в «Ынтымак». Не пошел.
Треть действующих депутатов Жогорку Кенеша — 42 человека — вновь хотят заседать в парламенте.
Больше всего — 10 человек — значится в списках партии «Альянс». В этом же перечне и Таабылды Тиллаев. Кстати, активный сторонник Райымбека Матраимова. Выступал на митингах в его поддержку, когда последнего заточили в СИЗО ГКНБ по обвинению в коррупции и незаконном обогащении.
Наверное поэтому, кандидатский состав как «Альянса», так и других партий, причисляющих себя к оппозиционным, вызывает скепсис в экспертных кругах и не дает возможности утверждать, что это оппозиционеры. К тому же, никакой альтернативы официальному курсу они так и не представили. И вряд ли разродятся какими-то идеями, придя в ЖК.
Отсюда и вывод у аналитиков неутешительный: на политическом поле нашей страны не оппозиционные партии и движения, а люди, которые хотят эксплуатировать оппозиционные идеи, чтобы получить дивиденды. Вот и партии, идущие на выборы, однотипны, различия лишь в вывесках. Движет их представителями единственное желание — заполучить депутатский мандат.
По новой Конституции нардепы менее защищены, но стремление попасть в парламент не угасает. Энтузиазм политиков непонятен. Либо они не читали Конституцию и не знают, что полномочия Жогорку Кенеша сильно урезаны, либо верят – несмотря на то, что парламент фактически превратился в нотариуса президентской администрации, сохранит высокий политический вес.
А вот в том, что в новом созыве нардепам сложнее будет консолидироваться, так как закон о выборах и Конституция заложили основу для будущих конфликтов, не сомневается никто.
Кроме того, из всех партий, баллотирующихся в ЖК, только у «Ата Мекена» есть история, остальные созданы под выборы. Кандидатами движет разность интересов и такая раздробленность также не способствует стабильности парламентской работы. Сейчас очень сложно сказать, как партии, олицетворяющие власть или оппозицию, поведут себя, когда окажутся в парламенте, поскольку политический ландшафт изменился и центр принятия решений сдвинулся.
Старая площадь никак не намекнула о своих симпатиях к какой-либо партии и вполне вероятно, что выборы-2021 могут пройти по сценарию выборов 2010 года.
Тогда тоже не было основного игрока. В результате большинство за счет протестного электората набрала партия «Ата Журт», состоящая в основном из бывших чиновников, которых Алмазбек Атамбаев обозвал реваншистами.
«Республика» бизнесмена Омурбека Бабанова пришла третьей. Предводителей апрельской смуты электорат не особо поддержал. Партия «Ата Мекен» с трудом преодолела пятипроцентный барьер, СДПК не набрала и 10 процентов голосов от общего количества.
Не шатко, не валко
Что касается кандидатов-одномандатников, то тут дело обстоит проще. Да, их баллотируется 288 человек, но они, как уверены эксперты, будут как раз задавать тон и ставить перед властью неудобные вопросы.
Причина в том, что одномандатников заботит свое политическое будущее. Им нет нужды стараться понравиться президенту и его окружению. Поэтому они будут действовать исходя из интересов своего округа, а также исходя из политической коньюнктуры. Жертвовать своими политическими перспективами, прикрывая недоработку чиновников, пришедшие от округов не станут и с ними сложнее будет договориться.
Политологи уверены, что никто из одномандатников, даже сейчас поддерживающих власть, если попадет в парламент, будь то лояльные Эльмурза Сатыбалдиев, Нурбек Джыргалбаев или Улан Примов, вряд ли впоследствии захотят на себя брать ответственность за проколы кабмина или президента.
А те, кто сегодня активно оппонирует, как тот же Дастан Бекешев или бывший телохранитель Атамбаева Канат Сагымбаев, могут сыграть и на стороне власти. В зависимости от расстановки фигур на политической шахматной доске.
А как же отзыв депутатов? Не превратится ли этот механизм в дубинку для слишком непослушных парламентариев? И тут, как утверждают эксперты, не все так просто. Более того, выгнать народного избранника, победившего на выборах в своем округе, невозможно.
Жогорку Кенеш и ЦИК не смогут отозвать парламентариев. Поскольку ни один из депутатов-одномандатников не забирает в свою пользу все голоса избирателей. Он побеждает зачастую лишь с небольшим отрывом. При этом остальные избиратели, оказавшиеся в меньшинстве, но отдавшие голоса за другого, вполне в будущем смогут инициировать вопрос отзыва этого депутата, нацеливаясь на повторные выборы. И это может продолжаться бесконечно.
Но на любую кампанию нужны деньги и организовать повторное голосование в том или ином округе по закону может только ЦИК. Для этого комиссия будет обязана закладывать средства в начале каждого нового года в смету своих расходов из республиканского бюджета.
При тотальном дефиците и попыток выбраться из экономической ямы, проводить без конца выборы – непозволительная роскошь. Поэтому, норму об отзыве депутата-одномандатника можно считать формальной. В Кыргызстане, кстати, был принят Закон «О порядке отзыва депутата Законодательного собрания и депутата Собрания народных представителей ЖК КР». Он просуществовал до 2006 года и был признан утратившим силу, поскольку на практике никогда не применялся.
«Поэтому как отдельные депутаты парламента, так и глава ЦИК, должны открыто говорить и о том, что статус и ответственность 36 будущих депутатов будут кардинально отличаться от правового положения и ответственности 54 парламентариев, избранных от политических партий. И случай досрочного прекращения депутатских полномочий, как отзыв депутатского мандата для первых, будет либо формален, либо обеспечит в будущем государственные затраты с постоянным проведением выборов по отзыву депутатов в отдельных округах», — сказал доктор юридических наук Канатбек Азиз.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: оппозиционное крыло в седьмом созыве будут формировать как раз таки именно одномандатники.
28 ноября кыргызстанцам предстоит определить состав нового парламента. Власти продолжают призывать избирателей не продавать голоса, а участников гонки — не нарушать правила.
Но честные выборы — не гарантия прихода в парламент профессионалов. Одной политической воли для проведения прозрачной кампании тоже недостаточно, как и для проведения реформ, построения сильного развитого государства. А для этого, кроме желания, нужны компетенция, опыт, профессионализм, навыки и знания.