Партийные тандемы и палитра одномандатников. Кто хочет в парламент?

0
10331

ЦИК приступит к регистрации кандидатов-одномандатников и партий, заявивших об участии в выборах с 18 октября. Спустя 10 дней, 28 октября страна узнает, кто войдет в избирательный бюллетень.

 

Пока кандидаты-самовыдвиженцы активно подают документы, политорганизации проводят съезды и формируют списки.

 

Задолго до объявления даты кампании, политики начали вести переговоры о слиянии. Партийные боссы понимают – партии больше не являются доминантами на политарене, следовательно, в одиночку выиграть гонку будет трудно – объединиться необходимо. Да и с деньгами на борьбу – дефицит.

 

После введения мажоритарно-пропорциональной системы да еще и с преференциальным голосованием, те, кто хочет получить мандат, решили, что надежней выдвигаться самому и по округу. В этом случае, сохраняешь не только деньги, но и не распыляешь голоса.

 

Более того, с учетом открытых списков нет гарантии, что вообще попадешь в ЖК.

 

Не зря эксперты прозвали предстоящие выборы политической рулеткой для кандидатов.

 

Уроки остались невыученными

 

Первыми брачный союз «заключили» «Реформа» и «Ата Мекен». Позже к созданной коалиции демократических сил под названием «Эгемен» присоединилась партия Жениша Молдокматова «Туран». Сам он находится под стражей по подозрению в причастности к октябрьским беспорядкам 2020 года.

 

На днях объединение устроило съезд. Топ возглавил бессменный лидер социалистов Омурбек Текебаев. В него вошли глава «Реформы» Клара Сооронкулова, бывший министр сельского хозяйства Тилек Токтогазиев, журналист-расследователь Али Токтакунов и действующий депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко.

В соцсетях перечень окрестили «медийным». В том плане, что все представленные в нем персоны широко известны в публичном пространстве. Политический капитал имеется только у Омурбека Текебаева. Что касается, к примеру, Натальи Никитенко, то она ассоциируется исключительно с «Ата Мекеном». Клара Сооронкулова, Тилек Токтогазиев и Али Токтакунов популярны в соцсетях. Но Facebook, Twitter и Instagram не представляют достаточного количества голосов, чтобы выигрывать. Так показывает практика. В октябре 2020 года ни «Реформе», ни «Ата Мекену» не удалось набрать даже пяти процентов.

Тандем позиционирует себя, как оппозиционный официальному курсу. Но в их риторике кардинальных идеологических изменений не слышно.

Еще один конгломерат, объявивший о своей оппозиционности – партия  «Бутун Кыргызстан» и Партия коммунистов Кыргызстана. На прошедшем съезде они огласили свой список. В него помимо Адахана Мадумарова вошли Исхак Масалиев, акыйкатчи Токон Мамытов, активистка Орозайым Нарматова, а также бывший глава Джалал-Абадской области Кыянбек Сатыбалдиев и директор Театр юного зрителя Темирлан Сманбеков.

Кроме того, стало известно, что с этой партией планируют баллотироваться депутаты Жогорку Кенеша Эмиль Токтошев (фракция «Ата Мекен») и Аккулу Бердиев (фракция «Бир Бол»).

В отличие от «Ата Мекена» и «Реформы», в октябре 2020-го партия «Бутун Кыргызстан» Рубикон в 7 процентов перешла. Это свидетельствует о том, что у «Бутун Кыргызстана» есть свой стабильный электорат. Но захочет ли Старая площадь видеть строптивого политика и его команду в седьмом созыве? Вопрос открытый.

Аналитики  полагают, что если бы Мадумаров выдвинулся по своему округу, шансов получить мандат, у него было бы больше.

Такое же мнение высказывается и относительно экс-спикера Ахматбека Келдибекова. Судя по тому, что его, а также Исмаила Исакова и Алтынбека Сулайманова вызывали недавно на допрос в рамках уголовного дела о попытке насильственного захвата власти, договориться с президентом и его окружением у них не получилось.

На этих выборах Келдибеков идет под флагом партии «Азаттык». В топ-5 вошли Жылдызкан Жолдошева, Исмаил Исаков, Медеткан Шеримкулов и Бактыбек Калмаматов. Партия называет себя оппозиционной.

Жылдызкан Жолдошева шла в октябре-2020 с партией Садыра Жапарова «Мекенчил». Более того, она активно поддерживала главу государства, когда тот находился в заключении. Почему она так и не попала в ближний круг – непонятно. Сама экс-нардеп считает, что стала вдруг неудобной, потому что не привыкла соглашаться и врать.

Активным оппонентом власти себя называет и бывший социалист Бактыбек Калмаматов. В январе он баллотировался в президенты и запомнился своей обличительной фразой про «обезьян, которые выбежали из леса и захватили власть».

В качестве несогласных выступят «Альянс», куда вошли лидер «Бир Бола» Алтынбек Сулайманов, республиканец Мирлан Жеенчороев, нардеп Жанар Акаев и его либеральная партия. Союз новый, необкатанный на выборах. Из представителей «топ-менеджмента» реальные финансы и небольшой, но все же перманентный электорат есть только у Сулайманова. Он выдвинулся как одномандатник в Оше. Это означает, что свои деньги потратит на собственную раскрутку, и в партийную кассу «Альянса» они не пойдут.

Эксперты отмечают, что из-за раздробленности, отсутствия денег и слабых кандидатов, оппозиция может проиграть. Политолог Эмиль Джураев считает, что никаких уроков из прошлогодней кампании оппонирующий блок для себя не вынес. Чтобы получить мандаты, нужно мобилизовать все ресурсы, а не распихивать яйца по разным корзинам.

Не дремлющее око

Не уступают в брачных играх оппозиции и лояльные власти силы. День открытых дверей — в партии «Ынтымак» во главе с Марленом Маматалиевым. За последние несколько дней к политорганизации присоединились «Чон казат» и «Келечек». Влиться также намерены партии «Бирге» и «Эл учун».

По списку «Ынтымака» на выборы идут торага Жогорку Кенеша Талат Мамытов и экс-министр по инвестициям Алмамбет Шыкмаматов.

Дружественной Старой площади эксперты называют и союз под названием «Честь и порядок». Его основали лидеры партий «Ар-Намыс», «Улуттар биримдиги», НДПК, руководители общественных объединений «Народный контроль», «Мекен сакчысы», «Козомол» и общественного движения «Соотечественники».

Феликс Кулов заявил журналистам, что председателем созданного объединения избрали его, но в парламент он баллотироваться не будет.

Что касается председателя «Улуттар Биримдиги», экс-мэра Оша Мелиса Мырзакматова, то он понимает – региональной партии без поддержки центра не обойтись. Но успеет ли договориться? В апреле и июле на местных и повторных выборах, Мырзакматов вступил в открытую конфронтацию с «Ата-Журт Кыргызстаном» и «Ишенимом». Это — проекты власти, как бы ни пытались убедить в обратном на Старой площади. Первый патронирует председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев, второй — влиятельный человек из окружения президента — экс-нардеп Арзыбек Бурканов.

Кстати, «Ата-Журт Кыргызстан» засватала «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева. Последний идет в списке под №2. За ним следом Равшан Сабиров — экс-депутат ЖК, экс-вице-премьер-министр и Джамиля Исаева — бывший заместитель директора Центра судебного представительства правительства КР.

«Без пары» остались «Ишеним», «Социал-демократы» и «Кыргызстан» Каната Исаева. У последнего, как сообщили источники, не получилось договориться с Адаханом Мадумаровым. Бывшие спикеры не сошлись по ключевым позициям в списке кандидатов. Сам Исаев выдвинулся как одномандатник.

К слову, как самовыдвиженец участвует в выборах-2021 и брат осужденного за коррупцию экс-заместителя главы таможенной службы Райымбека Матраимова, Искендер Матраимов. В 2015-м он пришел в ЖК по списку СДПК. Опять же, по версии источников, его и в этот раз обхаживали различные объединения. Но, видимо, ни в эту кампанию, ни в партии, обласканные властью, братья вкладываться не захотели.

Между тем, реестр подавших уведомления именно по одномандатным округам увеличивается. Причем ежедневно.

По данным ЦИК, представившей информацию по всем 36 округам в разрезе, самое больше число потенциальных борцов за мандаты — в Сузакском, Джети-Огузском, Иссык-Кульском, Кочкорском, Чуй-Кеминском избирательных округах, в среднем по пять человек на место.

Из общего числа подавших заявки (194 человека) — всего семь женщин. Две из них баллотируются по Кочкорскому округу, две — по Иссык-Кульскому, одна — по Ак-Суйскому и одна — по Сузакскому.

Гендерная квота на однамандатников не распространяется и, как и предсказывали эксперты, при мажоритарном принципе формирования, бороться за присутствие в высшем законодательном органе страны представительницам прекрасного пола наравне с мужчинами будет очень трудно.

Женщина воспринимается как инструментарий в домашнем хозяйстве. Сегодня она может занимать ведущие позиции, может быть финансово независимой. При этом, когда дело доходит до принятия важных решений, она остается послушным членом семьи.

Да, Кыргызстан взял на себя определенные обязательства и должен соблюдать их. В части, касающейся введения женщин в законодательную и исполнительную ветви власти. Но как реализовать даже те требования, которые имеются в новом законе? Ответа у политиков и его авторов нет.

Понятно, что уступать лакомый кусок мужчины соперницам по гонке не намерены. Да и с какой стати? Это борьба, и голосовать за женщину только потому, что она женщина избиратели на местах вряд ли будут. Поэтому, единственная возможность пройти в парламент – партии.

Как отмечают политологи, если раньше партийные организации воспринимались всеми политиками, как проездной в ЖК, то теперь привлекательность партийного билета сохранилась только для женщин, людей с инвалидностью, молодежи и этнических меньшинств.

Оно и понятно. Стать победителем в округе, не имея денег и электората, невозможно.

Пройти же по списку, при учете сохранившегося резерва – вполне реально.

Скандалы неизбежны

То, что эти выборы завершатся скандалами и митингами несогласных с их итогами, не сомневается никто. В Кыргызстане не умеют проигрывать достойно. А в честность триумфа конкурента не верят.

Не верит и избиратель, что его голос не будет украден.

С начала кампании внутри политической элиты бродят слухи о готовящихся волнениях. Правда, в президентской администрации их называют не более, чем мифами, рожденными в беспокойных умах отдельных политических аутсайдеров. Впрочем так же там думали и в ноябре 2020-го. Чем все закончилось — известно.

Секретарь Совбеза, назначенный и председателем Республиканского штаба по подготовке и проведению выборов Марат Иманкулов утверждает: вмешательства не будет, а чиновники, которые попробуют так или иначе влиять на процесс, понесут уголовную ответственность.

Политики, примкнувшие к потенциальным фаворитам гонки, также заверяют – для честных и прозрачных выборов созданы все условия.

В качестве аргументов приводят четыре пункта: нет так называемой партии власти, еще до конца выборов назначенной победителем. Значит, административный ресурс становится бессмысленным, никто не «давит» оппозицию, обеспечен свободный доступ к СМИ и социальным сетям, а также ликвидирован институт массовой прописки.

Но угроза подкупа осталась. В то же время, толстосумы поняли, после отмены итогов голосования на местных выборах в трех городах – Бишкеке, Оше и Токмаке – деньги играют важную составляющую, но их наличие не поможет получить мандат.

С другой стороны, любой президент хочет иметь подконтрольный парламент. А это возможно, только если в него пройдут лояльные и послушные люди, желательно уязвимые, а потому и зависимые.

Несмотря на урезанные полномочия и сокращенную численность, ЖК останется влиятельным политическим институтом. А это означает, что заинтересованность в мандате никуда не исчезнет, как и возможность получить определенные привилегии и «доступ к телу».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.