Последняя сессия ЖК: ни строчки, ни вздоха

0
2368

На этой неделе завершается внеочередная сессия Жогорку Кенеша. Депутаты шестого созыва, споры о легитимности которого не утихают и по сей день, проявили за этот месяц просто чудеса работоспособности.

Приняли в трех чтениях новые редакции Уголовного и Уголовно-Процессуального кодексов, одобрили проект закона, запрещающий забой лошадей на поминки и свадьбы, и главное – приняли в первом чтении закон о выборах, ориентированный на введение смешанной избирательной системы.

Законопроектам «О кабинете министров», «О местном самоуправлении» и «О государственной администрации» повезло меньше. Парламентарии разнесли их в пух и прах, и сняв с повестки, отправили на доработку.

Что-то пошло не так

Заместитель лидера парламентской фракции «Ата Мекен» Наталья Никитенко заявила, что эти инициативы, которые не пришлись по вкусу депутатскому корпусу – побочный продукт наспех принятой Конституции. В частности, нардепов возмутил тот факт, что согласно документу о кабмине, Жогорку Кенеш превращается в нотариуса, а министры подчиняются только президенту и  исполняют только его поручения. Кроме того, наделяются привилегиями — не могут подвергаться преследованиям за исполнение своих полномочий. Привлечение к ответственности по другим основаниям допускается только с согласия главы государства.

Имеющий госнаграды министр не может содержаться под стражей, за исключением домашнего ареста.

Парламентарий Рыскелди Момбеков предложил включить, в таком случае, членов кабмина в Красную книгу, как редких животных.

Смутила депутатов и статья 6. В ней прописано, что в случае, если Жогорку Кенеш в установленные сроки не примет решение по внесенным кандидатурам, то они считаются согласованными. Нардепы посчитали ее опасной.

«Предложенный иммунитет для чиновников, безнаказанность и высокая степень защиты создадут новую касту особенно неприкосновенных. Это породит серьезное недовольство народа. Куда мы придем с таким законом? К бардаку, безответственности и новому витку коррупции и воровства», — сказала Наталья Никитенко.

Она добавила, что если закон будет принят в таком виде, то он позволит создать в стране «организованную политическую группу», которая будет абсолютно независима от мнения народа, кенешей, парламента. Перед кем они будут ответственны? Ни перед кем. Закон, суды, мнение общественности ничего не будут значить.

Между тем, министр юстиции Асель Чынбаева пояснила, что проект закона предложен в первом чтении и депутаты могут внести свои изменения.

«Это не окончательная версия, мы можем вместе доработать. Что касается структуры кабинета министров, то она прописана в Конституции. Менять Основной закон мы не можем», — сказала чиновница. Но нардепы наотрез отказались утверждать такую противоречивую концепцию и вернули проект разработчикам.

Такая же участь постигла и законопроекты «О местном самоуправлении» и «О государственной администрации».

В них заложены взрывоопасные пункты и он ведет к нарушению действующей Конституции. Она установила, что местное самоуправление — это гарантированное право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно решать свои вопросы, исходя из их собственных интересов и под свою ответственность.

Однако авторы документа сделали все, чтобы у граждан не осталось никаких механизмов участия в местном самоуправлении, кроме курултаев, действующих без устава. Причем это касается и городов и сел. На выборы мэра или главы айыл окмоту горожане влиять не могли и не могут. Теперь такими же бесправными стали и местные кенеши.

В частности, предлагается изменить правила избрания мэров Бишкека и Оша:

  • мэры назначаются председателем кабинета министров с согласия местного кенеша;
  • для получения согласия горкенеша вносится одна кандидатура, он должен рассмотреть ее в течение пяти дней, а затем одобрить или отклонить;
  • если в указанный период кандидатура не будет рассмотрена, она считается одобренной;
  • если в указанный период будет получен отказ от назначения, глава кабинета министров назначит мэра самостоятельно;
  • полномочия мэра не связаны со сроком полномочий горкенеша или со сменой председателя кабмина.

Сейчас мэры Бишкека и Оша избираются городскими кенешами на срок их созыва. Право на выдвижение кандидатур имеют фракция горкенеша, коалиция и премьер-министр. Если предложенный вариант все же пройдет, то депутаты местных кенешей права выбирать городского или сельского главу, лишатся.

В документе также нет определения, что такое система органов МСУ. А понятие «местное самоуправление» не соответствует указанному в Конституции.

Исключена и действующая норма о том, что горожане могут собираться в общественные объединения, ассоциации и союзы, хотя право на объединение, опять же, гарантировано Основным законом.

Когда не думают о последствиях

Гнев народных избранников можно было бы понять и оценить, если бы ранее эти самые нардепы не протащили в обход всех действующих процедур и собственного регламента, законы о назначении референдума на 10 января и 11 апреля.

В Конституции, за которую при явке 36,6 процента проголосовали 79,56 процента, все эти аспекты отражены.

В частности, там говорится, что президент теперь не только глава государства, но и возглавляет исполнительную власть. Это значит, что он заменит премьер-министра и будет руководить работой кабмина.

Президент будет возглавлять заседания кабинета министров, нести ответственность за его работу, давать поручения.

Глава государства сможет вносить на рассмотрение парламента законы. Раньше у него такого права не было. Ему теперь позволено назначать и увольнять глав местных администраций. Прежде это была прерогатива премьер-министра.

Поэтому, действия шестого созыва сейчас, его фи в адрес чиновников, напоминают поведение унтер-офицерской вдовы, которая сама себя выпорола.

Зато прошли на ура кодексы и спорный проект закона о выборах. Чтобы помочь депутатам проголосовать правильно, президент Садыр Жапаров 21 июля собрал членов ЖК у себя в резиденции на откровенный разговор. В частности, чтобы услышать, что именно в предложенном варианте не устраивает членов ЖК.

Оказалось не нравится, что вводится мажоритарно-пропорциональная система. Хотя, норма о том, что система будет изменена в соотношении 55/35 и до 90 человек сократится депутатский корпус, также заложена в Конституции. Но ее, естественно, законотворцы не читали или не усвоили прочитанное.

Парламентарии заявили Садыру Жапарову, что не хотят одномандатные округа и требуют ввести преференциальное голосование, то есть открытые списки. Эта идея принадлежала изначально лидеру парламентской фракции «Бир Бол» Алтынбеку Сулайманову и законопроект его коллеги поддержали в первом чтении. И… отправили под сукно.

Председатель ЦИК Нуржан Шайлдабекова, которая также присутствовала на встрече депутатов с президентом, парировала – ввести преференциальное голосование на выборах в Жогорку Кенеш этой осенью невозможно. Центризбирком технически не успеет подготовиться. Более того, такой формат предполагает, что избиратель будет голосовать по компьютеру, через специальный чип. Нардепы опять возмутились и заявили, что Шайлдабекова всех подставляет.

Но эти претензии не обоснованны. Вводить открытые списки нужно и с этим никто не спорит, чтобы лишить партийных боссов возможности жонглировать кандидатами на свое и спонсоров усмотрение, но не в бумажном варианте. Иначе это будет не бюллетень, а рулон и в АСУ отсутствует программа, которая смогла бы считать такие данные.

P.S. После пререканий и взаимных упреков, депутаты все же поддержали новый закон о выборах в первом чтении. В день закрытия внеочередной сессии, примут в режиме второго и третьего. После чего, он уйдет на подпись президенту. как глава государства завизирует его, будет объявлена дата кампании. В документе сказано, что теперь выборы будут проходить в последнее воскресенье октября.

Что касается проектов законов о кабмине и МСУ, так их предстоит рассмотреть и принять уже седьмому созыву, более сговорчивому.

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.