Поздно вечером 5 июля стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Орхан Инанды, один из руководителей FETO, схвачен и доставлен в Турцию. Это заявление транслировалось в эфире телеканала TRT и, наконец, поставило точку в затянувшихся поисках Инанды в Кыргызстане.
В своем выступлении президент Реджеп Тайип Эрдоган указал, что эту успешную операцию зарубежом провела Национальная разведывательная организация (Milli Istihbarat Teşkilatı). «В результате своей оригинальной и терпеливой работы MIT доставил в нашу страну Орхана Инанды, генерального директора FETO в Центральной Азии, и предал его правосудию», — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Как известно, Орхан Инанды, президент международного образовательного учреждения «Сапат» исчез 31 мая 2021 года. Его супруга сразу обратилась к президенту Садыру Жапарову с просьбой помочь в поисках мужа.
В Октябрьском РУВД Бишкека была создана следственно-оперативная группа. По факту исчезновения Орхана Инанды было возбуждено уголовное дело по статье «Похищение человека». Однако больше месяца никакой информации о месте его нахождения не поступало. Как отмечали в соцсетях, все напоминало лишь иммитацию розыскной деятельности.
А тем временем Садыр Жапаров отправился в Турцию с визитом, где на встрече с президентом Турции Реджепом Эрдоганом обсуждалась роль ФЕТО, как террористической организации. Это подтвердил турецкий лидер на совместной пресс-конференции, что с Садыром Жапаровым «были обсуждены вопросы борьбы с террористическими организациями, в том числе с ФЕТО, а также аспекты сотрудничества в регионе».
«Мы солидарны с моим дорогим братом, что ФЕТО представляет угрозу национальной безопасности обеих стран», — заявил тогда буквально Реджеп Таип Эрдоган.
Все это происходило на фоне исчезновения Орхана Инанды. На что бурно отреагировали социальные сети, предположив что визит Жапарова в Турцию был сделкой с властями Турции выдать им президента «Сапата», которого они обвиняли в связях с ФЕТО, потому что образовательные учреждения сети «Сапат» в Кыргызстане в свое время были учреждены последователями Гюлена, и требовали закрыть эту сеть. Но официальный Бишкек дважды отклонил это требование.
В 2016 году Атамбаев на пресс-конференции для СМИ сказал, что не знает организацию Фетхуллаха Гюлена и считает, что сопоставлять школы с организацией, которая готовила переворот в Турции, глупо.
«Закрывать их мы не будем» и «пугать или учить нас не надо», — сказал тогда Алмазбек Атамбаев.
В 2018 году Президент Турции вновь обратился уже к президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову совместно бороться с FETO и школами, которые были ими созданы. На что Жеенбеков сказал, что школы «Себат» уже преобразованы в «Сапат», в число учредителей вошло Министерство образования КР и их деятельность находится пол контролем государства.
Объявление президентом Турции 6 июля о спецоперации захвата и вывоза из Кыргызстана Орхана Инанды выглядела, как шок. Депутат Дастан Бекешев заявил, что эта операция была согласована с ГКНБ и властями Кыргызстана. «То, что должно было произойти, произошло. Я говорил еще 9 июня на заседании, что рано или поздно Турция похвастается тем, что вывезла Инанды в Турцию. Думаю, что перед нашими властями поставят еще этот вопрос, причем на международной арене. Будет и уголовное дело, я не сомневаюсь, как и в том, что эта операция была согласована с ГКНБ, иначе она могла бы провалиться. А это стыд и позор для Анкары».
Ранее в СМИ Турции сообщалось, что к пропаже Орхана Инанды причастен ГКНБ.
Общественный резонанс заставил МИД КР вручить ноту протеста Чрезвычайному и Полномочному Послу Турецкой Республики Ахмету Садыку Догану.
Общественность также требовала официального комментария властей. На что президент Садыр Жапаров в эксклюзивном интервью 24.kg ответил, что в тот же день (31 мая. — Прим. 24.kg) похищения он получил дать ему подробную информацию об Орхане Инанды. Как он выяснил, оказалось, что с 2016 года предпринимались уже три попытки его похищения.Третья попытка была зимой, тогда его по сути спасли сотрудники ГКНБ. Орхан Инанды и его семья знали об этом. «Камчыбек Кыдыршаевич (Камчыбек Ташиев — председатель ГКНБ. — Прим. 24.kg) тогда предупредил Орхана Инанды, не ходите один, всегда будьте в сопровождении телохранителей. Но на это не обратили внимания».
Депутат парламента Наталья Никитенко так прокомментировала скандал вокруг Орхана Инанды, как известно, гражданина Кыргызcтана. По ее словам, произошедшее похищение гражданина страны стало позором для всего Кыргызстана, пощечиной.
«В течение месяца нас всех, в том числе депутатов парламента, обманывали, показывая активную деятельность по поиску гражданина страны. Проморгали незаконную деятельность иностранной спецслужбы на нашей суверенной территории? Факт остается фактом: структуры, призванные проводить контрразведку и обеспечивать безопасность граждан, не смогли обеспечить безопасность нашего гражданина», — сказала Наталья Никитенко.
Она возмущена, что власть не может ни защитить, ни накормить, ни вылечить. А органы безопасности полностью себя дискредитировали.
«МВД не может обеспечить безопасность на наших улицах, больницы переполнены, вакцины нет, экономика медленно умирает, водой обеспечить фермеров не можем, цены на все растут. Это краткий перечень «достижений». Что еще должно произойти? И еще один вопрос. С прошлого октября власть говорила об ответственности, о том, что все должно быть у одного человека. Ради этого ломали систему власти, поменяли Конституцию, ради этого лилась кровь. Все. Теперь вся власть у одного человека. И что? Где эта ответственность? Где решения?», — подчеркнула Наталья Никитенко.
Экс-судья Конституционной Палаты Клара Сооронкулова написала в соцсетях, что появилось еще одно основание для импичмента, так как «согласно статьи 51 Ханституции гражданин Кыргызской Республики не может быть выдан другому государству. А нарушение Конституции — основание для отрешения от должности Президента. Так и написано в статье 71 Ханституции, черным по белому».
Кроме этого, нам напоминают, что Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений, принятая резолюцией 47/133 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года говорит, что любой акт насильственного исчезновения является оскорблением человеческого достоинства. Ни одно государство не должно практиковать, позволять или допускать насильственные исчезновения.
Любые заверения о том, что будут проводить дальнейшее расследование и пытаться вернуть гражданина Кыргызстана Орхана Инанды в страну, выглядят неубедите