Страсти по «Кумтору». Попытка №…забить курицу, несущую золотые яйца

0
29095

Золотые прииски «Кумтора» всегда являлись предметом политических спекуляций в Кыргызстане. Каждый президент, начиная с Аскара Акаева, считал своим долгом инициировать пересмотр соглашения с канадскими инвесторами и каждый раз на невыгодных для Кыргызстана условиях.

Садыр Жапаров решил не отставать от своих предшественников. Напомним, что именно на теме «Кумтора» Жапаров, еще будучи депутатом, сделал себе не только политическую карьеру, но и заработал срок.

Он получил 11,5 лишения свободы по статье «Захват заложника» УК КР. Тогда, в октябре 2013 года сторонники Садыра Жапарова в Караколе удерживали силой и грозились сжечь Эмильбека Каптагаева, возглавлявшего в то время Иссык-Кульскую область.

Придя к власти в январе 2021-го, Садыр Жапаров пообещал не трогать канадских инвесторов и не поднимать тему национализации месторождения. Тем более, что золота там, как он заявил, «практически не осталось» и к 2023 году иностранная компания намерена свернуть все работы на руднике. Но слово не сдержал.

Накануне Садыр Жапаров одобрил принятый 6 мая депутатами Жогорку Кенеша законопроект о внешнем управлении на предприятиях, «допустивших нарушения требований охраны недр, экологической и промышленной безопасности, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ».

Кроме того, Уголовный кодекс дополнен статьей, предусматривающей ответственность за нарушение ограничений для органов управления акционерным обществом в случае введения временного внешнего управления.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Документ, поддержанный нардепами и подписанный президентом, напрямую касается «Кумтора». Уже есть судебное решение о взыскании с компании компенсации в размере более $3 миллиардов за экологический ущерб.

Активизировалась и государственная комиссия по «Кумтору» во главе с парламентарием Акылбеком Жапаровым. 17 мая депутаты соберутся на внеочередное заседание. Повестка дня до сих пор не оглашена, но уже известно, что обсуждать народные избранники будут национализацию приисков.

Что говорит Centerra и не только она?

После того, как Садыр Жапаров, утвердив закон, дал понять, что «Кумтор» опять под прицелом и на этот раз очередной ревизией соглашений дело не ограничится, горнодобывающая компания Centerra Gold Inc. выступила с заявлением.

Судя по резкой риторике, заигрывания со строптивыми кыргызскими политиками канадцам надоели. Они дали кабинету министров 45 дней. Если чиновники не начнут переговоры, то компания обратится в арбитражный суд.

Руководство также объявило, что ему стало известно о ряде правовых и политических событий в Кыргызстане, которые могут оказать влияние на владение рудником «Кумтор» и ее права в соответствии с пересмотренными проектными соглашениями от 2009 года.

«Компания понимает, что принятый законопроект о внешнем управлении будет применяться в обстоятельствах, при которых «Кумтор Голд Компани» (КГК) нарушает определенные законы Кыргызстана, касающиеся безопасности. Следовательно, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, запрещая менеджерам КГК управлять рудником (под угрозой уголовных санкций) и позволяя премьер-министру назначать внешнего управляющего для контроля всей управленческой деятельности КГК, включая банковские счета», — говорится в обращении к властям Кыргызстана.

В компании посчитали, что подобное решение может привести к крайне нежелательным последствиям для и без того сурового инвестиционного климата в Кыргызстане.

Позицию Centerra Gold Inc. поддержала региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук.

Она отметила, что когда нарушаются пункты контракта, причем системно и без каких-либо на то веских причин, это отрицательный сигнал и ведет к тому, что инвесторы два-три раза подумают, вкладывать в Кыргызстан или нет. «Если посмотреть на тенденцию инвестиций в развитие страны, то они падают. Борьба за инвесторов в регионе растет, и страны должны установить такие правила игры, которые будут стабильны и постоянны. Они должны давать гарантии, что инвестиции принесут результаты», — подчеркнула Лилия Бурунчук.

Она добавила, что на встрече с представителями Всемирного банка президент Садыр Жапаров говорил о главном приоритете — привлечении инвестиций в экономику. «Мы надеемся увидеть создание более правового поля», — заключила Лилия Бурунчук.

Сделали по поводу «выдавливания» канадцев совместное заявление посольства Канады и Великобритании в Кыргызстане.

Они отметили, что как важные инвестиционные партнеры Кыргызстана, обеспокоены недавними событиями в горнодобывающем секторе. «Мы внимательно следим за развитием событий, связанных с законом об акционерных обществах, и предстоящим внеочередным заседанием парламента Кыргызстана 17 мая, на котором, как мы понимаем, депутаты обсудят вероятную национализацию компании «Кумтор Голд Компани», — говорится в заявлении.

В диппредставительствах отмечают, что оба эти действия, в частности, вызывают серьезную озабоченность из-за их потенциально далеко идущих последствий для прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан.

Прозрачная и справедливая бизнес-среда имеет решающее значение для восстановления после пандемии COVID-19.

«Меры, негативно влияющие на торговлю и прямые иностранные инвестиции, еще больше подорвут и без того хрупкое экономическое положение кыргызского народа. Мы выражаем надежду на то, что торговые соглашения будут соблюдены, а разногласия будут быстро и полюбовно разрешены при совместной работе иностранных инвесторов и правительства Кыргызстана», — заключили в посольствах.

Наше дело правое?

Между тем, глава Госкомиссии по «Кумтору» Акылбек Жапаров заявил, что Кыргызстан готов к международному суду и «потерять лицо» не боится.

Нардеп указал на то, что экологический ущерб и налоговые невыплаты канадской компании составили $4 миллиарда 220 миллионов.

«Ее стоимость оценивается в $2 миллиарда 450 миллионов. Мы будем пытаться изыскать ущерб через наши суды. По нашим законам, если компания не сможет выплатить исковую сумму, то их имущество переходит истцу. Основной счет компании находится в Торонто, на местный счет они перечисляли деньги только на заработную плату. Если введем внешнее управление, то с мая золото останется в Кыргызстане», — отметил нардеп.

Ревизия соглашений с компанией от 2009-го и 2013-го годов показала — Кыргызстан не получил ожидаемой прибыли от акций в Centerra Gold из-за провальной дивидендной политики. Так считают члены госкомиссии.

Они заявляют, что ежегодные расходы Centerra Gold для выплат высшему руководству составляли $8,3 миллиона. Компания тратит на содержание офиса в Торонто $30-32 миллиона в год. Между тем, в Бишкеке они не построили ни одного офиса. Более того, из-за покупки компании Thompson Creek Кыргызстан потерял 6 процентов акций.

«За 2019-2021 годы акции Кыргызстана в компании снизились от 33,3 до 26,1 процента. Потеря доли акций составила 7,2 процента. Акции Кыргызстана с 2016-го уменьшались постоянно», — считает Акылбек Жапаров.

Далее представители комиссии подсчитали ущерб, нанесенный Кыргызстану иностранными разработчиками «Кумтора» по соглашениям 2013-го и 2020-го годов. Напомним, последний раз договор пересматривался при президенте Сооронбае Жээнбекове.

По данным госкомиссии, Кыргызстан потерял $438 миллионов. Только от соглашения, подписанного в 2019 году, потери страны составили $60,2 миллиона.

Депутаты считают, что ущерб должны возместить чиновники, имеющие в разные годы отношение к составлению и подписанию заведомо, как они отмечают, невыгодных для КР договоров с Centerra.

Это госизмена

Государственная комиссия по проверке деятельности «Кумтора» предлагает рассмотреть ответственность высокопоставленных лиц страны, заключавших соглашения с канадской компанией.

Акылбек Жапаров заявил, что действия экс-президентов и правительств Кыргызстана — это измена государству. Он отметил, что в свое время президенты лишили страну возможностей обратиться в суды, дали беспрецедентные налоговые льготы, лишив бюджет доходов.

«Семья Аскара Акаева ставила свои интересы выше государственных. В материалах комиссии есть информация о связи семьи с компанией «Азия голд», которая получила 3,8 процента акций Centerra Gold. Затем компания покупает пять лицензий на золоторудные месторождении Кыргызстана, одно из них Талды-Булак Левобережный, владельцем которого является сын сестры Майрам Акаевой. С момента выхода Centerra Gold семья Аскара Акаева получила $55,6 миллиона. «Камеко» вместе с семьей первого президента создала Centerra Gold и заставила правительство продать 33 процента наших акций», — говорит Акылбек Жапаров, добавляя, что от грабительского соглашения получил свой профит в сумме $10 миллионов на предвыборную агитацию и Алмазбек Атамбаев, когда в 2011-м участвовал в президентской гонке.

По законодательству не допускается финансирование выборов иностранными государствами, запрещено вмешиваться в выборы.

Обличая бывших президентов и премьеров, парламентарий позабыл уточнить, что когда готовилось и подписывалось соглашение в период с 2007 по 2009 год, он сам входил в состав кабмина и занимал пост министра экономического развития и торговли.

Крест Запада

Руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что в условиях нарастающего противостояния по линии «Россия — коллективный Запад» зачистка Кыргызстана от иностранных инвесторов может иметь очень неожиданные последствия для Бишкека.

По его мнению, если Садыр Жапаров решится на национализацию «Кумтора», что показывают последние инициативы отдельных парламентариев, он должен быть готов к неприятностям.

Аналитик не исключает, что в этом случае, на Западе развяжут информационную войну.

Осознают ли это на Старой площади? Сомнительно. Поскольку, инициаторы «отъема» рудника не ответили до сих пор на самый главный вопрос: кто купит «Кумтор» после того, как оттуда выпроводят канадцев?

Экономисты склоняются тому, что это может быть Китай. В то же время, в экспертных кругах бытует мнение: Пекину такой проблемный актив не нужен.

«Потенциальное приобретение будет обременено бесконечными исками и смутными перспективами. А у Пекина в Кыргызстане и без «Кумтора» хватает проблем на своих горнодобывающих предприятиях. Да, они заинтересованы в расширении сырьевой базы. Но в отношении «Кумтора» надо четко понимать соотношение плюсов и минусов. Нужно смотреть цифры и считать, что гипотетический китайский инвестор приобретет и чем будет перекрывать вероятные риски», — пояснил Андрей Грозин.

Трудность еще и в том, что даже если Бишкеку каким-то чудом удастся продать предприятие, это не принесет особой пользы. Деньги потратят мгновенно, а поступлений от «Кумтора» уже не будет.

Ситуация с наполнением республиканского бюджета близка к катастрофической. Финансовые инъекции Москвы, Нур-Султана и Ташкента положение не спасают. Рассчитывать же на ЕС, США и Великобританию в случае отжима «Кумтора» и вовсе не приходится. Запад не будет спонсировать государство, у которого на международной арене репутация «дикого рейдера».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.