Послание президента: поиск своей идентичности

0
1241

Новая Конституция подписана Садыром Жапаровым в аккурат 5 мая, День Конституции, установленный еще в 1993 году на XII сессии Верховного совета Кыргызской Республики. С того времени в нее неоднократно вносились изменения и дополнения. 11 апреля 2021 года в стране прошел новый референдум по изменению Конституции страны, изменивший расстановку сил в пользу президентской формы правления. В связи с этим Жапаров обратился с посланием, в котором затронул ряд жизненноважных задач в разных областях деятельности государства.

 

Одновременно, он объявил о составе нового правительства и кабинете правительства. Отныне у нас нет премьер-министра, функции которого будет совмещать президент. Вводится должность Госсекретаря и институт Курултая.

 

Однако, как он отметил, нынешнему Жогорку Кенешу до 1 октября предстоит принять ряд законов, которые продвинут предлагаемые Жапаровым реформы.

Из чего следует, что парламентские выборы будут еще раз отодвинуты. Может быть поэтому он практически не говорил о новой избирательной системе, как мы будем выбирать следующий парламент. Лишь один раз он остановился на прошедших недавно выборах в местные кенеши, отметив что опять имел место подкуп.

Наследство у Жапарова незавидное, как сказал дословно сам: «Ни одному из предшествующих президентов не выпали на долю столь сложное экономическое положение и кризисная ситуация как сейчас». Но не ему жаловаться, он знал на что идет, если только не предположить, что его кто-то уговорил стать президентом.

Так что же все-таки ему досталось кроме дефицита бюджета в 20 миллиардов сомов и пандемии?

Текущую ситуацию с момента обретения независимости Жапаров охарактеризовал следующим образом:

— деградация традиционных, культурных и духовных ценностей народа;

— разрозненность общества;

— стагнация системы государственного управления;

— ослабление экономики;

— зависимость нашей страны от внешних сил, особенно от ресурсов и центров влияния.

Очень интересный последний пункт, который еще потребует более подробного анализа, но что бросилось в глаза уже сейчас, так это то, что он не обозначил ни стратегических партнеров, ни союзников. «Мы продолжим сотрудничество с Евразийским экономическим союзом, который является ведущим и конкретным внешнеполитическим проектом. Мы намерены развивать сотрудничество в двустороннем формате, в рамках встреч глав государств Центральной Азии, а также в формате 5 + 1», — сказал Жапаров о международных отношениях, не упомянув ни одной страны, как впрочем и не использовав привычные термины: внешняя политика или внешнеполитический вектор. Неужели, действительно, мы будем уходить от зависимости нашей страны от внешних сил и патронажа?

Вообще же, надо отметить, что Жапаров сделал в своем послании большой упор на кыргызскую идентичность, поиск своего пути, своей собственной модели экономического развития. Для широкого, открытого, всестороннего обсуждения этой цели он призвал накануне тридцатой годовщины независимости провести всемирный курултай кыргызского народа. Отдельным пунктом он утвердил программу развития государственного языка, который станет обязательным элементом государственной политики.

Жапаров попытался подробнее остановиться на экономических реформах, но звучит все пока нестройно, фрагментировано. «Запланировано проведение экономических реформ, включая развитие фискальной, судебной, правозащитной, транспортно-логистической, а также внешнеторговой политики. Цифровизация должна стать всеобъемлющим элементом реформ. Во-первых, мы создадим максимально благоприятные условия для ведения бизнеса. Прежде всего, это будет защита от несанкционированных проверок, вмешательства, рейдерства и нападений. Устраним бюрократические барьеры, сократим сроки получения лицензионно-разрешительных документов, обеспечим свободный оборот капитала. Осуществим реформу фискальной системы, направленной на улучшение управления, упрощение и цифровизацию процедур, снижение налогового бремени и вывод бизнеса из тени. Мы выведем диалог государственно-частного партнерства на новый уровень!» — перечислил президент-премьер-министр Жапаров набор уже озвученный многократно его предшественниками, но безуспешный.

То же касается и его предполагаемых реформ в судебной системе и правоохранительных органах. «Я вижу две основные причины происходящего. Первая – это глубоко укоренившаяся «презумпция виновности», которая определяет позицию и отношение следователей, прокуроров и судей. Не расследовав инцидент до конца, они сразу видят в человеке преступника и начинают доказывать его вину. Еще до вынесения приговора, пресс-службы пишут, что людям предъявлены обвинения в самых тяжких преступлениях! Следствие должно быть беспристрастным, а суд – справедливым! Вторая причина недоверия населения к правоохранительной и судебной системам – коррупция, позволяющая покупать любое заключение следователя, любой приговор суда», — говорит Жапаров. Но именно с его приходом во власть установилась практика «хватать и закрывать», или просто «отжимать» без суда и следствия. При этом, многие коррупционеры ходят на свободе. А оправдание Раима-миллиона останется на его совести навсегда.

Весьма практичными можно назвать предложенные изменения в Вооруженных Силах. Они включают в себя два основных направления. «Нам необходимо организовать армию по принципу специальных подразделений, полностью подготовленных и технологически оснащенных для ведения боевых действий в горных условиях. С другой стороны, мы перейдем к созданию «народных дружинников». Эта система обеспечивает высокий уровень мобилизационной готовности населения, проживающего в приграничных районах, возможность сосредоточить значительные силы против военных угроз и нападений», — рассказал Жапаров.

Не ясно до конца, что предлагается делать в образовании и здравоохранении. Какие-то обрывки о создании «кыргызских лицеев» и внедрение ваучерной системы финансирования учебных заведений. В здравоохранении то же самое, что уже слышали и раньше: укреплять и модернизировать центры семейной медицины, создать условия для развития рынка современных диагностических центров и лабораторных услуг во всех регионах, внедрить механизмы ценорегулирования на лекарственные средства. А вот о нетрадиционной медицине в виде настоек из аконита – ни полслова. И слава Богу.

И в заключение: несколько раз Жапаров подчеркивал в своей речи, что многое в продвижении реформ зависит от кадрового потенциала, но не упомянул ни одного имени, представляющего его команду. Хотя, кому это теперь интересно? Садыр Жапаров теперь по новой Конституции сам себе жнец и кузнец.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.