Новая Конституция принята. Что дальше?

0
32740

Несмотря на протесты части общества, в основном представителей кыргызской элиты, а также негативные комментарии сразу нескольких солидных международных организаций, референдум по принятию новой Конституции состоялся.

80% тех, кто пришел 11 апреля на избирательные участки проголосовали «за» внесение в Основной закон 81 поправки. Впрочем в абсолютных цифрах количество поддержавших конституционную реформу Садыра Жапарова не так уж велико. Явка на референдуме составила 34,6%. То есть из более, чем трех с половиной миллионов избирателей приняли участие в голосовании чуть более миллиона двухсот тысяч, из которых проголосовали «за» около девятисот тысяч.

Но вся эта арифметика не очень важна. Важен сам факт того, что власть получила результат, который был ей нужен и теперь Кыргызстан будет жить по Основному закону, значительно отличающемуся от действующей Конституции.

Основные изменения

Новую редакцию Основного закона ее критики часто называют «ханституцией». Многие эксперты полагают, что это вполне справедливо, ведь Кыргызстан опять возвращается к чисто президентской форме правления, но со своими нюансами. Президент по принятой Конституции будет теперь возглавлять и исполнительную власть. Он же будет ее формировать. То есть все кадровые назначения и все решения полностью в руках главы государства. Только он будет решать кого из чиновников, включая глав местных администраций, казнить, а кого миловать. Естественно в прерогативе президента и назначения председателей Верховного и Конституционного судов ( Конституционный суд пришел на смену Конституционной палате), половины членов Центризбиркома, а так же формального председателя правительства, который по совместительству будет являться и главой президентской администрации. Вернулось президенту и право объявлять референдум, а так же вносить законопроекты на рассмотрение парламента.

Занимать должность президента теперь можно дважды. Срок по пять лет, но в случае Садыра Жапарова сделана оговорка. Поскольку он уже избран по старой Конституции, где срок президентских полномочий – шесть лет, то это ему засчитают как первый срок, чтобы не проводить перевыборы. Затем он сможет еще раз избираться, но уже на пять лет. Таким образом у Жапарова есть шанс управлять Кыргызстаном до 2032 года.

Объявить импичмент Президенту по новому Основному закону практически невозможно. Потому что, помимо заключения Генпрокуратуры о совершенном преступлении парламенту нужно будет получить еще и согласие Конституционного суда. А потом проголосовать за отрешение от должности не большинством, как сейчас, а двумя третями.

Существенные изменения в новой Конституции затронули Жогорку Кенеш. В парламенте будет 90 депутатов вместо 120 и ожидается, что избираться они будут по пропорционально-мажоритарной системе. В каком соотношении пока не ясно. Это будет определяться отдельным законом. Еще одно новшество – депутаты -прогульщики, пропустившие десять рабочих дней во время одной сессии без уважительной причины будут лишаться мандата.

Курултай, который по первоначальному замыслу Садыра Жапарова должен был стать новым значимым органом с контрольными функциями, таковым так и не стал. В новой Конституции Курултай прописан, как наблюдательное, совещательное собрание, дающее рекомендации, касающиеся развития общества. Однако как будет работать Курултай, кто и по какому принципу в него войдет и кому он будет давать рекомендации, пока неизвестно. Вероятно его работа будет регламентирована отдельным законом.

Еще одно ноу-хау новой Конституции — это  часть четвертая десятой статьи. Она звучит так: «в целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской Республики, могут ограничиваться законом». Что это означает непонятно, но представители гражданского общества опасаются, что такая размытая формулировка может стать в руках исполнителей инструментом для дискриминации.

Все только начинается

В день голосования Садыр Жапаров обратился к кыргызстанцам с призывом поддержать конституционную реформу. Жапаров уверен, что новая Конституция устанавливает ответственность в системе государственного управления и дает народу «надежду на светлое будущее». Однако, по мнению не только местных, но и международных экспертов, в новом Основном законе очень много непроработанных статей и формулировок, которые рано или поздно могут «ударить» по самому президенту. Потому что кофликты интересов неизбежны. Кроме того, сама процедура написания и принятия Конституции, отсутствие общественного обсуждения, нежелание исправить недостатки, на которые указывало юридическое сообщество, и низкая явка при голосовании станут благодатной почвой для критики власти.

Сегодня у Садыра Жапарова все еще высокий рейтинг. Его поддерживают избиратели, особенно в регионах. Но если система государственной власти не сможет эффективно решать прежде всего экономические проблемы, то рейтинг Жапарова начнет падать. И обвинять во всех бедах народ станет именно президента. Ведь теперь он, практически единолично, отвечает за все происходящее в стране. В отличие от предщественников у Жапарова не будет под рукой «мальчика для битья», которым всегда был премьер-министр. Зона ответственности парламента тоже значительно сужена. Депутаты теперь не контролируют правительство, не могут отправлять его в отставку и не влияют на его работу.

И все это на фоне беспрецедентного прошлогоднего падения ВВП более чем на 8%.  

Стратегия пополнения госказны за счет «обезжиривания» олигархов и коррупционеров дает свои плюсы в короткой перспективе. Но скоро коррупционеры закончатся и придется выправлять положение другими способами. Экспертные прогнозы по восстановлению экономики Кыргызстана не слишком оптимистичны. С одной стороны, аналитики указывают на положительную динамику во втором квартале в сфере торговли и услуг, но все еще прогнозируют стагнацию в туристической отрасли. Кроме того, экономический рост во многом зависит от Кумтора. А по планам Centerra Gold в 2021 году производство золота на руднике сократится на 12%.

Плюс, пандемия коронавируса. К счастью, Кыргызстан пока может обходиться без жестких карантинных мер, но вот в странах-партнерах они все еще действуют и это естественно отрицательно сказывается на кыргызстанских поставках за рубеж и переводах мигрантов.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.