Конституционные изменения вызывают серьезную озабоченность по поводу соблюдения демократических стандартов в Кыргызстане, заявляют Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ

0
29625

СТРАСБУРГ / ВАРШАВА 22 марта 2021 г.

«Проект Конституции Кыргызстана приведет к полному изменению конституционного строя страны, если он будет принят, и вызывает серьезную озабоченность по поводу несоблюдения принципов верховенства закона, разделения властей и неотъемлемой системы сдержек и противовесов», — говорится в совместном юридическом заключении Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Венецианской комиссии Совета Европы.

Хотя в совместном заключении отмечаются некоторые позитивные изменения в проекте Конституции, такие как предоставление правам и свободам человека видного места в общей структуре и востановление Конституционного суда в соответствии с предыдущими рекомендациями, в нем также делается вывод о том, что многие положения, регулирующие институциональную основу и разделение властей, а также предполагаемые сроки и процедуры, ведущие к принятию конституционных поправок, вызывают серьезную озабоченность. Они не только продемонстрировали неуважение к принципам верховенства закона и законности, но и проходили практически без публичных консультаций или парламентских дебатов.

Одной из основных проблем, вызывающих озабоченность в связи с проектом Конституции в его нынешней форме, является чрезмерно завышенная роль и власть президента по отношению к другим ветвям власти, что ослабляет роль парламента и потенциально ограничивает независимость судебной системы. Это создает реальный риск для реального разделения ветвей власти и верховенства закона в Кыргызской Республике.

Поэтому БДИПЧ и Венецианская комиссия рекомендуют национальным властям:

— обеспечить, чтобы процесс конституционной реформы дал возможность провести широкое и всестороннее информирование и содержательное обсуждение в парламенте и за его пределами с участием всех соответствующих заинтересованных сторон, гарантируя достаточное время для обсуждения проекта Конституции на всех уровнях;

— пересмотреть привилегии, предоставленные президенту, чтобы обеспечить реальное разделение ветвей власти, в том числе полностью пересмотреть полномочия президента единолично назначать и увольнять почти всю государственную администрацию и / или ключевых должностных лиц (включая Кабинет министров, Генеральную прокуратуру) , Уполномоченного по правам ребенка), а также широкие полномочия президента по отбору и увольнению судей высшей и низшей инстанций, а также ограничение полномочий президента по инициированию законов и референдумов;

— обеспечить усиление надзорных функций парламента, в том числе через комитеты для инициирования и рассмотрения законопроектов и финансирование соответствующего бюджета для поддержки этой важной функции наблюдения за  полномочиями президента и исполнительной власти;

— усилить независимость судебной власти, указав в проекте Конституции, что судьи, члены Судебного совета избираются судебной властью, четко оговаривая продолжительность и гарантии пребывания в должности, а также усилив полномочия Судебного совета по принятию решений в отношении назначения и продвижения по службе, переводом и дисциплинарным производством для всех судей, кроме судей Конституционного Суда;

— пересмотреть положения о правах человека и основных свободах, избегая расплывчатых формулировок как о правах человека, так и обязательствах государства, четко указать абсолютный характер конкретных прав и свобод, которые остаются применимыми независимо от обстоятельств, даже в случаях введения чрезвычайного положения, и пересмотреть положения, касающиеся средств массовой информации, свободы выражения мнений и доступа к информации, в соответствии с международными стандартами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.