– Лев Рэмович, состоялся визит главы КР Садыра Жапарова в Москву. Как вы оцениваете итоги официальной поездки?
– Прежде всего, они его изучали. Садыр Жапаров же был человеком совершенно неожиданным для них. Но в чём московские сильны, так это в том, что у них всегда есть информация. И если когда-то он их не очень интересовал – региональный политик – то теперь С. Жапаров интересует их, и они, я уверен, знают о нём на данный момент больше, чем он знает сам о себе. А изучив, похоже, решили не отталкивать.
Визит, в принципе, оценил бы на четвёрку. Естественно, товарищ приезжал и за деньгами. У вас не всё просто с экономикой. Да и вообще, когда было нормально? И деньги всё-таки выделили. Не гигантские. Но по меркам Кыргызстана при разумном распределении это может стать хорошим подспорьем. Вроде как деньги должны пойти на усовершенствование системы маркировки – а такая формулировка может подразумевать определённую свободу рук. Договорились ещё и об инвестициях. По крайней мере, об этом официально сообщили и никаких опровержений не последовало. Для Кыргызстана на фоне падения объёма инвестиций это крайне важно.
– Мне лично всё это напоминает период С. Жээнбекова. Так вот тогда состоялся государственный визит главы РФ с большой делегацией в Кыргызстан. Официальные коммюнике отрапортовали, что подписано меморандумов на несколько миллиардов долларов. Но меморандум – это декларация о добрых намерениях и устремлениях. В общем, кыргызская сторона так и не предложила ничего внятного российской…
– Ну… Обещания – это одно, а вот что дадут – другое. С. Жээнбеков крутился между двумя слонами – Россией и Китаем. Он умел создавать впечатление. Однако всё осталось тогда чисто на уровне разговоров. В результате случилось то, что случилось. Но это было тогда, а сейчас экономическая ситуация в КР как бы не похуже.
Повторюсь: С. Жапарова рассматривали в Москве со всех сторон и под всеми лупами. В итоге, похоже, признали пригодным, хотя и с известными оговорками. Суть оговорок: Москва ждёт реальной стабилизации, так как у вас продолжаются всплески достаточно безумные, которые невозможно объяснить, не зная тонкости внутрикулуарных склок. Допустим, тот же Матраимов…
Поэтому ждут апреля. Референдума. А пока ни у кого ясного видения нет. То есть визит удачный, но это «смотрины». А что дальше? Допустим, дальше президентская форма правления, ладно, пусть будет. По крайней мере, станет ясно, с кого спрос. Но проблема «где деньги?» останется. А нет денег – нет популярности!
– Правильно.
– Вот. И даже если протолкнут вот эту суровую президентскую форму, а потом страна будет катиться дальше вниз, то… В Кыргызстане менять президентов достаточно легко. А значит, нужна финансовая поддержка от Москвы. Там сейчас тоже не на всё хватает, но не хотят, чтобы всё осыпалось и вернулись времена конца девятнадцатого века – попахивает басмачеством. Лучше уж так или иначе поддерживать.
Но второй вопрос. Допустим, сколько-то С. Джапаров получит. А как он полученным распорядится? И к тому же, заткнуть все прорехи вряд ли хватит. Где добирать? Если начать кошмарить бизнес, это до хорошего не доведёт. Если вновь актуализировать вопрос с золотыми приисками, – так где смысл? Нужны технологии, у Бишкека их нет. То есть опять-таки нужны будут инвесторы, и крупные.
Третье. Чтобы решать вопросы такого уровня сложности, нужны люди, способные решать такие вопросы. А кто сейчас у руля? Не могу сказать, что хорошо знаю ваш нынешний политикум, но нынешний премьер персона известная и понятная. Он из «обоймы», он предсказуем, но сегодня устраивает всех как временная фигура – а дальше?
От него, может, не дождёшься плохого, но он не человек реформ, даже если он будет работать полностью на износ. И в этом случае всё будет как раньше. И плюс коррупция. Её, конечно, все не любят, но, с другой стороны, ваше общество не готово к жизни без коррупции: как же мой брат да мне не поможет? И брат помогает. А когда встает вопрос, что брат может попасть под раздачу, – земляки, родственники, друзья будут крайне недовольны. В стране у вас не та ситуация, чтобы ссориться с теми, кто может вывести толпу на улицы.
То есть всё зависло до апреля. И сейчас господин Жапаров будет выжимать все плюсы из прошедшего визита, а дальше посмотрим… Понятно, революции до референдума не произойдёт.
– Одно из изданий писало, что визит С. Жапарова носил больше ознакомительный характер, так как он непонятен Москве.
– Еще раз: да, он был непонятен и чужой. С. Жапаров был политиком не того уровня, а потом выскочил таким путём, который в Кремле не очень одобряют. Видимо, его изучили. В Кремле умеют собирать информацию и пользоваться ею. С. Жапаров показал Москве, что договороспособен и хочет дружить.
– Ну деньги-то нужны, поэтому и дружба желанна.
– Вновь еще раз. Естественно. Деньги очень нужны. Опять же – до апреля больших денег никто ему не даст. А брать откуда? Золото, скажете, – так требуются технологии. А это вновь упирается в инвесторов. А кто выступит в качестве инвесторов? Китайцы? Китайцы уже покушали. Теперь, если китайская сторона что-то даст, то на таких условиях, что лучше не надо.
– Как вы оцениваете прочность действующего политического режима?
– Скажу одно: до референдума каких-то качественных взрывов не будет. Страна будет жить под знаком ожидания. Привезённое С. Жапаровым из Москвы аккуратное одобрение по изменению Конституции идёт ему в плюс. Наверняка сейчас сидят на телефонах многие бишкекские влиятельные люди, имеющие покровителей в Москве, с которыми и советуются. Это же не секрет. Полагаю, эти линии раскалены добела. В Москве люди тоже определяются, так как тема инвестиций всегда интересна. Да и в Бишкеке люди определяются. Добродушный приём в Москве и дружелюбное напутствие добавило политических очков С. Жапарову. Он, видимо, приехал в Кыргызстан достаточно оптимистичный. Радоваться, конечно, нечему, но успокоиться есть чему.
– До апреля, вроде как, ничего не станется, всё будет тихо. Помните, как господин Жапаров доброхотно и щедро раздавал обещания населению. Народ, как они сами любят говорить, теперь ждёт. Люди были одурманены, по всей видимости. Но рискну предположить, стремительный рост цен на продукты питания людей отрезвляет. «Голод не тётка» – говорят в таком случае.
– Готов допустить, что у него есть плюсы, хотя мне они не известны. Пытался я понять человека, читая его статьи. Полагаю, солидные люди Кыргызстана несколько шокированы. Популизм вкупе с амбициями вынесли его наверх благодаря дикому стечению обстоятельств. На бойкой демагогии, на каких-то деньгах, ассигнованных на социальные нужды, проведут референдум. Но всё сужается до предела. Может быть, президентская форма хороша для Кыргызстана, но тогда у власти должна быть сильная личность. С. Жапаров не Лукашенко. Он даже не Зеленский, которого поддерживают, потому что он послушная кукла. Впрочем, думаю, быть Зеленским – это уже вообще позор для кыргыза, а иметь в президентах Зеленского – позор для Кыргызстана.
– Есть два пути: либо надо устанавливать тиранию в стране, либо надо привлекать умных людей к управлению страной. Первый вариант невозможен в КР, так как поднимется беспощадный народный бунт в ответ на несправедливые репрессии. Второй путь тоже предполагает делегирование полномочий профессионалам и опытным управленцам, которые начнут заниматься развитием страны. А это значит взращивать себе политических конкурентов своими же руками. Пойдёт ли на подобный шаг сама власть?
– Диктатура в условиях Кыргызстана невозможна по той простой причине, что диктатура предполагает сильный и разветвлённый аппарат насилия. А в КР сформировать единый аппарат насилия просто нельзя. Предположим, условно, если завтра кто-то рискнёт сформировать за счёт земляков своё, образно говоря, ГКНБ, набивая этот орган уроженцами одного региона, то это будет конец.
Поэтому сейчас наша беседа сводится только к одному – давайте дождёмся референдума. Я уверен почти на девяносто процентов, что новая Конституция будет утверждена. Почему? Потому что на это будет брошена вся пропаганда, все уговоры, и будут обещаны все преференции. И даже то, что после октябрьских событий народу стало жить хуже в экономическом плане, на это пока тоже есть отговорка – недостаточность властных полномочий и короткий период времени. А людям хочется верить. Если людей попросить потерпеть месяца три, то они затянут пояса.
Поэтому, считаю, сейчас период спокойный, как ни парадоксально. Бунта не случится. Но уже после одиннадцатого апреля при всех вариантах Кыргызстан выйдет на период серьёзной турбулентности. Остаётся одно: надо делиться властью, подбирая людей по принципу профессионализма и полезности для страны. Нельзя быть высокого мнения о себе, при этом реальность совершенно иная. Если одному человеку дать полную власть, то его самобытность может превысить самобытность предшественника.
В заключение хочу сказать: в наиболее коротком периоде до референдума власть дотянет на обещаниях, мелких подачках. После референдума народ замрёт на какое-то время в ожидании. А вот потом у меня нет ощущения, что власть справится. А когда власть не справляется с элементарным? Всех же не посадишь на самолёт и не отправишь караваном на заработки в Россию. Не получится.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ