Накануне визита Садыра Жапарова в Москву сразу несколько СМИ, в том числе и российских, опубликовали серию статей с общим подзаголовком – в Кыргызстане весна будет жаркой в политическом смысле. Якобы «Вашингтон собирается взять реванш за несостоявшуюся проамериканскую революцию, которая планировалась в октябре прошлого года — после выборов в Жогорку Кенеш -2020».
Под эту версию подтягивались разные примеры, призванные убедить читателя, что коллективный Запад опять занимается активным формированием «пятой колонны», чтобы раскачать ситуацию в Кыргызстане. Но, конечно, не потому, что мы интересны Вашингтону сами по себе, а потому что Кыргызстан – член ОДКБ, член ЕАЭС и новая власть тоже объявила Россию своим стратегическим партнером. То есть, второй «Афганистан», югославский сценарий и т.п. Кыргызстану предрекают, прежде всего из-за того, что он является российским форпостом в регионе.
Воскресные шествия столичной молодежи с лозунгами против коррупции и «ханституции», возмущение общественности штрафом для Райымбека Матраимова в размере менее трех тысяч долларов США, партия «Реформа», в которую пришли еще два бывших кандидата в президенты — это все показатели работы Запада и его «марионеток» в Кыргызстане против новой власти в целом и Садыра Жапарова в частности. Так утверждают многие пророссийские политологи-эксперты.
Западный тренд, если назвать таковым тренд на свободу, права человека, соблюдение законности, свободу слова в Кыргызстане есть. Он был всегда, но его активность была снижена после переворота в 2010 году, организованного российскими спецслужбами. Тогда перепуганная кыргызская элита бросилась доказывать всеми возможными способами свою преданность Кремлю, а ставленник Москвы Алмазбек Атамбаев во время первого официального визита в Россию после президентских выборов даже договорился до того, что Манас — этнический россиянин, а предки Кутузова и Тургенева были кыргызами. В то же время Атамбаев признался, что в детстве его хотела усыновить русская семья, которая даже начала называть его Алешей.
Атамбаевский режим сразу после закрепления во власти начал закручивать гайки по всем направлениям. В суды посыпались иски о защите чести и достоинства президента, правозащитники и журналисты должны были выплачивать миллионные компенсации, произошел рейдерский захват «Вечерки», в тюрьме оказались многие политики-оппозиционеры.
Атамбаев называл президента Путина своим другом и везде хвастался своими, якобы, особенно доверительными отношениями с российским лидером. Эта легенда лопнула,как мыльный пузырь сразу после того, когда в конфликте Атамбаева с Сооронбаем Жээнбековым Владимир Путин открыто поддержал последнего.
Во время президентства Сооронбая Жээнбекова западный тренд в Кыргызстане начал постепенно оживать. Если до этого партий либерального направления на парламентских выборах страна не видела, то на выборах 2020 года впервые сразу две партии, «Бир-Бол» и «Реформа», открыто заявили о своей прозападной позиции. Из-за упорного нежелания властей замечать очевидные факты коррупции и предпринимать законные действия в отношении символа коррупции Райыма Матраимова, родилось движение Re-акция. И тут не было какого-то хитрого законспирированного плана посольств западных стран или грантодателей. Это была естественная и спонтанная реакция граждан на нежелание власти слышать альтернативное мнение части общества.
После октябрьских событий и всех этих трюков с продлением полномочий депутатов, так нелюбимого народом 6 созыва Жогорку Кенеша и наспех созванным конституционным совещанием, активные граждане, преимущественно, горожане продолжили разными способами, в том числе и воскресными шествиями, выражать свое мнение, отличное от мнения власти. И это абсолютно нормально и вовсе не является знаком готовящегося заговора на деньги запада против действующей власти и желанием раскачать ситуацию в стране. К сожалению, Садыр Жапаров и его чиновники готовности к диалогу с этой частью общества не демонстрируют. Скорее наоборот, если судить по многозначительным комментариям власти о том, что ей известно, кто стоит за этими акциями.
Вся история современного Кыргызстана показывает, что кыргызская власть сама всегда создает проблемные ситуации из которых ей сложно выходить победителем.
Взять того же Райыма Матраимова, которого вначале заставили заплатить ущерб, а потом оказалось, что оценочная стоимость недвижимости, которой он частично покрыл оговоренную сумму, завышена. То есть по факту он не выплатил в бюджет то, что обещал. Или история с его задержанием по обвинению в отмывании доходов, полученных преступным путем и препровождением в СИЗО, из которого он уже через пару дней благополучно переместился в какую-то больницу из-за повышенного давления. Народ хочет знать, почему такой избирательный подход именно к Райыму.
Новую конституцию эксперты оценивают, как сырую и очень спорную. Шанс что-то исправить в ней есть у депутатов, большинство из которых заслуженно называют в народе этим обидным прозвищем «чимкирики». Чтобы они услышали гражданское общество по вопросам конституционной реформы, кыргызстанцы, которым не безразлична судьба страны используют разные способы. И это не всегда нравится власти. Но ведь одна из ее основных задач — это объединять общество, а не делить его на своих и чужих.
Гражданское общество в Кыргызстане всегда было активным по сравнению с соседями по региону, так же, как и СМИ, отличающиеся свободой слова. После относительной пассивности во время режима Атамбаева, сейчас неправительственный сектор, гражданские активисты и независимые журналисты опять активизировались, усилившись новым поколением и Садыру Жапарову и его команде придется с этим считаться.