Контрабанда в аэропорту «Манас» лишилась «крыши»? Часть 4: Следствие хотят обмануть    

0
4875

По подозрению в коррупции при предоставлении льгот турецкой компании GATA HAVAYOLLARI VE TASIMACILIC A.S., в результате которой государству был причинен ущерб в сумме более 12 млн. долларов США Управление внутренних дел на транспорт задержаны по данному делу три бывшихруководителя аэропорта «Манас» — экс-руководитель «Манас Менеджмента» Н.Белеков, бывшие председатели правления ОАО МАМ Э.Чукуев и М.Примбердиев. А Албек Ибраимов объявлен в розыск.

Наша газета публикует результаты журналистского расследования о вопиющих нарушениях в ОАО МАМ его дочерней компании «Манас Менеджмент» уже на протяжении двух лет. Мы раскрыли и расписали всю коррупционную схему, в том числе и о странных взаимоотношениях руководства Манас Менеджмента с компанией GATA: как деньги госпредприятий утекают в карман посредников, как организована контрабанда турецкого ширпотреба в аэропорту «Манас», как осуществляются махинации с таможенными платежами и НДС в ущерб государственному бюджету.

А самое главное, мы показали, что организаторами этих схем являются экс-президент Манас Менеджмента Асан Токтосунов и его друг Эрик Акматов. Именно эти двое привели компанию GATA в Кыргызстан, именно они воплощали все незаконные схемы на месте и контролировали их, именно они вовлекли в незаконное предоставление скидок для компании GATA бывшее руководство АО «МАМ». По логике, именно эти двое и должны были в первую очередь предстать перед законом.

В нормальной стране после таких разоблачений немедленно бы разразился грандиозный скандал. Но только не у нас: действуя под лозунгом «дайте факты» наши правоохранительные органы предпочитали этих фактов не замечать – на запросы отвечали отписками и уголовные дела не возбуждали.

Хотя справедливости ради должны сказать, что в последние месяцы ситуация понемногу начала меняться. Генеральная прокуратура, Транспортная прокуратура и Финполиция официально известили нашу редакцию о том, что материалы журналистского расследования газеты «ResPublica» были приобщены к уголовному делу с указанием об их тщательной проверке. Приятно отметить, что после наших публикаций сумма причиненного государству ущерба в рамках данного уголовного дела увеличилась в 7 раз – именно так, как мы и предсказывали!

Шокированные предъявленной суммой ущерба махинаторы – 12 млн. долларов это не фунт изюма – попытались  уголовное дело «развести». К кому только они не обращались! Задействовали даже бывшего генпрокурора Эльмурзу Сатыбалдиева, бахвалящегося своими связями с Президентом Жапаровым! Говорят, что именно по его совету Токтосунов во избежание ареста экстренно слег в больницу – применил известный тактический ход для того, чтобы попытаться выиграть время. Вдруг ситуация как-нибудь сама рассосется или Сатыбалдиев ее «разведет»? С другой стороны, лежать на больничной кровати гораздо приятнее, чем на нарах в СИЗО — как Белеков, Чукуев и Примбердиев.

Особо умиляет стратегия защиты, выбранная подозреваемыми. Оказывается, только благодаря «турецкому инвестору» — компании GATA — аэропорт «Манас» существует до наших дней. Раньше в аэропорту все было очень плохо, но в 2016 году появилась GATA и все сразу стало очень хорошо: в «Манасе» резко увеличился грузооборот, чистая прибыль ОАО МАМ за 2016 год увеличилась по сравнению с 2015 годом на 400 млн. сомов, а в 2018 году – еще на 300 млн. сомов, составив более 1 млрд. 800 млн.  В общем, благодаря коммерческому гению и прозорливости руководства аэропорта «Манас» и Манас Менеджмента, предоставившего скидки и преференции компании GATA, наши госпредприятия несказанно обогатились. Да за такое награждать надо, а не в тюрьму сажать!

Но в ноябре 2020 года в аэропорт пришло новое руководство и договор с GATA расторгло. Прогнали, дескать, инвестора, да еще и уголовное дело незаконно возбудили. А все для того, чтобы обанкротить аэропорт «Манас» и продать его по дешевке китайцам. В общем, бывшие руководители аэропорта — большие молодцы, патриоты и бессребреники, а Президент Жапаров и его команда, соответственно, враги народа.

История у них получилась, конечно, красивая. Только правды в ней ноль целых ноль десятых. Давайте вместе ее проверим по фактам.

Во-первых, непонятно, почему компанию GATA называют инвестором. Ни о каких ее инвестициях общественности не известно. Действительно, в сентябре 2018 года в СМИ прогремела новость о том, что компания GATA собирается инвестировать в аэропорт «Манас» 50 млн. долларов, однако данное обещание так и осталось на бумаге – никаких инвестиций этой компанией сделано не было.

Во-вторых, «крупнейшим хендлинговым предприятием Турции», как ее смело именуют некоторые издания, компания GATA так же не является. Действительно, с 2016 года в аэропорту «Манас» наблюдается увеличение грузооборота. Однако, по мнению опрошенных нами экспертов, связано это не с усилиями компании GATA, а со вступлением Кыргызстана в Таможенный союз и, как следствие, с переориентацией части грузопотока из аэропортов Алматы и Ташкента.

В-третьих, сокращение грузовых авиаперевозок через аэропорт «Манас» никак не связано с расторжением договора с компанией GATA, а вызвано негативным влиянием пандемии COVID-19. Так, в отчете Минтранса указано, что за 1 полугодие 2020 года финансовые показатели ОАО МАМ сократились вдвое, а грузовые авиаперевозки снизились на 47,3%. Произошло это задолго до отмены скидок турецкой компании-прокладке в ноябре 2020 года.

Ну и в-четвертых, рост доходов и прибыли ОАО МАМ за 2016-2018 годы практически никак не связан с увеличением грузопотока, чем так хвалится GATA и бывшее руководство аэропорта, а оплачен из наших с вами карманов, дорогие читатели. Не верите? Давайте вместе ознакомимся с официальным годовым отчетом ОАО «Международный аэропорт «Манас» за 2017 год:

В 2015 году чистая прибыль ОАО МАМ составляла 1,330 млрд. сомов, в 2016 году — 1,545 млрд. сомов, в 2017 году — 1,736 млрд. сомов. Таким образом, прибыль предприятия росла в среднем на 200 млн. сомов в год (запомните эту цифру, она нам понадобится).

Но за счет чего выросла прибыль? GATA и бывшее манасовское руководство утверждают, что прибыль аэропорта выросла за счет привлеченного ею дополнительного грузооборота. Логика за этим стоит простая: если выросло количество обработанных грузов, то и выросла прибыль. Однако, эта версия целиком и полностью опровергается данными об источниках доходов ОАО МАМ.

В 2016 году наибольший прирост по сравнению с 2015-м годом произошел по двум статьям доходов аэропорта: за обслуживание пассажиров (более чем на 200 млн. сом) и от аэропортового сбора (почти на 400 млн. сом). Всего по двум этим статьям аэропорт получил в 2016 году на 600 млн. сомов больше, чем годом ранее! Напомню, что чистая прибыль аэропорта за этот же период увеличилась лишь на 200 млн. сомов.

Не все знают, что с каждого авиапассажира международных рейсов, вылетающего из аэропорта «Манас», ОАО МАМ взимает так называемый «аэропортовый сбор». Раньше размер аэропортового сбора составлял $10, а с января 2016 года его увеличили до $15! Вот исчерпывающее объяснение «уникальным» управленческим талантам руководства ОАО МАМ: из карманов простых пассажиров, в основном – мигрантов, каждая копейка которых заработана потом и кровью на чужбине, в 2016 году аэропорт «Манас» попросту «выдрал» лишние 600 млн. сомов! Если бы размер аэропортового сбора не увеличили, то чистая прибыль ОАО МАМ за 2016 год была бы значительно ниже, чем в 2015-м.

Успех ОАО МАМ в следующем, 2017 году, объясняется тоже очень просто: в том же годовом отчете отмечено, что Японское агентство международного сотрудничества (JICA) БЕЗВОЗМЕЗДНО передало аэропорту «Манас» оборудование на сумму около 13 млн. долларов США. В 2017 году аэропорт принял данное оборудование на сумму 629 млн. 533 тыс. сом на баланс.

Вот и вся разгадка успешности ОАО МАМ и управленческого гения его руководства: собирай деньги с пассажиров и получай бесплатно то, что дают щедрые японцы. Вперд к успеху на чужом горбу!

Как показывают цифры, если и имеет компания GATA какое-то отношение к росту доходов аэропорта, то весьма посредственное — на предоставленных ей скидках и льготах, аэропорт «Манас» и Манас Менеджмент потеряли несопоставимо больше. Не надо забывать, что Турецкие авиалинии платили компании-посреднику по значительно более высоким тарифам. А разница, оседающая в кармане посредника, как говорят, просто делилась Токтосуновым и Акматовым с руководством ОАО МАМ, высшими правительственными и милицейскими руководителями и другими участвующими в схеме лицами. Чистой воды коррупция!

«С завтрашнего дня ожидается арест высокопоставленных чиновников», — пообещал 18 февраля на встрече с жителями Баткенской области председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев. «Никто из чиновников не должен даже подумать о заработке незаконным способом. Коррупции не будет. Ожидается арест чиновников, которые разбогатели на госслужбе. Конечно, я тоже мог бы молча жить вместе с коррупционерами и бандитами. Тогда в нашем обществе ничего не изменится. Снимайте на видео, дайте факты. Если все подтвердится, мы сразу же задержим», — добавил он.

Мы публикуем факты уже два года, Камчыбек Кыдыршаевич. Пользуйтесь! Только нужно не забыть призвать к ответу организаторов, а не стрелочников. Именно организаторы должны понести наказание и возместить тот многомилионный ущерб, который причинен государству. А заодно, не забудьте пожалуйста призвать к ответу тех сотрудников ГКНБ, Финпола и прокуратуры, которые несколько лет закрывали глаза на творящееся в аэропорту «Манас» беззаконие и блокировали любые попытки привлечь Токтосунова и Акматова к предусмотренной законом ответственности.

P.S. 18 января 2021 года Верховный суд Кыргызстана поставил точку по одному из исков Асана Токтосунова о компенсации морального вреда к газете «ResPublica» и ее главному редактору З.Сыдыковой. Суд признал требования Токтосунова необоснованными и в их удовлетворении полностью отказал. Спасибо судьям Бишкекского городского и Верховного судов. Теперь пришла наша очередь: в ближайшие дни мы в судебном порядке потребуем от Токтосунова возместить понесенные нами издержки в связи с данным делом — он обязан это сделать по закону.

Однако в судах находится на рассмотрении еще 6 исков на десятки миллионы сомов от А.Токтосунов и Т.Исаева.    

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.