Садыр Жапаров обещал сократить государственные органы. Так, новая структура правительства вместо 48 ведомств свелась к 12 министерствам и одному комитету (ГКНБ). Под сокращение попали и должности вице-премьер-министров. Вместо 4 вице-, в новом кабмине их теперь только двое. Один, как заместитель председателя правительства, а второй – по совместительству глава министерства экономики и финансов.
Еще из новшеств – с таким трудом и боем созданная в свое время ГРС, а так же государственное предприятие «Унаа», ГСИН, судебно-экспертная служба перешли в ведение Министерства юстиции. А функции Государственной таможенной службы и налоговой переданы Министерству экономики и финансов.
Под сокращение попала и Государственная служба миграции. Проблемами внутренних мигрантов будет теперь заниматься специальный департамент внутри укрупненного Министерства здравоохранения, к которому присоединили Министерство труда и социального развития. А внешняя миграция «ушла» в МИД.
В целом, структура правительства теперь выглядит так:
— премьер-министр
— первый вице-премьер
— руководитель аппарата правительства ( в ранге министра)
— Министерство экономики и финансов (министр в ранге вице-премьера)
— Министерство обороны
— Министерство иностранных дел
— Министерство юстиции
— Министерство здравоохранения и социального развития
— Министерство образования и науки
— Министерство культуры,молодежи,информации и спорта
— Министерство внутренних дел
— Министерство чрезвычайных ситуаций
— Министерство транспорта, архитектуры, коммуникаций и строительства
— Министерство сельского, водного хозяйства и регионального развития
— Министерство энергетики и промышленности
— Государственный комитет национальной безопасности.
Что не так
Компактная структура правительства, способная оперативно реагировать на вызовы — это одно из требований времени для Кыргызстана. Правительство Абылгазиева и Боронова показало свою неэффективность и во время пандемии, и в ходе парламентских выборов в 2020 году и во время событий 4-5 октября. Например, качество государственных услуг, оказываемых населению по линии здравоохранения оказалось катострофически низким. И если в Бишкеке жители имеют альтернативу в виде частных клиник и диагностических центров, то в регионах ситуация плачевная. Жуткие условия, в которых часто работают медики на местах, вызывают желание взять за грудки бывшего министра здравоохранения, как следует встряхнуть и спросить: «Чем вы там вообще занимались?»
Печально обстоит дело и с системой образования. Стыдно признать, что кыргызские медицинские ВУЗы попали в «черный» список в Пакистане, потому что иностранные студенты – выпускники местных ВУЗов, не могут пройти аттестацию у себя на Родине, чтобы работать по специальности. И это не происки врагов, это факт, ставящий диагноз нашим медицинским учебным заведениям. И не только медицинским, к сожалению.
Не лучше ситуация и в других сферах. Практически везде низкое качество услуг со стороны государства, излишняя бюрократия, неэффективность и неоперативность в решении проблем.
Приспособлена ли новая структура правительства к тому, чтобы исправить все, или хотя бы часть этих недостатков?
Цель любой оптимизации не в формальном сокращении количества ведомств, а прежде всего, в устранении дублирующих функций, снижении регуляторной нагрузки на граждан, повышении эффективности работы чиновников и госорганов, в целом. Утвержденная новая структура правительства по мнению экспертов, шансов на это не имеет.
Во-первых, отмечают эксперты, кажущаяся оптимизация напоминает, скорее формальное укрупнение министерств. Причем не под конкретные задачи, а чисто механическое, что несет в себе конфликт интересов. Как пример такого конфликта, эксперты приводят объединение министерства финансов и министерства экономики. В ведении Минфина находится все, что связано с финансами – бюджет, налоги, кредитная кооперация, валюты, финансовые рынки, рынки ценных бумаг и т.д, иными словами, проводит единую финансовую политику.
Министерство экономики должно заниматься вопросами экономического развития страны. То есть макроэкономикой, инновациями, инвестициями, энергоэффективностью и т.д. Как в одном ведомстве будут сочетаться вопросы сведения бюджета и экономические стратегии, направленные на развитие и требующие долгосрочного планирования, в том числе, связанного и с увеличением государственных расходов или, например, со снижением налоговых ставок, никому не понятно. Поэтому бизнес-сообщество, сразу после того, как структура правительства появилась в открытом доступе, выступило с заявлением о необходимости сохранения министерства экономики, как отдельного органа.
Или, например, расформирование государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Важные проблемы экологии оказались в зоне ответстственности разных министерств на правах второстепенной задачи и тоже повлекут за собой конфликт интересов. Эксперты-экологи справделиво забили тревогу, но пока безрезультано.
Во-вторых, многие важные функции и отрасли просто «потерялись» по дороге. Например, развитие инноваций или туризм. Где-то они, наверное, будут, но, опять-таки, как что-то неважное, не приоритетное.
Не предполагает сокращение госорганов и существенного сокращения чиновников. Основная масса просто пересядет из одних кабинетов в другие, поменяв таблички на дверях.
Власть заявила, что в результате реорганизации предполагается экономия около 70 миллионов сомов. Конечно, даже такая «копейка» бережет «бюджетный» сом, но это будет иметь положительный эффект, если правительственная «машина» будет работать, как часы. В противном случае, все эти сэкономленные средства, скорее всего пойдут на устранение недостатков в результате слияния и объединения ведомств.
Депутаты Жогорку Кенеша, в экстренном порядке утвердившие эту правительственную структуру, без требования данных функционального анализа, которые должен был быть положен в основание оптимизации, говорят, что это такой «тестовый режим». Потом, если что-то пойдет не так, можно будет исправить. Но только у Кыргызстана сегодня, при складывающейся ситуации в экономике, при падении ВВП на 8 %, диком росте цен на продукты питания и кучи других проблем, просто нет времени на экспертименты. Они могут очень дорого стоить.