Контрабанда в аэропорту «Манас» лишилась «крыши»? Часть 3: Начались посадки

0
38917

Как сообщили некоторые СМИ, в рамках ранее раскрытой коррупционной схемы в ОАО «Международный аэропорт «Манас» 27 января управлением внутренних дел на транспорте был задержан бывший президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Нурсултан Белеков.

Об этом уголовном деле мы уже писали в цикле статей «Контрабанда в аэропорту «Манас» лишилась «крыши». Отрадно то, что несмотря на попытки вмешательства в ход расследования самых разнообразных высокопоставленных бывших и нынешних чиновников – даже экс-генпрокурор Эльмурза Сатыбалдиев засветился в качестве ходатая за воров и контрабандистов, – дело пока замять не удалось и по нему даже начались первые посадки. Однако, пока посадили лишь стрелочника.

Нурсултан Белеков перешел в «Манас Менеджмент» из ОАО «МАМ» в середине 2019-го и пробыл на должности президента этой компании всего около года. Он никогда не был ключевым игроком в аэропортовых схемах и лишь выполнял указания руководства. Тем более, что все схемы по неправомерному предоставлению скидок в ущерб госбюджету были налажены задолго до него. Вот только зря Белеков устроил свою сестру бухгалтером в бишкекское представительство турецкой компании GATA, через которую и выводились аэропортовые деньги, – сесть пришлось первым…

Настоящие организаторы аэропортовых афер сейчас дрожат от страха по углам в ожидании того, заговорит ли Белеков, оказавшись под стражей. Даст ли он расклад по организаторам и исполнителям? Расскажет ли, кто и сколько получал?

Ну, а мы тем временем продолжим публиковать результаты нашего собственного журналистского расследования, которые должны заинтересовать правоохранителей. Может быть, откровений от Белекова им и не понадобится.

Представительство турецкой компании GATA в Кыргызской Республике, куда арестованный экс-президент «Манас Менеджмента» пристроил свою родственницу, было зарегистрировано Министерством юстиции в апреле 2016 года и разместилось в аэропорту «Манас». Руководителем представительства значится некая Ксения Васильевна Барабаш (запомните эту фамилию, она нам еще понадобится).

 

СВЕДЕНИЯ МЮ о регистрации представительства компании GATA

В предыдущей статье мы уже писали о том, что организаторами всех схем с компанией GATA — и по ввозу турецкой контрабанды, и по хищению денег в аэропорту «Манас», и по махинациям с НДС — являются президент ЗАО «Транс Азия Экспресс» и член совета директоров «Манас Менеджмента» Эрик Акматов, а также бывший президент «Манас Менеджмента» и член совета директоров «Транс Азия Экспресс» Асан Токтосунов. Именно эти двое привели компанию GATA в Кыргызстан, именно они воплощали все незаконные схемы на месте и контролировали их, именно они вовлекли в незаконное предоставление скидок для компании GATA бывшее руководство АО «МАМ». И доказать это проще простого.

Все знают поговорку: «Кто платит, тот и заказывает музыку». В данном случае музыку заказывал директор «Транс Азия Экспресс» Эрик Акматов – именно он из кассы «Транс Азии» оплачивал десятки тысяч долларов расходов представительства компании GATA в нашей стране. Начиная с апреля 2016 года — с момента регистрации представительства GATA — Акматов финансировал фонд заработной платы представительства, авиабилеты… Получала от него деньги и непосредственно руководитель представительства компании GATA в КР Ксения Барабаш.

ФОТО 2 страниц отчета «Транс Азия Экспресс» о расходах по компании GATA

Но Токтосунов с Акматовым, конечно, совсем не альтруисты. Все понесенные расходы они скрупулезно учитывали во взаиморасчетах с компанией GATA и ее владельцем Вугаром Аббасовым — в отчетах фигурируют миллионы долларов! Однако эти миллионы отражались лишь в «черной бухгалтерии» компании, никаких налогов в бюджет страны с этих доходов Акматов и Токтосунов не платили.

ФОТО актов сверок взаиморасчетов «Транс Азия Экспресс» — GATA за 2016 и 2017 годы

Из материалов уголовного дела №082-17-1117: «В ЗАО «Транс Азия Экспресс» (а в последующем – и в ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс»), параллельно с бухгалтерским учетом, была разработана и с 2012 года последовательно ведется внутренняя система производственного учета и финансовой отчетности. Данные этого параллельного учета значительно отличаются от данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета, и именно этот параллельный (а не бухгалтерский) учет отражает реальные доходы, расходы и результаты финансово-хозяйственной деятельности указанных предприятий. Из общего фонда оплаты труда ЗАО «Транс Азия Экспресс» 35,94% были выданы в «конвертах» и сокрыты от налогообложения. Налог на прибыль был выплачен лишь с 17,8% от всей полученной прибыли, тогда как 82,2% прибыли были сокрыты от налогообложения», — это если говорить научным языком. А если по-простому – в указанных компаниях Токтосунов и Акматов вели «двойную бухгалтерию» — один пишем, пять в уме…

Конечной целью всех описанных афер являлась лишь жажда личного обогащения в ущерб государству. Деньги из «Манас Менеджмента» и аэропорта «Манас» напрямую или через компанию GATA выводились в ЗАО «Транс Азия Экспресс», а из «Транс Азии» они прямо перетекали в карман Акматова с Токтосуновым, что умудрились отследить ревизоры, привлеченные ГКНБ для проверки изъятых документов:

«Президент ЗАО «Транс Азия Экспресс» Акматов Э.Б. регулярно получал в кассе крупные суммы денежных средств. За Акматовым Э.Б. перед ЗАО «Транс Азия Экспресс» числится задолженность по состоянию на 28.02.2017 года – в сумме 433 129 долларов США. Член Совета директоров ЗАО «Транс Азия Экспресс» Токтосунов Асан Иосифович из кассы ЗАО «Транс Азия Экспресс» через Акматова Э.Б. получил 154 000 долларов США и 233 000 сом. При этом указанное движение денежных средств и отмеченная задолженность в бухгалтерском учете предприятия не отражены».

Наша редакция в ближайшие дни продолжит публиковать подробности этого нашумевшего дела. Надеемся, что руководство управления внутренних дел на транспорте не ограничится наказанием второстепенных лиц. Важно привлечь к ответственности организаторов, а не стрелочников, именно они должны возместить тот многомилионный ущерб, который причинен государству. Для этого имеются и законные, и моральные основания.

Редакционное расследование.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.