Контрабанда в аэропорту «Манас» лишилась «крыши»? Часть 2: таможня дает добро

0
12621

Несколько дней назад мы опубликовали первую часть нашего  расследования  о махинациях должностных лиц «Манас Менеджмента» и аэропорта «Манас», в результате которых  миллионы долларов государственной прибыли от обслуживания рейсов Турецких Авиалиний больше трех лет утекали в карман компании-посредника GATA HAVAYOLLARI VE TASIMACILIK A.S.

Во второй части мы расскажем, как руководство государственной компании «Манас Менеджмент» организовало контрабанду турецкого ширпотреба в аэропорту «Манас», а так же о махинациях с таможенными платежами и НДС в ущерб государственному бюджету.

Компания GATA и ее президент Вугар Аббасов появились в нашей стране в начале 2015 года совсем не случайно: их приход на наш рынок совпал со вступлением Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) и открытием границ нашей страны с Россией и Казахстаном. Знающие реалии кыргызской коррупции понимали, что с вхождением Кыргызстана в Таможенный Союз через нашу страну откроется новый канал для контрабандного ввоза товаров из Китая и Турции на «Дордой», а так же в Казахстан и Россию.

Для того, чтобы наладить этот контрабандный поток, нужно было найти подходящих по своей беспринципности и жадности людей в Бишкеке. Тех, кто встретит груз на границе, «разведет» с таможней, комитетчиками и финполовцами, а если понадобится — обеспечит политическую поддержку. Такими партнерами для компании GATA в Кыргызстане стали президент «Манас Менеджмента» Асан Токтосунов и член совета директоров Эрик Акматов, промышлявшие под «крышей» всесильного тогда Сапара Исакова и генерала милиции Талантбека Исаева. Работа, как говорится, закипела!

12 августа 2015 года вступило в силу присоединение Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), Кыргызстан стал полноправным членом Союза наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией. А всего за два дня до этого, 10 августа 2015 года, компания GATA подписала контракт на поставку товаров на сумму 5 млн. долларов США с никому не известной компанией ОсОО «Транс Эксперт Сервис», в лице ее директора и участника Мидина Касмалиева.

 КОНТРАКТ между GATA и ОсОО «Транс Эксперт Сервис»

Проживающий в Кемине гражданин КР Медин Касмалиев – обычный парень, далекий от самостоятельного бизнеса. Странно то, что директором и участником компании «Транс Эксперт Сервис» он стал как раз в день подписания контракта с турками – 10 августа 2015 года. Многомилионным сделкам обычно предшествуют долгие месяцы встреч и переговоров, а здесь —  человек из ниоткуда вдруг стал за один день владельцем фирмы и заключил пятимиллионный международный контракт на поставку товаров, причем без предоплаты!

Эта странность объясняется просто: Мидин Касмалиев — лишь подставное лицо. На самом деле он рядовой сотрудник логистической компании «Транс Азия Экспресс», возглавляемой Эриком Акматовым и тесно аффилированной с «Манас Менеджментом».

Именно Акматов вместе Токтосуновым и его подчиненными из «Манас Менеджмента» вели все переговоры с компанией GATA, воплощали схему на месте и контролировали ее. Созданием подставной компании «Транс Эксперт Сервис» занимался лично Адилет Нурхалиев – приближенный Токтосунова, коммерческий директор и юрист ЗАО «Компания Манас Менеджмент».

А далее схема выглядела следующим образом: вместо того, чтобы отправлять товары напрямую настоящим покупателям с рынка «Дордой», в Россию или Казахстан, GATA отправляла их из Турции в Кыргызстан в адрес подставного покупателя — ОсОО «Транс Эксперт Сервис». Товары доставлялись самолетами Турецких Авиалиний в грузовой терминал ЗАО «Компания Манас Менеджмент», где попадали под контроль Токтосунова, Нурхалиева и директора по Воздушно-грузовому центру Аскара Осмоналиева. Там же осуществлялась их «растаможка по-свойски» – по очень низким тарифам, в результате чего государство теряло миллионы.

Сразу после того, как таможня «получала свое» и «давала добро», часть этих товаров, но уже от лица кыргызского ОсОО «Транс Эксперт Сервис», отправлялась в адрес российских компаний ООО «Камази», «Вонли», «АВС-Логистик», «Импульc-ТМ», «ВИНТЕЙ», «ЮНИТРЕЙД ЛОГИСТИК», «Меридиан» и других — «Транс Эксперт Сервис» наштамповал таких липовых контрактов более чем на 34 млн. долларов США! Но основная часть поступающих из Турции грузов, конечно, вывозилась на «Дордой». По документам эти товары как будто находились на складе «Транс Эксперт Сервиса», а на самом деле – сразу же передавались их реальным покупателям, дордоевским бизнесменам.

На этой схеме наше государство обманывали дважды: в первый раз – занижая таможенные платежи и налоги при импорте товаров, а во второй раз – используя по своему усмотрению сотни миллионов сомов, накопленных при импорте НДС, к которому компания-прокладка на самом деле никакого отношения не имела. В результате – миллионные убытки для страны и сверхприбыль для коррупционеров.

Фиктивность придуманной схемы доказывается очень легко, было бы желание. Надо лишь посмотреть на движение денег — кто именно и каким образом производил оплату за товар. Тогда все сразу встает на свои места: реальные покупатели рассчитывались за товары с настоящими поставщиками из Турции напрямую, минуя компанию-прокладку «Транс Эксперт Сервис». Последняя получала деньги лишь за услуги «решалы» — за организацию «льготной растаможки» и перевозки товаров.

«Разводы» с таможней, налоговиками и правоохранителями, доставку товаров на «Дордой» и обеспечение транзита Токтосунов и Акматов поручили сотрудникам компании «Транс Азия Экспресс» — бывшему финполовцу Арзымату Нурхалиеву (родному брату коммерческого директора «Манас Менеджмента» Адилета) и бывшему сотруднику МВД Марсу Мамытову.

Контрабандный бизнес шел так бойко, что нашим деятелям одной фирмы-прокладки показалось мало. В октябре 2016 года в кратчайшие сроки была зарегистрирована новая конторка – ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс». Обнаглев от полной безнаказанности, здесь наши деятели за подставным лицом уже прятаться не стали: учредителями компании выступили дочь Токтосунова – Жанна Исмаилова (с наибольшей долей участия — сразу видно, кто был в шайке главным и чья роль в схеме была ключевой), супруга Акматова – Зура и некая Салтанат Бегалиева – то ли родственница, то ли однофамилица директора Бишкекского филиала аэропорта «Манас» Мирлана Бегалиева (возможно, именно этим объясняется удивительная благосклонность руководства ОАО МАМ к Токтосунову и Ко).

 Протокол общего собрания участников ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс»

Директором ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» стал Эрик Акматов, «разводами» продолжили заниматься Нурхалиев и Мамытов… 1 января 2017 года Акматов подписал с компанией GATA контракт на поставку из Турции товаров на сумму 5 млн. долларов США – под копирку с контрактом «Транс Эксперт Сервиса». Далее – подписал контракты с теми же самыми российскими ООО «Камази», «Вонли», «АВС-Логистик» и так далее по списку. «Растаможка» по заниженным тарифам, махинации с НДС… В общем, все те же на манеже, и по той же отработанной схеме!

 КОНТРАКТ между GATA и ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс»

Но даже этого нашим схемщикам показалось мало, так велика была жажда преступной наживы! Низких тарифов при «растаможке» им показалось недостаточно, хотелось украсть у государства еще больше. В результате, благодаря безграничному контролю над грузовым терминалом в аэропорту «Манас», было придумано до банальности тупое решение – они просто стали занижать вес импортируемых грузов! Далее – цитата из материалов уголовного дела №082-17-1117, при расследовании которого совершенно случайно вскрылась эта контрабандная схема:

«…Обращает на себя внимание файл «экономия веса 2017», обнаруженный на съемном жестком диске с бухгалтерской отчетностью ЗАО «Транс Азия Экспресс». Из содержания данного файла можно сделать вывод, что фактический вес товаров, импортированных в Кыргызскую Республику и отправленных транзитом, значительно превышает их вес, указанный в перевозочных документах (аэробиллах — AWB)… Данный файл может свидетельствовать о существовании схемы по систематическому занижению подлежащих уплате таможенных пошлин, сборов и налоговых платежей при импорте товаров в Кыргызскую Республику и их последующем транзите».

Поражает то, что руководство прокуратуры, ГКНБ и финпола получило эту информацию еще в начале 2018 года, но даже палец о палец не ударило, чтобы перекрыть контрабандный поток, несущийся через аэропорт «Манас»! Неспроста Токтосунов и Акматов считались ближайшими друзьями и сотрапезниками Сапара Исакова! И уж, наверное, не за красивые глаза они отдали 18% акций в ЗАО «Транс Азия Экспресс» детям генерала милиции Талантбека Исаева? Как можно было при такой «крыше» побороть контрабанду в «Манасе»?

СХЕМА по импорту и транзиту ТПН из  Турции и Китая

Уважаемые Камчыбек Кыдыршаевич и Сыймык Асылбекович, может быть хватит уже играть с организаторами этой схемы в кошки-мышки? Настало время увидеть очевидное и потрясти их, как следует, пока не сбежали! Пусть восполняют бюджет.

Редакционное.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.