КАК «ОТМЫВАЛ ВЛАСТЬ» «КОНКРЕТНЫЙ ПАЦАН»

0
12723

Наступило время экспертов, когда они могут поупражняться, оценивая президентские выборы и референдум 10 октября 2021 года в Кыргызстане.

ПРИХОД

Вкратце от меня: То что случилось сразу после 4 октября, когда недовольные результатами парламентских выборов вышли на площадь, уже известно в подробностях. Из тюрем высыпали все политики, кто там сидел, вернулись в Кыргызстан и те, кто вынужден был уехать, чтобы «не дай, бог» не посадили после очередного вызова на допрос. Смешались тогда все. Вышли на публику плечом к плечу непримеримые на первый взгляд Атамбаев и Бабанов, Сапар Исаков, Темир Сариев, Омурбек Текебаев, Равшан Жеенбеков, Адахан Мадумаров и др. Была среди них и Клара Сооронкулова. И, как всегда, решался вопрос кому передать власть. То есть, они решили что де-факто власть уже у них в руках, действующая свергнута. Провозгласили себя Кооординационным советом. И только чуть позже сообразили, что надо вернуться в правовое поле и собрать чимкириков, чтобы они всех их узаконили на креслах, которые они вот сейчас выбирают. Думали ли они в тот момент, что действующий президент Сооронбай Жеенбеков покинет свой пост или думали, что просто отодвинут его для проведения повторных выборов в парламент, это в тот момент для них было неважно. Полагали, что с ним решат потом. Уверены были, что он не пойдет на задержания оппозиционных лидеров. Ведь правоохранительные органы были парализованы, тюрьмы открыли без сопротивления.

Шли по сценарию 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года. Ничего нового не придумали. А тут неожиданно выскачил за их спиной как «черт из табакерки» Садыр Жапаров. Пока решали, кто будет премьер-министром, Камчибек Ташиев привез Садыра на старую площадь, завел в здание правительства и посадил в кресло премьер-министра. Тогда же организовали живой кардон вокруг Дома правительства и начали круглосуточную осаду. И не только против действующей власти, а скорее даже против тех, кто мог претендовать на власть в стране. Поэтому со свистом выгнали с площади всех, кто туда пришел. И скандировали только одно «Садыр!»

В воздухе витало, что в Бишкеке активизировались криминальные элементы. А то, что к Жапарову примкнули в команду «чон-казатовцы», обещавшие с самого начала, что будут обезжиривать коррупционеров, сильно напугало депутатов, которые под сильным давлением и запугиваем вынуждены были прийти на заседание и легитимизировать Садыра Жапарова.

Сегодня легко говорить, что надо было делать Сооронбаю Жеенбекову, чтобы не случилось то, что произошло. Понятно, что такой высокий процент у партий «Биримдик» и «Мекеним» должен был вызвать негодование, тем более что они аффилированы с властью и одиозным Матраимовым.

А что надо было предпринимать немедленно 5 октября? Отменить итоги парламентских выборов. Объявить новые, пообещав что партии «Мекеним» и «Биримдик» не будут больше в них участвовать. И может быть так удалось бы удержать ситуацию. Сейчас приоткрывается завеса, если верить Омурбеку Текебаеву, что Ташиева и Жапарова попросил Сооронбай Жеенбеков разогнать атамбаевских на площади. «Кой-Таш» еще был в памяти. Он мог составлять угрозу. Его ведь освободили сразу. Везде заговорили о контрреволюции, которую он готовит.

Страх не самый лучший двигатель. Но и правоохранительные органы были деморализованы. Их не было нигде.Текебаев рассказывает, что Жеенбеков сам спешно собирал чимкириков, чтобы они утвердили Жапарова на пост премьера. Другое дело, что доверием ребята воспользовались по полной.

Политики, встречавшиеся с Жеенбековым в резиденции говорят, что он не собирался уходить. Но Ташиев и Жапаров пошли дальше. Они заставили Жеенбекова подписать отставку.

… А те, кто выступил 5 октября против итогов выборов, оказались в результате на обочине. Новая власть не посчиталась с ними ни по одному пункту. Роспуск паралмента, требование проведения, в первую очередь, парламентских выборов, и даже посадить Раима Матраимова, не были выполенены.

Что ж, пришлось наспех готовиться к президентским выборам. Был только месяц с небольшим на все про все. А тем более никто из 18 кандидатов и не собирался консолидироваться вокруг единой кандидатуры. Бабанов мог бы послужить такой фигурой, но можно только догадываться почему он не пошел на выборы. Их встреча с Садыром Жапаровым выглядела тогда так, что ему «сделали предложение от которого он не смог отказаться».

ВЫБОРЫ

«Кандидаты практически не вели предвыборную кампанию, не открывали штабов в регионах, не нанимали агитаторов, не встречались с электоратом, ограничившись скромной рекламой в социальных сетях и участием в дебатах на государственном канале. В ходе которых, что, кстати, отметили и наблюдатели от ОБСЕ, занимались, в основном, переходом на личности, вместо того, чтобы рассказывать о своих программах. Вообще остались непонятными, как явные, так и скрытые цели большинства претендентов на президентский пост. Стать новыми политическими звездами или заявить о себе больше, чем уже известно общественности, за исключением разве что Бабыржана Тольбаева, не получилось. Предложить обществу свою повестку дня тоже», — пишет эксперт Баратов. – «Некоторые политики, претендующие на определение «тяжеловесов», умудрились проиграть в голосах даже на своей «малой» родине. Зато всем вместе им удалось сделать президентские выборы конкурентными для мирового сообщества, которое отреагировало на это оперативным признанием их результатов. Так что по итогам, все участники президентской кампании сработали на Садыра Жапарова», — считает автор публикации «Почему победил Садыр Жапаров» Алмаз Баратов на сайте www.elgezit.kg.

ОТМЫТЬ ВЛАСТЬ

«На самом деле, ключевой составляющей успеха Жапарова на выборах стала его способность сплотить вокруг себя подавляющее большинство авторитетов – в лице аксакалов от региональных элит до криминальных авторитетов. В результате он собрал избирательный фонд кампании в размере более 62 миллионов сомов, что превышает сумму, собранную другими 17 кандидатами вместе взятыми, — считает американский эксперт, профессор по России и ЦА Юджин Хаски  в своей статье «Kyrgyzstan’s January 2021 Presidential Election as a Laundering Device for a Coup”.

«Другими словами, политик, получивший известность явно недемократическими методами, смог победить на выборах, представив нации себя демократическим популистом. Неофициальные выборы, если они были однобокими, послужили отмыванию власти, незаконно полученной тремя месяцами ранее в результате государственного переворота», — пишет Хаски.

Отмывание власти – это новое определение, которое теперь прочно войдет в оценку подобных переворотов,  в результате которых можно получить власть.

«Тем не менее, тайны, окружающие переворот Жапарова в октябре прошлого года, вызывают вопросы о том, в какой степени он будет остаться зависимым от тех, кто прокладывал ему путь в «Белый дом». По-прежнему, далеко не ясно, как Жапарову, чья партия «Мекенчил» также баллотировалась на парламентских выборах, удалось убедить политические силы, стоявшие за двумя основными победившими партиями на последних выборах («Мекеним», «Биримдик»), поддержать этого, скажем так, выскочку.

Возможно, они просто ухватились за новую многообещающую фигуру, когда их собственные кандидаты и партии были дискредитированы в результате массовых протестов против некорректных выборов. Несомненно, проницательная политика Жапарова по вылавливанию и освобождению криминальных авторитетов в стране убедила киргизских олигархов в том, что с Жапаровым они могут договориться.

Теперь, когда Жапаров узаконил свой неподобающий приход к власти убедительной победой на выборах, которая была быстро признана США и другими западными штатами, он должен решить, будет ли — или, возможно, точнее, насколько быстро — он будет стремиться ослабить узы зависимости от олигархии, которые помогли ему стать президентом. И сможет ли он превратить всенародную лесть, которая привела его к победе на выборах, в качестве эффективного инструмента во внутриэлитной борьбе, которая всегда сопровождает смену власти в Кыргызстане. И, что еще более важно, смогут ли его навыки народного популиста позволят ему сохранить поддержку нации во время нарастания кризисов в государственной политике и сокращение финансовых средств для их решения», — задается вопросом американский профессор.

И КАК ЕЕ СОХРАНИТЬ

Российский эксперт Алексей Казанцев в своем интервью радио «Азаттык» считает, что в Кыргызстане очень сложно разделить криминал от бизнеса. «Грубо говоря, если на сленге сказать, все понимают, что Жапаров — конкретный пацан. В этом плане, Кыргызстан, его политическая система совершила эволюцию от господства интеллигента Акаева через разного рода постсоветских бюрократов к конкретному пацану», — говорит Казанцев.

«А что касается сделать через референдум Кыргызстан президентской страной, то Казанцев справедливо отмечает, что Кыргызстан даже в постсоветское время всегда развивался как страна, где никогда не было централизованной власти. Даже при президентской форме правления степень автономии разных элитных групп была велика. Ни в одной стране Центральной Азии или в постсоветских странах такой разобщенности и автономии элит нет.

Можно ли всё это перевернуть, повернуть просто путем изменения Конституции? Нет, конечно. В Кыргызстане политическая элита, региональные группировки, народ привыкли к самостоятельности. При каждой ситуации народ выходит, протестует, если мешают этому, он берет камни в руки. Для таких перемен нужны большие ресурсы, а у Жапарова их нет. Ни нефти, ни силового ресурса.

Смысл в централизации власти есть. Сейчас очень сильный кризис, и нужен кризис-менеджер. Жапаров воспринимается как лидер популистского характера, понятный народу, простой, который может порешать какие-то вопросы на местах. Но в условиях отсутствия ресурсов монополизация власти — это начало новых беспорядков.

Жапаров будет просить помощи у России и Китая. Возможно, и у международных институтов. Но они будут выставлять свои требования, связанные с демократизацией, парламентаризмом, что ему сложно будет выполнить» — уверен российский эксперт.

P.S: Нельзя сохранить чего нет. Власть Жапарову не была дана свыше. Да и народ практически не пришел за него голосовать. Всего 30 с небольшим процентов населения участвовало в выборах. Как, впрочем, и за форму правления. Договариться с кыргызами, дело бесполезное. Нагонять страх, тем более.

Ждать, что наступит весна? Она все равно наступит. А эксперты будут говорить, то что произошло в Кыргызстане лишь очередной виток в обычном циклическом процессе. Следующий – парламентские выборы. А экономика – потом. Но это уже другая тема.

Замира СЫДЫКОВА.

 

 

        

 

 

 

  

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.