В Кыргызстане новый президент и будет новая Конституция. Подводим итоги выборов и референдума

0
10472

2020 год, основательно встряхнувший весь мир, особенно постарался для Кыргызстана. Помимо пандемии, ставшей экзаменом на зрелость для государственной машины, который последняя с треском провалила, республике пришлось пережить очередной государственный переворот. Его результатом стал глубокий кризис легитимности власти, последствия которого наблюдаются до сих пор.

Ряд экспертов прогнозируют , что для Кыргызстана наступивший год будет не менее жарким в политическом смысле, чем год ушедший. Тем более, что начался он с досрочных президентских выборов и референдума по форме правления.

Пятый (не считая Отунбаеву) президент Кыргызстана

Практически все президентские избирательные кампании в Кыргызстане не содержали никогда никакой интриги. Результат выборов с минимальной погрешностью  всегда был известен еще на старте. Никаких вторых туров, никаких неожиданностей.

Не стали исключением этой традиции и состоявшиеся 10 января досрочные президентские выборы. От всех предыдущих они отличались разве что низкой явкой. Впрочем, реальное количество приходивших на избирательные участки в день голосования в 2017, 2011, 2009 и так далее годах, широкая общественность никогда не узнает. Подрисовать цифры, как проголосовавших, так и голосов за нужного кандидата было традиционным для Белого Дома.

В этот раз, и это отметили все наблюдатели, выборы прошли, хоть и не без недостатков, но и без таких вопиющих нарушений, как форма 2, массовый подкуп и подвоз своих избирателей.

То, что Жапаров станет президентом стало понятно, фактически сразу после событий октября 2020 года. Именно дружеский и политический тандем Садыра Жапарова, Камчибека Ташиева и примкнувшего к ним Таланта Мамытова стал главным бенефициаром последнего государственного переворота.  Они умело обыграли всех, действовали решительно и нагло, не церемонились с врагами и не заигрывали с «балконскими».

Пятому избранному президенту Кыргызстана 52 года. Он уроженец Иссык-Кульской области. В активную политику пришел в 2005 году, когда стал депутатом Жогорку Кенеша от одномандатного Тюпского избирательного округа. Был советником Курманбека Бакиева и в бытность президентства последнего возглавлял агентство по предупреждению коррупции. В те времена Жапаров активно коммуницировал не только с Камчибеком Ташиевым, но и с Ахматом Кельдибековым и Маратом Султановым. «Четверку» называли «бригадой», по аналогии с героями популярного в то время одноименного российского фильма. Уже тогда членов «бригады» отличал взрывной характер и умение настаивать на своем.  Позднее дорожки Садыра Жапарова с Кельдибековым и Султановым разошлись. А вот Камчибек Ташиев так и остался верным другом нового кыргызского президента.

Именно непростой характер Садыра Жапарова, как считают многие, и стал истинной причиной возбуждения нескольких уголовных дел в отношении него. Он не хотел идти на соглашение с Атамбаевым и активно включился в антикумторовскую кампанию. АША такой строптивости не потерпел и Жапарова, что называется, «закатали» по полной. В 2013 году Жапаров даже вынужден был уехать из Кыргызстана. Но в 2017 году вернулся и прямиком угодил на нары в исполнение приговора суда, осудившего Жапарова на 11 с половиной лет за захват заложника. Заложником был, напомним, Эмильбек Каптагаев, захваченный митингующими во время очередных протестов против Кумтора. Самого Жапарова на митинге не было, но его все равно обвинили в организации протестов.

Главный проект Садыра Жапарова или импотенция оппозиции

В том, что большинство из пришедших к избирательным урнам  40 %  кыргызстанцев проголосовали за Садыра Жапарова нет ничего удивительного. По факту, несмотря на то, что в списке претендентов на президентский пост значилось 16 фамилий, никто из них не вел никакой активной избирательной кампании. Оппозиция даже в такой ситуации не сумела объединиться вокруг одного или хотя бы двух кандидатов. Пусть даже не ради победы на выборах, но хотя бы ради того, чтобы отстоять идею парламентаризма.  Впрочем, объяснить избирателям, почему надо доверить судьбу страны партиям, а не какому-то одному человеку, в сложившейся ситуации было не просто. Алмазбек Атамбаев со своими шоферами и телохранителями сформировал такой состав Жогорку Кенеша 6 созыва, что никаких специальных технологий, чтобы полностью дискредитировать парламент, как институт, не понадобилось. Депутаты, которых он сам же начал, лишившись власти, везде называть не иначе, как чимкирики, полностью это прозвище оправдывали.  Более беспринципного, безнравственного и низко интеллектуального созыва история кыргызского парламента не помнит.

Кыргазская политическая кухня устроена таким образом, что за почти 30 лет независимости реальные политические партии не вождистского типа в стране так и не сформировались. Всем прекрасно известно, что каждый партийный проект собирается под выборы, формируя список из тех, у кого есть ресурсы. Причем интеллектуальные ресурсы партийных боссов интересуют в последнюю очередь. В цене финансовые возможности и голоса на малой родине кандидата.

А как строить парламентаризм без партий?

Парадокс, но вернуться к усиленной президентской форме правления, а не перейти от формата президент-лайт, как сейчас, в сторону парламентаризма, в случае победы общали в ходе последних парламентских выборов сразу несколько политических партий. В частности партия Адахана Мадумарова и партия «Мекенчил», от которой баллотировались Садыр Жапаров и Камчибек Ташиев. Поэтому то, что Садыр Жапаров сразу после прихода к власти стал заявлять о  необходимости переписать Конституцию в сторону усиления полномочий президента новостью для общественности не стало. Тем более, что Конституция у нас традиционно переписывается каждой новой группировкой, получившей властные полномочия. Но, по сути, ничего радикально в стране, после конституционной реформы не изменится. Мы никогда не жили при парламентаризме. И президент всегда был главным действующим лицом на политической арене. У него даже при передаче некоторых полномочий премьер-министру, было более чем достаточно рычагов влияния, ведь под ним был весь силовой блок. А зависимость правительства от парламента была формальностью. Ведь все кадровые вопросы, начиная с личности премьера, решались в Белом доме. Депутатское большинство лишь послушно одобряло тех, кого им спустят с седьмого этажа. Поэтому стенания тех, кто хоронит сейчас парламентаризм либо не искренни, либо от незнания.

Народ устал от непростой жизни и тяжелой экономической ситуации в стране. За десять лет после так называемой апрельской революции если и были какие-то изменения, то только в сторону ухудшения. Кыргызстан стал еще более зависим от внешнего долга, никаких прорывных проектов начато не было. Население еще больше обнищало, коррупционеры еще больше разжирели, новая элита так и не появилась. Обывателям, тем более в регионах, не до рассуждений на тему политического устройства страны. Они хотят сильного правителя, который хоть что-то попытается исправить. Оправдает ли себя их ставка на Садыра Жапарова с его Конституцией покажет время, которого у избранного президента Кыргызстана не так уж и много.Ведь народная любовь, если ее не подпитывать реальными делами, как известно, проходит очень быстро.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.