Контрабанда в аэропорту «Манас» лишилась «крыши»? Часть 1: Ущерб государству явно занижен

0
33439

Буквально пару недель назад, в канун новогодних праздников, Генеральная прокуратура Кыргызстана сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ЗАО «Компания Манас Менеджмент» и ОАО «Международный аэропорт «Манас» по факту причинения ущерба в сумме 1,7 млн. долларов США. По данным прокуратуры, эти должностные лица в период с января 2018 года по ноябрь 2020 года незаконно предоставляли льготы некой иностранной компании на грузовое обслуживание международных рейсов, в результате чего она платила 60 долларов за тонну, тогда как другие компании платили 95 евро.

По информации газеты «Res Publica», основным фигурантом расследования является Асан Иосифович Токтосунов – экс-президент «Манас Менеджмента», сомнительную деятельность которого мы расследуем на протяжении последних двух лет. А под «иностранной  компанией», которой Токтосунов незаконно предоставил льготы, скрывается одна из структур турецкой компании GATA HAVAYOLLARI VE TASIMACILIK A.S.

Однако, судя по пресс-релизу прокуратуры, они выявили лишь верхушку преступного айсберга. Если копнуть глубже, количество фигурантов уголовного дела и размер причиненного государству ущерба увеличатся многократно!

Прокурорам и следователям на заметку: специализирующаяся на поставках товаров народного потребления из Турции, компания GATA и ее президент Вугар Аббасов появились в нашей стране не в 2018 году, а еще в начале 2015 года. И появились не случайно: их приход на наш рынок совпал со вступлением Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) и открытием границ нашей страны с Россией и Казахстаном.

В тот период времени многие ушлые коммерсы сразу смекнули, что гораздо выгоднее везти товары из Турции или Китая в Казахстан и Россию не напрямую, как подсказывает нормальная логика, а делая большой крюк — через Кыргызстан. Всему виной кыргызская коррупция: платить за растаможку турецкого товара в Москве или Алматы официально оказалось многократно дороже, чем дать взятку таможеннику в Бишкеке. За деньги байкешка в погонах закроет глаза и посчитает таможенные пошлины и НДС не как положено по закону, а по-братски: дубленки по тарифам одеял, а сотовые телефоны – по ставкам запчастей к электроприборам.  Во всех странах такие манипуляции на таможне называются контрабандой.

Знающие люди говорят, что для постоянных «клиентов» таможенники в аэропорту «Манас» даже установили специальные «взяточные тарифы» — с каждого кило груза им в карман «капало» 0,25-0,30 доллара США. А государство при этом теряло сотни миллионов долларов недополученных налогов и таможенных сборов…

Для входа на кыргызский рынок турки нуждались в местных партнерах (читай — подельниках), которые и груз встретят, и с таможней «по-братски» все вопросы порешают, и от правоохранителей прикроют, и поддержку на политическом уровне обеспечат. Такими партнерами для них стали президент «Манас Менеджмента» Асан Токтосунов, а так же его друзья – бывший вице-президент ОАО МАМ, директор крупной логистической компании Эрик Акматов и генерал милиции Талантбек Исаев, промышлявшие под крышей всесильного тогда Сапара Исакова. Так, совместными усилиями данных товарищей и с участием ряда подставных фирм, на базе грузового терминала государственного предприятия «Манас Менеджмент» в аэропорту «Манас» была налажена цепочка поставок и транзита ширпотреба с причинением особо крупного ущерба государству.

О том, как именно развивалось сотрудничество компании GATA с Токтосуновым и Ко, а также о махинациях при импорте товаров через аэропорт «Манас», манипуляциями с НДС (с конкретными именами людей и названиями фирм) мы подробно расскажем во второй части нашей статьи, которая будет опубликована буквально через несколько дней. Слишком обширна эта тема! А пока хотелось бы поподробнее остановиться на сути уже возбужденного прокуратурой уголовного дела – о необоснованном предоставлении скидок некоторым особо приближенным компаниям.

Как правило, любая авиакомпания во всем мире стремится заключить прямые договоры со всеми поставщиками услуг: с аэропортом — за взлет-посадку и обслуживание пассажиров, с топливными компаниями – за заправку самолетов, с поставщиками бортового питания, с оператором грузового терминала и т.д. Соответственно, оплата за оказанные услуги так же осуществляется напрямую от авиакомпании, в том числе и за разгрузку/погрузку/хранение грузов. На такой схеме ничего не украдешь.

Но если между авиакомпанией и грузовым терминалом поставить компанию-прокладку — посредника, который не нужен никому, кроме желающих набить собственный карман – можно украсть очень много. Такая схема выглядит предельно просто: авиакомпания платит за услуги грузового терминала по обычному тарифу, но платит уже не напрямую терминалу, а посреднику. Посредник же платит грузовому терминалу гораздо меньше — по специальному тарифу с большой скидкой, а оставшаяся разница делится между счастливыми участниками этой простой, как три рубля, схемы заработка на чужом горбу.

Компания GATA пользовалась на первый взгляд необъяснимой благосклонностью и щедростью «Манас Менеджмента» в лице Токтосунова аж с сентября 2016 года! Именно тогда GATA стала посредником между авиакомпанией Турецкие Авиалинии и грузовым терминалом аэропорта «Манас». Имеется и переписка, подтверждающая это.

ФОТО ПИСЕМ ОТ ТУРЕЦКИХ АВИАЛИНИЙ И ЗАО «ТРАНС АЗИЯ ЭКСПРЕСС»

Поэтому нам непонятно, почему правоохранители при проверке злоупотреблений в «Манас Менеджменте» и подсчете причиненного ущерба ограничились таким коротким промежутком времени: с января 2018 года по ноябрь 2020 года. Посчитайте с 2016 года и сумма причиненного государству ущерба как минимум удвоится!

Более того, почему прокуратура молчит о том, что незаконные льготы компании GATA предоставлял не только «Манас Менеджмент», но и Бишкекский филиал ОАО «Международный аэропорт «Манас»? Так, директор Бишкекского филиала МАМ Мирлан Бегалиев (кстати, тоже друг Токтосунова)  с 1 июня 2016 года предоставил компании GATA необычайно щедрые скидки за наземное обслуживание рейсов аэропорт «Манас»:

— 15% за обслуживание пассажирских рейсов;

— 25% за обслуживание грузовых рейсов;

— и аж 50% за обслуживание транзитных рейсов!!!

ФОТО ДВУХ СТРАНИЦ ДОПСОГЛАШЕНИЯ №2

Все эти скидки предоставлены с барского плеча наемных менеджеров, но за наш с вами счет – аэропорт-то государственный… Просим прокуратуру этот ущерб тоже не забыть посчитать, там должно быть много.

Но по-настоящему страшно становится от того, что эта схема вывода денег в «Манас Менеджменте» и в ОАО «МАМ» применяется уже очень много лет. Аффилированные с Токтосуновым и Акматовым компании подобным образом выкачивали деньги из «Манас Менеджмента» больше десятилетия! Да и не только в «Манас Менеджменте» — в большинстве госпредприятий аналогичная картина.

Если правоохранители решили всерьез с такими схемами разобраться и положить им конец, то наши дальнейшие статьи по этой теме определенно должны их заинтересовать — размер причиненного государству ущерба увеличится многократно! Главное, чтобы после возбуждения уголовного дела у этих схем в аэропорту «Манас» не появилась новая «крыша».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.