Ирония судьбы, или… выйдет ли Садыр Жапаров сухим из воды

0
1552

Суд освободивший, или оправдаший, как хотите, «святую троицу» нынешней власти, сегодня находится под домокловым мечом. Так, Госкомитет национальной безопасности, в лице председателя ГКНБ Камчибека Ташиева заявил о том, что будет возбуждать уголовное дело в отношении председателя Верховного суда Гульбары Калиевой, лишь ожидает согласия Совета судей.

ГКНБ сообщил, что проводится досудебное производство в отношении должностных лиц Верховного суда по факту коррупции при разработке и внедрении автоматизированной информационной системы «Местный суд».

«В рамках досудебного производства получены неопровержимые доказательства о причастности председателя Верховного суда Гульбары Калиевой к уголовно-наказуемому деянию», — заявил комитет.

Ташиев сообщил также, что помимо этого факта, у конторы есть и много других данных о незаконном обогащении судей разных уровней. И их тоже будут разоблачать со временем.

Совет судей КР незамедлил отреагировать на это заявление и распространил открытое письмо , в котором «выражает обеспокоенность в связи с беспрецедентными нападками на судебную ветвь власти со стороны правоохранительных органов». Они напоминают о презумпции невиновности и недопустимости давления на суды со стороны правоохранительных органов. «Судебная ветвь власти обеспечивает верховенство права в стране и должна быть независимой», — пишут судьи в своем открытом письме.

Неужели надо было, чтобы им наступили на хвост, чтобы они очнулись и поняли чему служат?! Сказать, что их вдруг стало жалко, не хочется. Зависимость судебной системы в Кыргызстане от власти всегда была предметом критики оппозиции и возмущений простых граждан, оказывавшихся в их жерновах. Ирония судьбы теперь в том, что сами судьи, не взирая на ранги, оказались на этот раз в качестве обвиняемых.

Неудивительно, что Садыр Жапаров, в своем интервью в рамках президентской пиар-кампании, не упомянул судебную власть, в качестве одной из ветвей власти. Пока трудно предположить, что там произошло, но конфликт налицо. Хотя, как помнится, Верховный суд КР 9 октября вынес оправдательный приговор в отношении Садыра Жапарова, что и дало ему возможность вступить в должность премьер-министра, а затем и и.о.президента, зарегистрироваться кандидатом в президенты.

Но в среде юристов вдруг стал подниматься вопрос о законности оправдательного приговора в отношении Садыра Жапарова, когда его сторонники высвободили из колонии 5 октября сразу после протестов по итогам парламентских выборов.

9 октября пресс-служба Верховного суда КР действительно озвучила, что суд не выносил оправдательного приговора в отношении Садыра Жапарова. Как сообщила «Азаттыку» представитель пресс-службы ВС КР Чынара Мамытканова, Верховный суд рассмотрел ходатайство Садыра Жапарова и его адвоката об отмене ранее вынесенных приговоров и о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Представитель Генеральной прокуратуры на судебном заседании тоже просил удовлетворить ходатайство адвоката Садыра Жапарова.

Напомним, что в 2018 году Садыр Жапаров был признан виновным в организации митинга в Караколе в 2013 году и захвате в заложники Эмильбека Каптагаева. Он приговорен к 11 с половиной годам заключения в колонии усиленного режима. В апреле 2019 года Верховный суд частично удовлетворил заявление адвоката Жапарова и сократил срок заключения на полтора года в связи с вступлением в силу новых кодексов, которые подразумевают гуманизацию уголовного законодательства. Вот ссылка: https://rus.azattyk.org/a/30883690.html.

 И вот здесь, юристы начали дискуссию.

«Дело в том, что направление его дела для проведения досудебного производства НЕ ЯВЛЯЕТСЯ признанием того, что он теперь автоматически считается не судимым или что его судимость погашена. Его адвокат в ночь 6 октября просто выдал журналистам желаемое за действительное — ну, ему простительно, он адвокат.

Вот что по этому поводу говорит закон.

Согласно ст.94 УК КР «Судимость и её погашение»:

  1. Лицо, совершившее преступление, считается не имеющим судимости, а судимость — погашенной, если после отбытия им наказания прошло… (3, 7 или 15 лет).

Этот пункт под ситуацию с Жапаровым не подходит, т.к. он свой срок наказания ещё не отбыл.

  1. В случае освобождения лица от наказания или его отбывания судимость погашается в день ОКОНЧАТЕЛЬНОГО освобождения от наказания или его отбывания…»

Применительно к Садыру Жапарову, несмотря на направление его дела на досудебное производство, это не означает, что он ОКОНЧАТЕЛЬНО освобожден от наказания. И поэтому продолжает считаться судимым.

Далее. В статье 8 Конституционного Закона «О правительстве КР» однозначно указывается, что «Премьер-министром, членом правительства, руководителем административного ведомства не может быть назначено лицо, имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке».

Таким образом, поскольку с Жапарова не снята судимость, и она не погашена в установленном законом порядке, его назначение Премьер-министром является нарушением Конституционного закона.

Отсюда следуют следующие юридические выводы:

1) Садыр Жапаров не мог быть законно назначен Премьер-министром и, следовательно, им никогда не являлся. Он по факту просто захватил должность Премьер-министра.

2) Поскольку он НЕ мог быть избранным на должность премьер-министра, он не мог принять на себя и исполнение полномочий Президента. Таким образом, он по факту просто захватил полномочия Президента…» — пишет на своей странице в ФБ Сергей Жуманов.

Вернемся к удовлетворению ходатайства Садыра Жапарова и его адвоката в Верховный суд об отмене ранее вынесенных приговоров и о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

По просьбе редакции нам ответил Феликс Кулов. Его опыт неоспорим. Он сам находился в местах лишении свободы, отбывал срок, когда 24 марта 2005 года его освободили в результате народной революции и он прошел все процедуры оправдания своего приговора, вынесенного по политическим мотивам.

«Если моё сугубо личное мнение, то предлагаю рассмотреть безотносительно конкретной личности о ком здесь идёт речь. Как говорится никакой политики, только закон и ничего кроме закона. Если человек был осужден и обвинительный приговор в отношении него вступил в законную силу, то, следовательно, он считается осуждённым и имеет судимость. Можно ли считать возвращение дела на досудебное производство «днем окончательного освобождения от наказания»? Очевидно, что ответ не может быть утвердительным. Досудебное производство не отменяет судимость. Здесь мы должны различать такие понятия, как невиновность и наличие судимости. Отмена всех прежних приговоров дает полные основания считать человека невиновным, но даже в этом случае судимость не может быть снята до окончательного решения об освобождения от наказания. Также, например, не снимает судимость акт помилования или амнистии. Поэтому окончательное решение принимает в подобных случаях суд. Поэтому решение за Верховным судом, принявшим решение по данному делу. Да, пресс-секретарь Верховного суда 9 октября сказала, что его суд не оправдывал, но ОТМЕНИЛ все ранее судебные решения по нему. Поэтому нельзя утверждать что он виновен в каждом из тех преступлений, по которым был осужден. Но СУДИМОСТЬ с него НЕ снята и НЕ погашена со всеми вытекающими отсюда последствиями», — говорит Кулов.

 

Клара Сооронкулова, кандидат в президенты, экс-судья Конституционной Палаты КР, обратила наше внимание на вопрос какие могли быть вновь открывшиеся обстоятельства в деле Садыра Жапарова, которые по решению Верховного суда были переданы в Генпрокуратуру. На основании чего, Генпрокуратура могла закрыть дело по захвату заложников? Это не было предано публичной огласке.

28 декабря на теледебатах Клара Сооронкулова сказала, что «на данный момент те кто управляют Кыргызстаном, были оправданы за пять минут по двум уголовным делам, тогда как многие люди ждут справедливого решения годами».

«Я уже не говорю, что принятие судебного акта НОЧЬЮ, ПОД УГРОЗАМИ И ДАВЛЕНИЕМ, без каких бы то ни было фактических или процессуальных оснований является незаконным на 100%. Какие-такие «вновь открывшиеся обстоятельства» в час ночи? Направленный на судью пистолет? Какие-такие «материалы» вдруг рассмотрели судьи? В рамках какого процесса? Ладно, с этим разберутся позже», — пишет Сергей Жуманов.

Известный адвокат Нурбек Токтакунов пишет в соцсетях на эту же тему:

«Итак, приговор Садыру Жапарову за захват заложников отменен Вероховным судом и по этому делу кандидат в президенты как бы не судим. Но что там с делом о попытке захвате власти в 2012 году тремя друзьями — Жапаровым, Ташиевым, Мамытовым?

По этому делу в августе 2013 года Верховный суд вынес этой троице окончательный обвинительный приговор. Отменить такой приговор можно только по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Но Генеральная прокуратура и Верховный суд проделывают просто фантастическую манипуляцию. Генеральная прокуратура подает в Верховный суд прошение об отмене оправдательного приговора по этому делу Бишкекского городского суда.

Дело в том, что 17.06. 2013 года Курманкул Зулушев (тогда был судей) уже выносил оправдательный приговор. Но этот оправдательный приговор уже и так был отменен Верховным судом еще 6 августа 2013 года, и был вынесен обвинительный и окончательный приговор. То есть Генеральная прокуратура подала в Верховный суд прошение об отмене уже итак отмененного приговора.

Что делает Верховный суд? Верховный суд, рассмотрев прошение Генеральной прокуратуры об отмене уже и так отмененного оправдательного приговора, выносит решение об оставлении в силе оправдательного приговора судьи Зулушева, ныне Генерального прокурора.

Другими словами, Верховный суд сам, самостоятельно, без всякой инициативы сторон, взял и отменил свой собственный обвинительный приговор от 6 августа 2013 года. Ведь Генпрокуратура выступила как бы против этого оправдательного приговора.

Такого не может быть, потому что не может быть никогда!

Постановление Верховного суда от 16 октября 2020 года об оправдании троицы — Садыр Жапаров, Камчыбек Ташиев и Таланта Мамытова должно считаться не существующим в природе.

По факту существует окончательный обвинительный приговор от 6 августа 2013 года о том, что эти трое собирались насильственным путем захватить власть. Эта их судимость до сих пор актуальна и не погашена.

Таким образом, Садыр Жапаров, Талант Мамытов и Камчыбек Ташиев действительно захватили власть путем фальсификации решения Верховного суда», — говорится в публикации адвоката.

В архивах нашли еще и документ от 12 августа 2017 года, когда Центризбирком КР отказал Садыру Жапарову в регистрации кандидатом на должность президента Кыргызской Республики на выборах в 2017 году. Из сообщения пресс-службы ЦИК: «Согласно заключению рабочей группы установлено, что приговором Верховного суда КР от 3 августа 2013 года Жапаров С.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 30 части 1, 4 (соучастие в преступлении), 28 (покушение на преступление), 295 УК КР (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), и осужден с применением статьи 56 (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом) на 1 год и 5 месяцев. Согласно части 4 статьи 3 Конституционного закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша»: «Не имеют права быть избранными на должность президента, депутатом ЖК лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке». На основании пункта 6 части 3 статьи 76 УК КР в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 10 лет после отбытия наказания. Таким образом, ЦИК постановил отказать Садыру Жапарову в регистрации кандидатом на должность президента КР («за» — 9, «против» — 3)».

Выходит, что избрание Таланта Мамытова депутатом ЖК также нелегитимно. А он уже и.о.президента КР. Но это еще одна история.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.