И.о. президента, премьер-министр Садыр Жапаров, как и положено новому управленцу, подобравшему знамя власти на волне народных выступлений, начал свою работу с кадровых перестановок.
На одной из своих встреч с населением, политик объявил, что за 30 лет независимости «страна погрязла в полном кадровом хаосе». А на должности назначались люди по принципу родства и по партийной квоте, а не согласно квалификационным требованиям. Назначения же проводились за закрытыми дверями, где на должность экономиста брали человека с гуманитарным образованием.
«Перед правительством и Государственной кадровой службой стоит задача — переформатировать всю систему государственного управления на принципах прозрачности и открытости, используя современные технологии. Необходимо провести серьезную кадровую реформу. Мы должны сократить количество министерств и ведомств до минимума. Полученное образование и опыт должны строго соответствовать занимаемой должности. Инженер не может быть врачом, а учитель — финансистом. Каждый должен приносить пользу на своем месте», — подчеркнул он.
Однако некоторые кадровые назначения Садыра Жапарова свидетельствуют об обратном.
Не по знакомству, а по большой дружбе
Садыр Жапаров пообещал, что не потерпит кумовства в кадровой политике и тут же нарушил слово, назначив не чекиста Камчыбека Ташиева главой ГКНБ.
Еще один фаворит — бывший судья Бишкекского горсуда, оправдавший в 2013 году – Садыра Жапрова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова (все трое обвинялись в попытке насильственного захвата власти) Курманкул Зулушев получил должность Генпрокурора.
При этом, среди новых назначенцев минимальный процент составляют молодые кадры. Получается, что и это свое обещание, Жапаров не сдержал. Средний возраст представленных к должностям — 47 лет. На сегодня 66 процентов среди новеньких — старше 45.
Самый молодой – министр сельского хозяйства Тилек Токтогазиев. Ему только исполнилось 30 лет. Напомним, на выборах в Жогорку Кенеш, итоги которых аннулировала ЦИК, Токтогазиев баллотировался по списку «Ата Мекена». Почему лидер социалистов Омурбек Текебаев решился пожертвовать своим активистом в угоду новой власти, история умалчивает. Сам же Тилек Токтогазиев заявляет, что никаких торгов не было: он сам решил поддержать Жапарова и предложил свои услуги по реформированию аграрного сектора. Последний, как видно, не возражал.
При портфеле вице-премьер-министра по социальным вопросам и экс-депутат Эльвира Сурабалдиева. Она также была в списке «Ата Мекена» и в смутные дни начала октября, горячо критиковала Садыра Жапарова, обвиняя его в нарушении всех норм Конституции и намерении узурпировать власть. Но потом свое мнение, по присущему ей обыкновению, изменила.
Как проявит себя Сурабалдиева на чиновничьем посту, пока неясно. Однако устроенный ее соцопрос в Twitter на предмет – нужно ли открывать школы и вузы в стране в разгар пандемии коронавируса, заставляют сомневаться в наличии у нее государственного подхода и видения.
Непонятно также зачем Садыру Жапарову понадобился в кресле первого вице-премьера 34-летний Артем Новиков. Он возглавлял Министерство экономики в правительстве Сапара Исакова и ничем оригинальным не отличился. Эксперты считают, что Артем Новиков – это своеобразный реверанс новой власти в сторону Кремля. Однако заручиться поддержкой Белокаменной это назначение Жапарова пока никак не помогает.
«Новенькие — старенькие»
Садыра Жапарова упрекают и в том, что среди его «новых» кадров оказалось много чиновников, которые начинали свою деятельность при беглом президенте Курманбеке Бакиеве.
Так, к примеру, одним из заместителей руководителя аппарата главы государства стал Бектур Зулпиев. В 2009-м он был руководителем юридической службы администрации президента. После свержения летал к Бакиевым в Минск. По некоторым данным, по-прежнему поддерживает с ними теплые отношения.
Еще один «бакиевец» Нуржигит Кадырбеков получил должность министра культуры, информации и туризма. В 2009-2010 годах — работал экспертом в секретариате президента.
Новый министр юстиции Марат Джаманкулов также успел поработать при режиме Курманбека Бакиева и также экспертом. Только не в секретариате, а в ЦАРИИ Максима Бакиева.
Множество нареканий вызвало и назначение сына бывшего руководителя администрации президента, государственного советника главы страны Усена Сыдыкова, Бактыбека. Он вновь возглавил ОАО «Международный аэропорт «Манас». Депутат Жогорку Кенеша шестого созыва от партии «Республика — Ата Журт» Бактыбек Сыдыков уже руководил аэропортом. При Курманбеке Бакиеве с 2007 по 2010 год он, напомним, был председателем правления акционерного общества.
Его назначение вызвало возмущение и среди сторонников Садыра Жапарова. Гражданский активист Мелис Аспеков даже пригрозил голодовкой. Но посулы возглавить предвыборный штаб по Чуйской области на период президентской кампании, заставили его отказаться от этой идеи.
А вот в отношении назначения на должность главы ГСБЭП бывшего прокурора Сыймыка Жапыкеева, негодования не было. Правда, новоявленный финполовец начал свою деятельность со сведения личных счетов с депутатом Куванычбеком Жумалиевым. Сотрудники ведомства проверили серию обысков с офисах компаний, аффилированных, по некоторым данным, с Жумалиевым. Ничего не нашли, но крови нардепу подпортили порядочно. Премьер-министр акаевской эпохи пообещал подать в суд на Жапыкеева.
Напомним, Сыймык Жапыкеев в октябре баллотировался в парламент по списку партии «Чон казат». И основным ее соперником на выборах выступала политорганизация Садыра Жапарова «Мекенчил». Поскольку электорат у этих объединений схожий. Но после событий 5 октября чон казатовцы поддержали Жапарова и его друга и компаньона Камчыбека Ташиева. Лидер партии Максат Мамытканов стал вице-премьер-министром по силовому блоку.
Кстати, идея ввести в систему госуправления институт Народного курултая принадлежит ему. Садыр Жапаров инициативу одобрил. Судя по всему, она будет включена в разрабатываемый президентским аппаратом проект Конституции.
О своей поддержке Садыра Жапарова объявил и экс-премьер-министр Омурбек Бабанов. Существует мнение, что в обмен на голоса сторонников Бабанова в Таласе, новые власти прекратят уголовное преследование Бабанова. В отношении него возбуждено семь уголовных дел. Он проходит как свидетель, но один неосторожный шаг и может с легкостью быть переквалифицирован в главного подозреваемого.
Гарантией доброго отношения Жапарова к Бабанову стало назначение на пост министра иностранных дел Руслана Казакбаева. Последний, фактически, со дня представления к должности, отправился разъезжать с визитами, уверяя, что ситуация в Кыргызстане вошла в правовое русло и власть обрела легитимность.
А вот кресло министра труда и социального развития пока вакантно. Кандидатуру Аиды Исмаиловой депутаты дружно прокатили. Новых претендентов на должность ни правительство, ни коалиция парламентского большинства пока не представили.
Зато получил пост торага еще один друг и соратник Садыра Жапарова Талант Мамытов. Он начал свою работу с того, что приказал снести забор вокруг «Белого дома». Когда Жапаров сложит полномочия исполняющего обязанности президента, эту приставку получит, согласно Конституции, Мамытов.
P.S. Если Садыр Жапаров после 10 января возглавит страну, то нас ожидает очередная КАДРиль. Однако приглашение на бал получат не все. Надежды же на то, что на хлебные должности и доходные места достанутся профессионалам своего дела, а не подхалимам и «своим» пока не оправдываются.