Конституционная реформа. Попытка разобраться

0
670

Кыргызстан ожидает очередная перекройка Конституции, 10-я по счету. Инициатором реформы Основного закона выступил, по сложившейся традиции, тот, кто успел перехватить на волне народного мятежа главные рычаги управления – и.о. президента, премьер-министр Садыр Жапаров. В недавнем прошлом депутат пятого созыва Жогорку Кенеша и осужденный по статье «Похищение человека». Правда, как только Жапаров получил власть, Верховный суд его, опять же как водится, полностью оправдал.

22 октября парламент принимает закон, которым предусматривается приостановление действий статей 38 и 63 конституционного Закона «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша». Они регламентируют порядок проведения повторных выборов депутатов парламента до окончания конституционной реформы. Сроки проведения кампании будут назначены после внесения изменений в Конституцию в соответствии с законодательством, но не позднее 1 июня 2021 года.

Указанный закон вступает в силу с момента официального опубликования и действует до завершения конституционной реформы.

Напомним, 83 присутствующих тогда нардепа дружно поддержали предложенный президентским аппаратом вариант. На следующий день те, кто принципиально ушли и не голосовали, заявили о попрании норм Конституции. Высказали свое мнение и юристы, указав на то, что был нарушен порядок внесения, процедура принятия и поэтому решение депутатского корпуса может и должно быть оспорено в Конституционной палате.

Что говорят правоведы

Жогорку Кенеш может назначить референдум по принятию закона об изменениях в Конституцию с соблюдением всех установленных сроков и процедур и только в случае, если на завершающей стадии парламент придет к выводу о необходимости передать принятие окончательного решения непосредственному источнику государственной власти — народу. Согласно Закону «О регламенте Жогорку Кенеша», предметом назначения плебисцита являются проекты законов о внесении изменений в Конституцию.

Эксперты отметили, что процедура назначения референдума по редактуре Основного закона должна сопровождаться рядом документов:

сопроводительное письмо инициатора;

справка-обоснование к проекту закона, которая должна содержать информацию:

— о целях и задачах законопроекта;

— о возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствиях действия закона;

— о результатах парламентского слушания, общественного обсуждения;

— о соответствии проекта закона законодательству;

— об источниках финансирования;

— о результатах консультаций и обсуждений с соответствующими ассоциациями, союзами органов местного самоуправления, если проект нормативного правового акта непосредственно затрагивает интересы местных сообществ и органов местного самоуправления.

Кроме того, необходимы сравнительная таблица, пакет проектов законов и анализ регулятивного воздействия проектов законов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.

Референдум по внесению изменений в Конституцию принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня поступления самой инициативы в Жогорку Кенеш.

Эксперты напомнили, что ЖК принимает закон о внесении изменений в настоящую Конституцию не позднее шести месяцев со дня его внесения на рассмотрение.

Юристы добавили, что шестой созыв Жогорку Кенеша вынужден продолжать работу до избрания нового созыва.

Но после 28 октября шестой созыв Жогорку Кенеша может только обсуждать и вырабатывать стратегии по дальнейшему развитию республики, но не более.

Следовательно, после этой даты парламент не может инициировать и рассматривать внесение изменений в Конституцию, в связи с тем, что срок его полномочий истечет. И тут мнения правоведов расходятся. Ряд экспертов в области конституционного права считает, что срок этого состава истекает тогда, когда принесут присягу новые парламентарии. Размытость конституционных статей дает им право утверждать подобное. Если бы в законе было бы четко прописано, что выборы в ЖК должны состояться в первое воскресенье после первой субботы октября каждого пятого года, а первое заседание должно состояться через 30 календарных дней 3 ноября текущего года, — то никто не смог бы продлить полномочия нынешнего 6 созыва. А раз нет четкой формулировки, то почему бы Садыру Жапарову и его команде не воспользоваться ее отсутствием.

Существует в стране и такое мнение, что произошла узурпация власти. Президент внезапно сложил свои полномочия в момент, когда прошли выборы в парламент, но ЦИК признал их несостоявшимися. Исполнение обязанностей президента переходит спикеру, но он от этого отказался. Соответственно, после спикера полномочия переходят к премьер-министру. И.о. главы государства, премьер-министр Жапаров заявил, что выборы в Жогорку Кенеш состоятся после конституционной реформы. Возвращение в правовое поле будет очень и очень напряженным. А Конституция, по которой мы с вами жили, оказалась несовершенной. Непонятно только, как это просмотрела Венецианская комиссия.

Параллельная реальность

Кыргызстан давно живет не по закону, а по воле того человека, в чьих руках сосредоточена вся полнота власти. Поэтому конституционные новеллы трактуются в угоду тому, кто принимает решения. Сегодня центр тяжести сместился в сторону Садыра Жапарова и его партии «Мекенчил». Как раз в ее программе и заложена идея переписать Конституцию. А один из членов этой политической организации – нынешний генеральный прокурор Курманкул Зулушев весной этого года, когда в стране ввиду сложной эпидемиологической ситуации был введен режим ЧП,уже инициировал референдум по изменению формы правления.

Он предлагал кыргызстанцам сделать выбор между парламентской демократией и президентской республикой. Проект был вынесен на общественное обсуждение, но до палаты так и не дошел: помешал коронавирус.

Однако от намерения перекроить Основной закон ни Зулушев, ни его сопартийцы не отказались. Это отражено в программе политобъединения. В политблоке сказано, что необходимо сократить численность нардепов до 75 и вернуть смешенную – мажоритарно- пропорциональную систему выборов. Это означает отказ от парламентаризма и возрождение президентской республики.

Кроме того, партия обещает добиться введения смертной казни для коррупционеров, казнокрадов, педофилов, судей.

Смертную казнь хотят ввести и для чиновников, прокуроров, членов правительства и президентов, изменивших своей присяге и предавшим государственные интересы.

Но вернемся к Основному закону. Итак, президентская форма правления подразумевает, что глава государства будет также возглавлять правительство, то есть, воспроизводится американская система власти. Новая структура создается под Садыра Жапарова, который после внесения поправок в Конституцию сможет участвовать в президентских выборах. Они назначены на 10 января.

Существующая ныне редакция ему не позволяет баллотироваться, поскольку Жапаров является исполняющим обязанности. Но после редакции Конституции, препон исчезнет. Причем, корректируя главный документ страны, шестой созыв, который как пластилин, уже согнул и сжал до нужной формы Жапаров, за рамки полномочий не выйдет.

Депутаты не будут назначать референдум

1 сентября истек срок моратория и Жогорку Кенеш получил право и возможность менять Конституцию. И если мы учтем тот факт, что этот созыв продолжит функционировать до избрания следующего, причем в полном объеме своих полномочий, то ничего не мешает членам ЖК принести Основной закон в жертву амбициям президентского аппарата, вернее нынешнего и.о. Провернуть эту комбинацию парламентарии должны до 10 декабря – срок, когда истекает регистрация ЦИК кандидатов в президенты.

Садыр Жапаров уверен, что взяв на себя всю полноту власти в стране, сумеет справиться и со всем объемом ответственности, которую обычно, в случае провалов в экономике, и социальной сфере сваливали на премьер-министра.

И в том, что граждане «проглотят» конституционные изменения, Жапаров, похоже, также не сомневается. Убежденность подкреплена глубоким разочарованием нынешним и предыдущим составом 120-местного парламента, который перестал служить реальным представительством избирателей.

При смешанной избирательной системе партийное членство перестанет быть доминирующим среди депутатов и тем, кто хочет непременно обзавестись мандатом, больше не нужно будет вступать в политорганизацию. Заигрывать с лидером, тратить миллионы на места в топ-20 и топ-30. Претендент на депутатский значок будет делать то, что делал и до этого – продвигать себя и завоевывать любовь электората для себя, а не для партии, в которой он нуждается только на период избирательной кампании.

Не для никого не секрет, что в Кыргызстане партии создаются исключительно под выборы. Поэтому, называться партиями в их классическом понимании эти стихийные объединения не могут – это, скорее, бизнес-клубы. Следовательно, и парламентская демократия не может быть устойчивой и развитой без своих ключевых акторов – партий.

Российский журналист Аркадий Дубнов считает, что именно поэтому, новая власть в Кыргызстане вполне может найти поддержку значительной части общества в своем стремлении распрощаться с провозглашенной, но дискредитировавшей себя в условиях разобщенной на кланы страны парламентской системы и вернуться к характерной для Центральной Азии сильной президентской власти.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.