13 октября прошло еще одно заседание Жогорку Кенеша КР, на этот раз в составе 62 депутатов. Еще 12 депутатов передали доверенности. Первым вопросом было утверждение Указа Президента о введении чрезвычайного положения в Бишкеке. На этом же заседании был избран новым спикером Канатбек Исаев, лидер партии «Кыргызстан».
То есть на этот раз подсчет числа депутатов велся более скрупулезно, с учетом возникшего казуса на предыдущем заседании ЖК 10 октября, когда утверждался новый премьер-министр и состав правительства.
Об отсутствии тогда кворума заявил сразу же экс-премьер-министр Феликс Кулов, что означало нелегитимность избрания Садыра Жапарова премьер-министром. Как известно, тогда на заседании ЖК присутствовали только 54 депутата.
Эксперты-правоведы также отметили, что это заседание не может признано состоявшимся. Юристы правовой клиники «Адилет» установили, что не был соблюден регламент и не состоялся кворум, необходимый для законности принятия решений Жогорку Кенешем. Возможность же голосования депутатами по доверенности, это два абсолютно разных вопроса, не имеющих никакой связи между собой.
«Следовательно, принятые Жогорку Кенешем решения не могут считаться законными, в том числе и постановление об утверждении состава правительства», — заявили юристы.
Так, согласно части 4 статьи 77 Конституции, заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов.
В соответствии со статьей 82 Закона «О регламенте Жогорку Кенеша» заседания Жогорку Кенеша и его органов правомочны при наличии кворума, при котором заседание считается законным, а принятые решения имеющими юридическую силу.
Наличие кворума означает физическое присутствие 61 депутата. Наличие доверенностей дает право на голосование, но не на формирование кворума.
На внеочередном заседании Жогорку Кенеша от 10 октября 2020 года официально было озвучено о присутствии 51 депутата и дополнительно о наличии 10 доверенностей от других депутатов.
Тем самым кворум не был обеспечен, решения, принятые без кворума, считаются незаконными и не имеющими юридической силы.
Копии постановления Жогорку Кенеша об избрании Садыра Жапарова премьер-министром поступили в аппарат президента 12 октября 2020 года. Но Президент Сооронбай Жээнбеков вернул постановление парламента об утверждении программы, определении структуры и состава правительства страны обратно в Жогорку Кенеш КР.
В соответствии с частью 5 статьи 84 Конституции Президент должен в трехдневный срок издать Указ о назначении премьер-министра и остальных членов правительства. В случае если президент в вышеуказанный срок не издает Указ о назначении премьер-министра и членов правительства, они считаются назначенными.
Однако, в связи с тем что принятые решения ЖК о новом правительстве стали широко обсуждаться среди общественности и ставится под сомнение легитимность их принятия, Президент посчитал правильным вернуть их депутатам. Об этом Сооронбай Жээнбеков высказался и на встрече с Садыром Жапаровым 13 октября. Как сообщает пресс-служба президента, глава государства озвучил свою позицию по постановлениям Жогорку Кенеша Кыргызской Республики об утверждении программы, определения структуры и состава Правительства страны.
«Для сохранения и укрепления стабильности в стране все наши решения должны быть легитимны и не подвергаться сомнению», — подчеркнул Президент Сооронбай Жээнбеков на встрече с Садыром Жапаровым. «Для этого он намерен обратиться в парламент для рассмотрения данного вопроса с соблюдением всех требований действующего законодательства Кыргызской Республики», — говорится в сообщении.
Новый спикер Жогорку Кенеша Канатбек Исаев в свою очередь заявил буквально следующее: «Мы должны прийти к решению со всей палатой: легитимизировать Жапарова на посту премьер-министра или нет».
Фактически новый спикер решил сохранить интригу. Когда состоится следующее заседание парламента он не знает. А тем временем, подверглась дискуссии норма Конституции о том, что президент в трехдневный срок издает указ о назначении премьер-министра и остальных членов правительства. В случае если президент в вышеуказанный срок не издает указ о назначении премьер-министра и членов правительства, они считаются назначенными.
Юрист Нурлан Садыков так прокомментировал Радио «Азаттык» эту ситуацию: «Вокруг этой нормы сейчас и ведется дискуссия. Представьте ситуацию, когда с нарушением закона выдвинут нелегитимный гражданин. Например, не достигший определенного возраста или недееспособный. Мало ли других случаев. Что делать президенту в таком случае? Да, Конституция не оговаривает этого, но это не значит, что надо исполнять эту норму о трехдневном автоматическом назначении кандидатов. Поэтому у президента должно быть дискреционное полномочие, которое, возможно, не прописано, но вытекает из общего смысла законодательства. Если есть какие-то нарушения, как он может сам способствовать нарушению закона? Президент же не может способствовать нарушению закона.
Если есть грубые нарушения процедуры, нарушения норм, он обязательно должен вновь передать на рассмотрение [Жогорку Кенеша]. Как таковой процедуры нет, но он, исходя из логики сложившейся ситуации, может передать депутатам, чтобы они рассмотрели все эти процедурные вопросы, устранить нарушения, и только потом приступать к легитимной конституционной процедуре.
Все-таки последнее слово остается за президентом. Все решения правительства, принятые в это время могут стать нелегитимными».