Парламентские выборы – 2020. Хэппи энд не для всех

0
71296

До выборов депутатов Жогорку Кенеша осталось меньше недели. Борьба за мандаты вступила в завершающую и самую горячую фазу. Напомним, в парламент баллотируется 16 партий: «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан», «Ата Мекен», «Бир Бол», «Бутун Кыргызстан», «Замандаш», «Чон казат», «Реформа», «Мекенчил», «Республика», «Социал-демократы Кыргызстана», «Кыргызстан», Партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов, «Ыйман нуру», «Мекен ынтымагы», «Ордо».

В бюллетене также представлена графа «против всех». Чтобы попасть в парламент партии необходимо преодолеть семипроцентный барьер. Согласно Конституции одна партия не может получить более 65 мандатов.

По прогнозам аналитиков, в Жогорку Кенеш пройдут не более шести политических организаций. Коалицию парламентского большинства сформируют в итоге три, лояльные власти, партии. Оставшиеся образуют оппозицию.

Особенности национального партстроительства

В Кыргызстане выборы по пропорциональной системе, то есть партийным спискам проходят с 2007 года. Ранее Жогорку Кенеш избирался по смешанному образцу: можно было баллотироваться как от партии, так и путем самовыдвижения.

Но последние 13 лет для того, чтобы попасть в парламент необходимо вступить в партию. Причем, потенциальному претенденту на мандат совершенно не важно, какой линии эта политическая организация придерживается, какие цели и задачи преследует. Главное, чтобы у нее были деньги и авторитетный лидер, способный привести нужных людей с устойчивым электоратом. Поэтому партии у нас в массе своей создаются под выборы и представляют скорее акционерные общества, нежели политические институты, способные выдвигать конкурентные программы и альтернативные, официальному курсу, предложения.

И делятся они на северные и южные, на провластные и оппозиционные. В последние, чаще всего, вступают опять же не из идейных расхождений, а по причине личной обиды на высокопоставленных чиновников, что изгнали из первого эшелона.

Несколько слов об участниках

Выборы-2020 отличаются от избирательной кампании 2015 года. В первую очередь потому, что в них не принимает участие президентская партия. «Белый дом» так и не обозначил свои симпатии. Что касается партий «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан», то это партии олигархического типа и по сути своей не могут выступать оппонентами политики седьмого этажа. Но и утверждать, что скроены они в президентской администрации тоже беспочвенно.

Да, «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан» — новички, без опыта участия в республиканских выборах. Но их победа сомнений не вызывает. В список «Биримдика» входит брат президента, в список «Мекеним Кыргызстана» — сват главы государства. А родственные связи, как известно, в кыргызской политике имеют огромное значение при расстановке сил. «Биримдик» окрестили фаворитом гонки еще и потому, что в ее рядах сплошь бывшие чиновники и депутаты, составляющие некогда костяк развалившейся на запчасти СДПК бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Ранее эти же политики входили в состав бакиевского «Ак Жола», а до этого служили верой и правдой Аскару Акаеву и его семье под знаменем партии «Алга, Кыргызстан».

«Мекеним Кыргызстан» ассоциируют с еще одним очень влиятельным на юге человеком – ставшим одиозным, бывшим таможенником Раимбеком Матраимовым. Народная молва расценивает его чуть ли ни как основного контрабандиста и олигарха страны. Сам он в выборах не участвует, но от партии в Жогорку Кенеш баллотируется его брат Искендер.

У  «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстана» разные идеологические посылы — «Биримдик» нацелена на евразийство и демократический социализм, «Мекеним Кыргызстан» с более либеральным уклоном. Но обе партии объединяет общий электорат и стремление к евразийской интеграции. Кроме того, преимущественное соотношение в списках политиков, пользующихся поддержкой в южных регионах. Обе за ЕАЭС и более тесное сотрудничество с Россией. Скандал, который разразился на прошлой неделе с заявлением лидера партии «Биримдик» о воссоединении с Россией, вызвал широкий негатив.

На севере партия «Кыргызстан» пытается тоже пройти в парламент. Она была создана в 2015 году на деньги алкомагната Шаршенбека Абдыкеримова. Но их позиции стремительно падают из-за того, что в списках большое количество коррупционеров.

Шансы попасть в седьмой созыв есть и у «Ата Мекена» с «Республикой». Это партии – старожилы избирательных кампаний и на выборах в 2010-м и 2015-м показали неплохие результаты. В соответствии с запросом на новые лица, партии на 90 процентов обновили свои списки, избавившись от примелькавшихся и поднадоевших политиков.

Через «омолаживающие процедуры» прошли все политические организации, вступившие в гонку за мандаты. К примеру, партия «Бир Бол» заявившая о своей оппозиционности, провела качественный апгрейдинг и ввела в топ списка молодых бизнесменов, юристов, экономистов, финансистов, получивших образование за рубежом.

Нет ни одного профессионального политика, но зато много молодых и амбициозных в партии «Реформа». Это политическое объединение впервые участвует в выборах. Партия выросла из антикоррупционных протестов в Бишкеке и позиционирует себя как либеральная. У «реформистов» довольно нестандартные идеи. К примеру, они предлагают ликвидировать Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) и переписать Конституцию.

Перекроить Основной закон и упразднить пост президента хотят в «Республике». Социалистическая партия «Ата Мекен» обещает урезать полномочия главы государства, превратив его в арбитра, а программа «Бир Бола» больше направлена на экономические, чем политические преобразования.

Изменить Конституцию хотят, практически, все партии. «Мекеним Кыргызстан» обещает инициировать референдум, как и партия «Мекенчил». В этой политорганизации намерены вынести на всенародное голосование вопрос о форме правления. В партии считают, что Кыргызстан должен быть президентской республикой. Такого же мнения придерживается и «Бутун Кыргызстане». Установить в стране народовластие во главе с народным курултаем планирует партия «Чон казат» и опять с обязательным переписыванием Конституции.

Конституционная и судебная реформы традиционно излюбленный конек отечественных политиков. С инициативами – отредактировать главный документ страны и превратить суды в непредвзятые и профессиональные, партии стабильно выходят на выборы.

Но из обещанного исполняется от силы 5 процентов. Для электората в Кыргызстане предвыборные партийные заявления не являются главными составляющими. Запрос на программы не велик. В Кыргызстане голосуют, ориентируясь на персоналии в партийных списках. Кандидаты определяют узнаваемость и имидж партии. За счет родственников и односенльчан, а не единомышленников, формируют свою электоральную базу.

Скандалы наше все

Но есть и одна общая черта, объединяющая все кампании в Кыргызстане, будь то выборы республиканского или местного масштаба. Это скандалы.

С шлейфом судебных разбирательств с ЦИК, правда, успешных вступили в гонку «Кыргызстан» и «Бутун Кыргызстан». «Кыргызстану» еще и удалось сохранить своего кандидата – спикера шестого созыва, чемпиона по смешными оговорками. Несмотря на возмущение общественности, члены Центризбирком не отстранили его от участия в забеге. Напомним, что он на глазах у всей страны открыто вручил 50 тысяч сомов семье новорожденного из Таласской области. Суйунчу никто не отменял и повод достойный – малыш назван Дастаном. Вот только такая щедрость в выборный период от кандидата расценивается не иначе, как подкуп. Однако в ЦИК так, похоже, не считают.

Потери понесли «Биримдик» с «Мекеним Кыргызстаном». Драка в Араванском районе стоила претендентам на мандаты —  Шукурулло Файзуллаеву и Ильхому Маннанову регистрации в партийных списках.

Еще один скандальный момент, который заставляет задуматься о чистоте и прозрачности этих выборов и, как утверждают эксперты, может подорвать доверие к их итогам.

Массовая регистрация по форме №2. 481 тысяча 950 человек сменили свой избирательный адрес. Глава ЦИК Нуржан Шайлдабекова не усматривает в этом ничего страшного. Напротив, уверяет, что это демократическое решение проблемы для тех, кто не хочет исполнять свой гражданский долг по месту прописки. А подвоз избирателей, желающих пройти перерегистрацию, законом не карается. Вот только кто поручится, что эти самые избиратели не были материально мотивированы кандидатами от той или иной партии? Ответа нет.

Зато есть отработанная схема: претендент на мандат перевозит своих родственников и земляков по нужному ему адресату, чтобы обеспечить себе необходимое количество голосов. Иначе лидер партии может его из списка выкинуть и прощай заветный депутатский значок. Но в ЦИК  твердят – не пойман не вор.

В Кыргызстане по факту подкупа голосов возбуждено 40 уголовных дел. Ни по одному из них следствие не завершено, а предварительные проверки показывают – факты не подтверждены.

P.S. Пока политики будут воспринимать партии, как проездной билет, чтобы попасть в парламент, а избиратели продавать голоса за 2 тысячи сомов, развитых, устойчивых и дееспособных политических организаций, сильного гражданского общества, где отношения с власть имущими строятся на взаимоуважении, а не по принципу «сам дурак», в Кыргызстане не появится. А каждые выборы будут оставлять осадок и наталкивать на мысль – опять обманули.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.