Предвыборная гонка началась со скандала. Открыла топ политических разборок альтернативная СДПК, возглавляемая экс-полпредом правительства в Чуйской области Сагынбеком Абдрахмановым.
С заявлением в ЦИК обратился нардеп Анвар Артыков. Он, напомним, стал председателем обломков партии Алмазбека Атамбаева, по остаточному принципу. Все остальные, включая горячо преданных соратниц Ирину Карамушкину и Асель Кодуранову, покинули ряды приказавшей долго жить политорганизации.
Так вот, Анвар Артыков обвинил Абдрахманова в том, что тот использовал поддельные печать, подпись, свидетельство о регистрации и устав политорганизации при подаче уведомления в ЦИК об участии в парламентских выборах 4 октября.
«Социал-демократическая партия Кыргызстана официально заявляет, что не подавала никаких уведомлений в избирательную комиссию и не намеревалась участвовать в выборах», — сказал Анвар Артыков и подчеркнул, что на основании выявленных фактов подделки документов партия обратилась в Центризбирком с требованием отказать в регистрации «лжепартии СДПК и ее лжепредседателю Сагынбеку Абдрахманову».
ЦИК последовала совету и отменила регистрацию уполномоченных представителей СДПК Сагынбек Абдрахманова. Последний обратился в суд. Бывший чиновник выиграл две инстанции, и уполномоченных Центризбирком восстановил.
Однако спустя месяц Абдрахманов объявил, что политобъединение бороться за мандаты не будет. Впервые за 13 лет одна из старейших партий отказалась от участия в гонке.
Угодила в жернова скандала и партия нардепа Алтынбека Сулайманова «Бир Бол». В начале августа пользователи социальных сетей выбросили любителям покопаться в родственных связях представителей политического истеблишмента информацию, что некая Сымбат Маратбек — незаменимая помощница и идеолог Алтынбека Сулайманова, дочь Марата Бакиева, то есть племянница беглого президента КР Курманбека Бакиева.
В штабе политорганизации эти сведения подтвердили, но заверили, что Сымбат Маратбек в депутаты баллотироваться не будет. К тому же она «окончила Лейпцигский университет Германии, защитила магистерскую диссертацию по международной экономике, управлению бизнесом и энергетике, а в Москве получила степень бакалавра по международным отношениям в МГИМО». Кроме того, работала в различных международных проектах, стипендиат многих международных премий и свободно говорит на пяти языках. Словом, наука девушку интересует намного больше, чем политика, а Алтынбеку Сулайманову она помогает исключительно как аналитик.
Но общественность не унималась. На свет вытащили родственные связи бизнес леди Айжан Чыныбаевой. Она как раз идет в Жогорку Кенеш и в списке кандидатов партии стоит на 4-м месте. Ее супруг Аслан Кененбаев приходится родным братом супруге Максима Бакиева Айжан Кененбаевой. А сама Чыныбаева — племянница Розы Отунбаевой. Кандидатка назвала эти заявления «политической войной компроматов».
Следующей по очередности в списке предвыборных распрей партия «Ата Мекен». Вернее, один из претендентов на мандаты из топ-20 избирательного перечня, экс-таможенник Ким Ин Сен. Мы уже писали о том, как журналистБолот Темировпытался на совместных фотографиях четырехлетней давности выстроить связь «Ата Мекена» через Ким Ин Сена с одиозным бывшим зампредседателя ГТС Райымбеком Матраимовым и его партией «Мекеним Кыргызстан». В «Ата Мекене» подлинность фото не признали, видео Темирова назвали провокацией, а выводы автора – домыслами. Эмоциям поддался только самый молодой член партии социалистов Тилек Токтогазиев. В ответ он записал видеообращение и пригрозил Болоту Темирову и тем, кто за ним стоит, что «расправится с ними за пять минут».
В судебную тяжбу вылился скандал, развернувшийся вокруг партии алкогольного магната Шаршенбека Абдыкеримова «Кыргызстан». 24 августа – в последний день, отведенный для сдачи документов на регистрацию в ЦИК, политорганизация опоздала. Материалы необходимо было привезти не позднее 18.00, и сдать их должен был уполномоченный по выборам. Однако бумаги доставил сотрудник секретариата партии, поскольку Эльвира Абильдаева – этот самый уполномоченный, слегла с гипертоническим кризом.
Лидер политорганизации Канат Исаев утверждал, что с документами они успели, заминка возникла из-за «незначительной бумажки».
Но на фото, появившихся в Сети, четко видно, что в регистрационном журнале Центризбиркома исправлено время подачи документов «Кыргызстана». Кто-то весьма грубо исправил время на 17.59.
В итоге ЦИК вернула партии документы, но как сказано было в решении, не из-за опоздания, а потому что привез их не тот, кому надлежало по закону. Канат Исаев обратился в административный суд Бишкека и Фемида постановление ЦИК посчитала недействительным.
В Центризбиркоме не согласились с таким положением дел и направили в ответ кассационную жалобу в Верховный суд. Представители ЦИК отметили, что административный суд вынес необоснованное и необъективное решение в пользу политобъединения. Они еще раз уточнили: избирательная комиссия не принимала документы партии для регистрации, так как они были поданы посторонним лицом, а не официально уполномоченным представителем, как того требует избирательное законодательство.
Юристы политорганизации парировали: в законе нет нормы, согласно которой именно уполномоченный должен принести документы, и у сотрудника секретариата, сдавшего бумаги в ЦИК вместо уполномоченной Эльвиры Абильдаевой, заболевшей в тот день, была соответствующая доверенность.
В итоге ВС КР оставил в силе решение административного суда.
В споры «Кыргызстана» и Центризбиркома втянулись еще пять партий — «Ата Мекен», «Бир Бол», «Реформа», «Чон казат» и «Мекенчил». Политобъединения встали на сторону ЦИК и потребовали, чтобы документы у «Кыргызстана» комиссия не принимала. ЦИК требование проигнорировала.
В результате 2 сентября в 17.20 вечера документы от «Кыргызстана» поступили на рассмотрение рабочей группы и 3 сентября партия официально вступила в гонку. Список кандидатов и другие материалы ЦИК зарегистрировала. Хотя суд и не обязывал включать политобъединение в игру.
А вот «Бутун Кыргызстану» повезло меньше. Партия отстранена по решению Центризбиркома от участия в выборах. Лидер партии Адахан Мадумаров обратился в суд.
Однако, по порядку. Началось все с того, что бывший депутат и экс-омбудсмен Турсунбай Бакир уулу написал жалобу в ЦИК, требуя не регистрировать сфальсифицированный предвыборный список партии и заявил, что он был принят с нарушениями. Делегаты голосовали поднятием руки, а по закону – утверждать перечень необходимо было тайным голосованием. Правда, непонятно до сих пор, почему это пропустили присутствующие на съезде в качестве наблюдателей представители Центральной избирательной комиссии.
Но вернемся к жалобе экс-уполномоченного по правам человека. Турсунбай Бакир уулу утверждает – на съезде был принят список кандидатов, где он занимал 18-е место, однако спустя несколько дней после партийного собрания, он был изменен. По данным бывшего акыйкатчи, постарались Мадумаров и его приближенные — бывший заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов, приостановивший исполнение обязанностей заместителя секретаря Совбеза Омурбек Суваналиев, а также сын «кошелька» семьи Аскара Акаева Медербек Малабаев.
По мнению Турсунбая Бакир уулу, этот квартет во главе с Адаханом Мадумаровым и заказывает музыку, тасуя места в списке. К примеру, того же жалобщика четверка сначала передвинула на 22-ю позицию, а после и вовсе исключила.
Ранее из-за списка, вернее местоположения в нем разругался с Мадумаровым бывший премьер-министр Темир Сариев. Он шел вторым. По некоторым данным, после съезда его из политорганизации выгнали. Настоял на решении расстаться с Сариевым Курсан Асанов. Сам он, кстати, занимает в топ-10 партии седьмую позицию. А место Сариева досталось Омурбеку Суваналиеву.
Но в отличие от Сариева, который ушел тихо, Турсунбай Бакир уулу молчать не стал. Его сентенции, в итоге, стоили Мадумарову участия в выборах. Центризбирком сначала не удовлетворил жалобу Турсунбая Бакир уулу, посчитав конфликт внутрипартийным спором, и отправил его в суд. Однако «Бутун Кыргызстан» все же сняли с гонки. Буквально за 40 минут члены ЦИК поменяли решение и не зарегистрировали партию.
4 сентября началась агитационная кампания. Традиционно, она сопровождается скандалами, ушатами компромата и потоком жалоб и доносов кандидатов друг на друга. Как показывает практика, подписанный меморандум – не гарантия честной борьбы. В ход будут пущены самые грязные технологии. Чего только не сделаешь ради того, чтобы потопить конкурента и успеть к финишу.