Осужденный на пожизненное правозащитник скончался накануне в больнице ИК № 47. Азимжан Аскаров по свидетельствам адвокатов был болен давно. Десять лет в заключении не могли не сказаться на его здоровье.
В начале июля адвокат адвокат Валерьян Вахитов отметил, что у него поднялась температура и начался кашель. Правозащитники стали просить, чтобы Азимжана Аскарова освободили, поскольку в колонии, где он содержится, нет квалифицированной медицинской помощи. Тем более что он пожилой человек и находится в группе риска. Однако только 24 июля его перевели в больницу при исправительной колонии № 47.
Пожизненный приговор правозащитнику вынесен в сентябре
2010 года. Его обвинили в убийстве милиционера Мыктыбека Сулайманова и
организации массовых беспорядков в Базар-Коргонском районе во время июньских
событий 2010 года.
По словам самого Аскарова во время трагичных событий он, действительно,
находился в гуще, но не участвовал, а фиксировал все преступления, снимал на
камеру, документировал. Но его слушать не стали, задержали сразу после
беспорядков, водворили в ИВС, долго пытали (эти факты зафиксированы
правозащитниками и врачами, но проигнорированы прокуратурой) и приговорили к
«вышке». Судебные процессы в первой и второй инстанции сопровождались
нападениями и избиениями свидетелей и адвокатов Аскарова.
Верховный суд также не изменил приговор, несмотря на заявления международных организаций о нарушении права подсудимого на доступ к правосудию и отсутствие всестороннего и независимого расследования.
Неоднократно с 2011 года адвокаты Аскарова пытались добиться пересмотра дела. Однако власти оставались глухими. О деле Аскарова напоминали экс-президенту Розе Отунбаевой, президенту Атамбаеву представители международных организаций и главы европейских стран, когда они обращались за финансовой помощью.
Поднимала вопрос об Аскарове и канцлер Германии Ангела Меркель, когда в 2012 году Атамбаев отправился в турне по странам Европы. Спустя четыре года, когда Меркель посетила Кыргызстан, ее заверили, что дело будет пересмотрено прозрачно и беспристрастно.
Спустя пять лет адвокатам Аскарова все же удалось добиться пересмотра дела. Власти Кыргызстана получили решение Комитета ООН по правам человека, который потребовал освободить правозащитника из тюрьмы и отменить обвинительный приговор, поскольку при рассмотрении его дела были нарушены многие нормы законодательства КР.
Надежда на то, что справедливость все же восторжествует, теплилась лишь у самых наивных. Не для того в Кыргызстане Конституцию переписывали, чтобы исполнять решение Комитета ООН по правам человека, который требовал от властей КР немедленно отпустить незаконно осужденного Аскарова. И отменить обвинительный приговор, который вынесен в нарушение норм законодательства страны. По новой редакции Основного закона решения международных органов по правам человека больше не являются обязательными к исполнению.
Тем не менее, Комитет ООН по правам человека продолжал призывать власти отменить приговор Аскарова и провести заново беспристрастное, объективное и тщательное расследование и судебное разбирательство, установив справедливость для всех.