Мухаммедкалый Абылгазиев написал заявление об уходе с поста премьер-министра по собственному желанию. С конца мая Абылгазиев находился в краткосрочном отпуске, после прозвучавших в его адрес в парламенте подозрений в коррупции при продаже радиочастот. Тогда уже в кулуарах ходили слухи, что Абылгазиев из отпуска не вернется. Они же утверждали, что дыма без огня не бывает и обвинения депутатов в адрес премьера имеют под собой основания.
Непонятно зачем вообще весь этот спектакль с отпуском был нужен. Всего через две недели Абылгазиев констатировал, что расследование еще не завершено. Как будто о том, что следствие не завершится за время его «краткосрочного отпуска», премьер не знал еще когда уходил.
Но сейчас разбирать причины и формат отставки Абылгазиева не имеет смысла. Гораздо интереснее посмотреть какое наследство он после себя оставил.
Начнем с того, что сам Абылгазиев премьером был два года и два месяца. Это внушительный срок для Кыргызстана. Но из первоначального состава кабинета министров, с которым Абылгазиев пришел в исполнительную власть остались только двое – Кубатбек Боронов, первый вице-премьер-министр и председатель Государственного комитета по делам обороны Эрлис Тердикбаев. Именно Боронов во время отпуска Абылгазиева выполнял и выполняет обязанности премьер-министра с приставкой и.о.
Такая кадровая чехарда в кабинете министров объясняется плохой работой правительства. Искали виноватых в провалах и отправляли в отставки. Виновными всегда оказывались министры или главы ведомств.
Еще Абылгазиев запомнился скандалом, который все называют «бажагейтом». Он лоббировал интересы новой сотовой кампании, директором которой был сын его бажа Иманкадыра Рысалиева.
Сопровождали премьерство Абылгазиева и два, назовем их образовательных, скандала. Речь не о бесконечных проблемах с министерством образования, которое за время Абылгазиева стало просто примером безграмотности. Речь о вранье аппарата правительства сообщивщего, что дочь Абылгазиева учится в университете Ала-Тоо, в то время как она училась в США.
Недостоверная информация была распространена в СМИ чиновниками пресс-службы премьера, видимо, чтобы отвести от своего шефа подозрения в коррупции. Потому что не может чиновник кыргызского правительства, пусть даже и высокопоставленный, но живущий на одну зарплату, позволить себе оплачивать учебу и проживание своих детей в Америке. Второй скандал разгорелся недавно. В биографической справке сказано, что Абылгазиев заканчивал магистратуру Международного унивеситета в Кыргызстане. Однако один из выпускников того же года что и теперь уже бывший премьер, обратил внимание, что ни он сам, ни другие студенты, Абылгазиева не помнят. Руководство МУК не сразу опровергло воспоминания своего выпускника, но потом прокомментировало в том духе, что у магистрантов было совсем другое расписание, чем у бакалавров.
Вспомнить какие-то экономические успехи, сопровождали премьерство Мухаммедкалыя Абылгазиева, затруднительно. Их просто нет. Так же, как и резкого падения. Одним словом, застой.
Место премьера пока вакантно. Занять его очередь не выстраивается. Во-первых, понятно, что новый премьер придет на срок до тех пор, как будет избран новый парламент. Во-вторых, время на которое он придет, будет непростым. К осени еще сильнее начнет ощущаться экономический кризис, который наложется на избирательную кампанию.
Пока из конкретных фамилий называют две – Кубатбек Боронов – нынешний и.о. премьера и полномочный представитель правительства в Ошской области Узарбек Жылкыбаев.
Правда это или слухи кыргызстанцы узнают уже 17 июня, когда Жогорку Кенеш будет рассматривать этот вопрос.