Всякие иски подавали на нашу газету за более чем 25 лет, но впервые — за публикацию фото. В исковом заявлении так и указано: «О защите личного неимущественного права на собственное изображение». Вот этого, на котором истец Асан Токтосунов (в центре), в те времена — президент «Компании Манас Менеджмент» и акционер ОАО «Росинбанк», был запечатлен в компании с председателем правления этого банка Ваагном Ншанян и всесильным в те времена премьер-министром Сапаром Исаковым.
Серия наших журналистских расследований об этом герое публиковалась весь прошлый год. Один из материалов под названием «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»? Часть 2: Кто и как выводил деньги из Росинбанка?», вышел в феврале 2019 года и был проиллюстрирован фото, на котором Асан Токтосунов позирует в компании, которая, как видно, вместе не только тесно работала, но и дружно отдыхала. Та статья как раз и была посвящена их бизнес-связям.
Кстати говоря, наша редакция была далеко не единственной, кто интересовался связями Токтосунова и его окружения с Сапаром Исаковым и другими высокопоставленными чиновниками и силовиками. Несколько различных СМИ еще за месяц до выхода нашей статьи уже активно публиковали это изображение на своих интернет-сайтах и в блогах. Более того, за некоторое время до нас на веб-сайте www.factcheck.kg это фото дважды опубликовала даже Гульнура Торалиева – бывшая глава пресс-службы Правительства и экс-советник премьер-министра С.Исакова!
Насколько нам известно, ни к кому из опубликовавших эту фотографию до нас Токтосунов никаких претензий не предъявлял. Но вот от читателей и редакции газеты Res Publica, которая нашла эту фотографию в интернете в свободном доступе (где она до сих пор и продолжает находиться), он почему-то решил свое бесценное изображение защитить.
Слово «бесценное» – это не фигура речи. За использование своего изображения Асан Токтосунов требует с нас ДВЕСТИ ТЫСЯЧ сом! Публикацией фотографии мы, дескать, причинили ему моральный вред, т.е. физические или нравственные страдания. Он бы еще на зеркало в суд подал! Правда, в иске почему-то Токтосунов забыл указать, как именно он физически или нравственно страдал из-за этой своей фотографии…
Напротив, некоторые из наших ранимых читателей говорили, что моральный вред был причинен как раз им — тем, кому не посчастливилось ту нашу публикацию увидеть. Дескать, такое нельзя публиковать – так и травмировать психику можно.
Но мы так, конечно, не считаем: по нашему мнению, все люди прекрасны во всем их многообразии. Поэтому, утверждение Токтосунова о том, что мы осуществили его визуализацию «в намеренно невыгодном свете», мы искренне отвергаем. «Свет визуализации» полностью соответствовал содержанию статьи.
Да и истец, как нам кажется, абсолютно не считал, что фотографируется «в невыгодном свете». Сделайте над собой усилие и взгляните на фото еще раз: все изображенные там господа точно знали о том, что их фотографируют. Они смотрят прямо на камеру, улыбаются, выглядят довольными собой и явно позируют при фотографировании.
В иске Токтосунова сказано, что фото было сделано на пирсе общественного пляжа. А раз изображение было сделано в публичной обстановке — согласия истца на его опубликование по закону и не требовалось.
Так чем же тогда вызваны его к нам претензии? Почему Токтосунов не подал аналогичные иски к тем, кто опубликовал это изображение до нас и гораздо раньше нас сделал его поистине «общественным достоянием»? Почему фотография, опубликованная другими СМИ, блогерами и даже бывшим пресс-секретарем премьер-министра, Асана Иосифовича не травмировала, а та же самая фотография, опубликованная нами, заставила его морально и физически страдать?
Ответ прост: наша газета Токтосунову как кость в горле, поэтому он и подает против нас иски один абсурдней другого. Надеется, что запугает нас, заставит никогда о нем больше не писать? Зря надеется! Наоборот, дает нам и всем нашим читателям очередной повод о нем не забывать.
Напомню, что вторая часть статьи «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу» была посвящена результатам журналистского расследования о выводе средств из ОАО «Росинбанк». Мы выяснили, что еще в марте 2017 года некое ОсОО «Сэттори Плюс», аффилированное с акционером «Росинбанка» Токтосуновым А.И., получило в этом банке кредит в сумме 109 млн. сом и не вернуло его. Складывалось впечатление, что эта компания изначально и не собиралась кредит возвращать, так как платежи по нему прекратились почти сразу же.
А больше всего нас тогда возмутило то, что выдавая рискованные и сомнительные кредиты компании, аффилированной со своим акционером, «Росинбанк» в то же время брал деньги у Нацбанка для поддержания своей ликвидности. Все выглядело так, что Асан Токтосунов просто-напросто вывел из банка 109 млн. сом (около 1,5 млн. долларов США по курсу), понимая, что его акции в нем уже ничего не стоят.
Чем закончилась история «Росинбанка», позже переименованного в «Керемет Банк», мы все уже знаем: Нацбанк КР уже потратил больше 3 миллиардов (!) сом народных денег на его спасение, и это еще не предел.
Возникает резонный вопрос: чем же была вызвана такая неслыханная щедрость к «Росинбанку» со стороны госрегулятора? Куда смотрели его специалисты, когда из банка выводились деньги? Может быть тем, что некоторые акционеры и руководители это банка имели общие интересы с тогдашним премьер-министром? И, если так, разве не показательной иллюстрацией таких общих интересов является их совместное фото?
Подавая против нас очередной иск Асан Токтосунов, вероятно, забыл, что он в то время возглавлял крупную компанию-монополиста, входящую в структуру «Международного аэропорта Манас», крупнейшим акционером которого является государство. А значит – являлся публичным лицом, к которому предъявляются особые требования при освещении его слов и поступков с целью обеспечения гласного и ответственного исполнения им своих полномочий. К слову, таким же публичным лицом, как и премьер-министр Исаков, с которым он фотографировался. Публикация и самой статьи, и не понравившейся Токтосунову фотографии, была полностью оправдана публичным интересом в связи с политической и общественной дискуссией для обеспечения потребности общества в раскрытии грозящих ему угроз.
Сутяжники, подающие иски против СМИ, напрасно забывают про положение Закона Кыргызской Республики о защите профессиональной деятельности журналиста, гарантирующего, что доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан, не может быть ограничен.
Так какие законные права Асана Токтосунова мы в итоге нарушили своей публикацией? Никаких. А вот в том, какую выгоду он получил за счет народа в результате своей многогранной деятельности, подкрепленной общением со столь влиятельными людьми, предстоит выяснять правоохранительным органам. Наше заявление о начале досудебного производства по факту вывода 109 млн. сом из ОАО «Росинбанк» компанией, аффилированной с бывшим акционером этого банка Токтосуновым А.И., уже зарегистрировано в Едином реестре преступлений и проступков за № 03-002-2020-003476.
Редакция.