Активная политическая жизнь в Кыргызстане резко затормозила после введения в стране ЧП… Постепенно некоторые партии все-таки пришли в себя, попытались вписаться в волонтерские движения и примерить роль благотворителей. Видимо, ни на что другое они не способны, потому что ни одна из партий не предложила свой антикризисный план или программу в помощь правительству.
Активная политическая жизнь в Кыргызстане резко затормозила после введения в стране ЧП.
12 апреля должен был состояться первый партийный смотр на выборах в местные кенеши, но, поскольку выборы перенесли на неопределенный срок, большинство партий смирились с новой реальностью и свернули свои предвыборные кампании до лучших времен.
Поначалу даже возникло стойкое ощущение, что партийные лидеры растерялись и просто не могли быстро решить, что делать и как двигаться дальше.
Постепенно, некоторые партии все-таки пришли в себя, попытались вписаться в волонтерские движения и примерить роль благотворителей. Видимо, ни на что другое они не способны, потому что ни одна из партий не предложила свой антикризисный план или программу в помощь правительству.
Не делай добра не получишь зла? Карантинные заботы топов
Партия «Биримдик», которую ассоциируют с Асылбеком Жээнбековым, раздавала «добрый хлеб» в Токмаке и закупила картофель у фермеров Иссык-Куля для нуждающихся бишкекчан. Правда с картофелем получилась какая-то запутанная история на которую вряд ли обратили бы внимание, если бы сам «Биримдик» не начал делать оправдательные заявления по этому поводу. Яснее картина не стала, но внимание к себе партия привлекла и заставила обсуждать, естественно в ключе,что «биримдиковцы» пытались кого-то обмануть. Оправдываться нельзя ни при каких обстоятельствах. Это азбучные истины из учебника даже начинающего пиарщика и странно, что партия с ресурсами не может нанять себе профессиональную пиар-команду, а пользуется, судя по-всему, услугами дилетантов.
Вторая топовая партия – «Мекеним Кыргызстан» сама по себе в благотворительных акциях замечена не была, но зато гуманитарную помощь оказывал по разным направлениям фонд Матраимовых «Исмаил Ата», которых народная молва накрепко привязала к партии. Мука «Камазами», тысячи экспресс-тестов, аппараты ИВЛ… Однако общественное мнение в основной своей фэйсбучной массе порыв братьев не оценило, намекая, что хорошо бы понимать откуда у госслужащих финансы на такую щедрость. Впрочем, в регионах, куда и направлялась преимущественно помощь Матраимовых, население чрезмерную щепетильность не проявляло и было благодарно за поддержку в непростое время. Но и здесь не обошлось без скандала. В СМИ начала появляться информация, что экспресс-тесты компании LEPU Technology Sars-Cov-2 5-го поколения, которые закупили Матраимовы, не рекомендованы ВОЗ. Матраимовы тоже совершили ошибку, как и «Биримдик», пытаясь обосновать свою правду. Они прислали журналистам копию письма из Министерства здравоохранения и сертификаты самих тестов. А ведь достаточно было сделать завление о том, что фонд сожалеет, что эксперсс-тесты, переданные им Минздраву, дают не стопроцентный результат, но так происходит во всем мире со всеми экспресс-тестами и это лучше, чем ничего. При всей неоднозначности репутации Матраимовых, вряд ли они являются специалистами в тестах на коронавирус и, скорее всего, просто купили то, что им посоветовали. И уж точно не хотели никому навредить.
В общем с пиаром у Матраимовых, а значит и у «Мекеним Кыргызстан», тоже проблемы.
Партия «Кыргызстан», которую эксперты почему-то считают партией, так сказать, первого эшелона, то есть, проходной, выбрала во время ЧП стратегию молчания. Не исключено, что это связано с финансовыми трудностями, которые, по слухам, есть у партии. В пользу этой версии говорит тот факт, что «Кыргызстан» давно не видно-не слышно. Так же, как и его лидера Каната Исаева. И можно было подумать, что такой партийный застой связан с возможной сменой лидера. Но, недавние разговоры о том, что партию на выборы вместо Каната Исаева возможно поведет Мухамметкалый Абылгазиев, скорее всего так разговорами и останутся. Вопрос отставки последнего — вопрос времени. Вполне возможно, что ближайшего. В депутатском корпусе у него есть явные недоброжелатели, а отчет правительства не за горами. Ожидается, что депутатский корпус не будет лоялен к Абылгазиеву, а Белый дом не будет сильно упорстовавать желанию депутатов отправить премьера в отставку.
Вторая партийная лига
Партии второго круга избирателей особо не балуют за исключением, разве что партии «Бир-Бол». Ее лидер Алтынбек Сулайманов еще в начале апреля подарил МЧС тысячу защитных костюмов. А еще запомнился своим резким выпадом в адрес ЕАЭС. Когда казахи фактически закрыли границу с нами, только Сулайманов позволил себе прямо заявить, что если это действия союзника, то надо задуматься, а нужен ли нам такой союз. Вполне справедливое замечание. И даже смелое, ведь после 7 апреля, урок, что может быть, если, не дай Бог, пойти против Кремля, все политики Кыргызстана усвоили на «отлично». Как утверждают знающие источники, главным советником Сулайманова является Султан Каназаров, следовательно некий антироссийский элемент в риторике лидера «Бир-Бола» находит объяснение. Бывший директор «Азаттыка», экс-пресс-секретарь Розы Отунбаевой в ее бытность президентом переходного периода в пророссийских взглядах замечен не был. Скорее всего от этого сотрудничества «растут ноги» у разговоров о том, что обновлять партийные ряды «Бир-Бола» Сулайманов намерен за счет молодежи с западным образованием. Вот только эта линия пока явно диссонирует с образом самого Сулайманова, как защитника народа. Кроме того, среди его избирателей, особенно на юге, много семей гастарбайтеров, зарабатывающих на хлеб на российских просторах. И они, конечно, двумя руками за ЕАЭС.
Никак не проявляет себя в карантине «Ата-Мекен». Имеется ввиду раздача масок, муки и так далее. Зато активна партийная фракция в парламенте. Причем, надо отметить, активна по-хорошему. Например, Наталья Никитенко, в последнее время стала явной «звездочкой» «Ата-Мекена». Депутат высказывается по многим вопросам без напрасной критики, а по делу и очень конкретно. Сам же лидер «Ата-Мекен» вряд ли в карантине смотрит сериалы и читает детективы. Наверняка, Омурбек Текебаев использует период затишья, чтобы просчитать новые ходы и варианты партнерства. Без них «Ата-Мекену» будет очень тяжело попасть в парламентскую обойму, ведь денег у партии традиционно не хватает.
Пытается оживить свой «Ар-Намыс» и Феликс Кулов. В политической тусовке ходят упорные слухи, что генерал хотел передать партию кому-нибудь из политиков по-моложе, но после разговора с президентом готов идти на выборы сам. Правда, опять проблема в деньгах и человеческих ресурсах.
Не особо активничает и Адахан Мадумаров с Темиром Сариевым. Вернее они сами время от времени в информационных лентах мелькают, но вот об их партиях давно ничего не слышно. И проблема не только в ЧП. Они и до карантина были не особо активны. Скорее тоже в позиции держателей партийных брендов в поиске.
Фактически перестала существовать «Республика- Ата-Журт». Понятно, что пути Бабанова и Ташиева разошлись, вероятно потому, что Бабанов твердо решил уйти из политики. Но, все-таки, реинкарнация отдельно «Ата-Журт» и отдельно «Республики» возможна. Вопрос упирается в финансы и людей.
В первую неделю мая неожиданно пришли новости из Кой-Таша. Там, в той самой каменной юрте на территории имения Алмазбека Атабмаева прошла встреча активистов СДПК, во главе с сыновьями экс-президента и представителями общественных объединений апрельских героев. Скорее всего, мероприятие призвано было показать Белому дому, что какие-никакие сторонники у Атамбаева все еще есть. Хотя СДПК в ее нынешнем состоянии даже ко второму партийному эшелону отнести трудно. Так что, скорее, агония.
После майских праздников и ослаблении карантина партийная жизнь, конечно, оживится. Выборы в парламент состоятся в срок. В конце мая, вероятно, пройдут и выборы в местные кенеши. А, значит, нас ждет еще много интересного.