Когда коней меняют на переправе или об ошибках правительства

0
1311

Уже больше месяца Кыргызстан, вернее его отдельные регионы, живут в режиме чрезвычайного положения, ставшего естественной реакцией власти на эпидемию коронавируса. Режим должен был быть снят 30 апреля, Совет безопасности под председательством президента Сооронбая Жээнбекова принял решение продлить его в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и Ат-Башинском районе Нарынской области до 10 мая включительно. Кажется власть хочет перестраховаться, ведь по мнению вирусологов изменение статистики коронавируса в сторону роста в ближайшее время в Кыргызстане мало вероятно. С другой стороны, учитывая наш менталитет и то, что законодательная база под различные запретительные меры до сих пор не подведена, продление режима ЧП выглядит логичным. Погода хорошая, настроение праздничное – в начале мая всегда так, наш народ, если отменить жесткий карантин, тут же отправится гулять на пикники, навещать родных и друзей. А это, естественно, прямая угроза получить новую вспышку заболевания.

Пока, даже по сравнению с соседями, нам удалось сохранить сравнительно плавно растущую кривую инфицирования и удерживать высокий процент выздоровлений.

Означает ли это,что кабинет Мухамметкалыя Абылгазиева справился с пандемией и смело может вешать на грудь себе ордена? Большинство экспертов сходится во мнении,что Кыргызстану удалось более-менее легко пережить первый удар пандемии просто в силу удачного сложения ряда обстоятельств, а совсем не благодаря действиям правительства.

Должен ли уйти в отставку Абылгазиев и его команда?

Слухи о том, что Абылгазиев вот-вот уйдет со своего поста опять начали активно циркулировать на фоне коронакризиса. За два года нахождения Абылгазиева на премьерской должности, народная молва регулярно отправляет его в отставку. Сейчас, очередная волна слухов — это естественная реакция населения и оппонентов власти на ошибки премьера и его подчиненных на пути преодоления коронакризиса. Да и вообще общая оценка действий и бездействий премьера. Абылгазиев не является любимчиком ни прессы, ни общественности. Он очень закрыт, как политик и чиновник  и как человек.  В это непростое время Абылгазиев умудрился не дать ни одной пресс-конференции, не сделать ни одного живого, неформального обращения к народу. Сухие, написанные казенным языком пресс-релизы правительственной пресс-службы не в счет так же, как один-единственный брифинг премьера без возможности задать вопросы. Подчиненные Абылгазиева «отдуваются» за шефа, но репутацию самого премьера, которого прозвали «молчаливый»,  это не спасает. А еще, учитывая явную несостыковку сказанного со сделанным, у кыргызстанцев нет уверенности, что правительство Абылгазиева способно вывести страну из экономического кризиса. Слишком долго готовились антикризисные планы. Слишком бросающееся в глаза расхождение слов с делами. Еще 18 марта на совещании с членами правительства по ситуации с коронавирусной инфекцией Абылгазиев заявил, что :«У нас было время подготовиться к проникновению вируса и мы знаем, что нужно делать в сложившейся ситуации». Эта фраза вынесена рефреном на сайте правительства к материалам этого совещания. Честно говоря, лучше бы пресс-служба премьера этого не делала. Потому что возникают логичные вопросы. Ведь времени, действительно, у правительства было. Но вот как оценить подготовку власти к эпидемии, если, как оказалось позднее, минфин элементарно недофинансировал ФОМС? Как следствие — не были своевременно приобретены средства индивидуальной защиты для медиков. В результате мы имеем неутешительную картину по количеству медиков, заразившихся коронавирусом – в среднем, каждый четвертый случай заражения в республике приходится на медика. В начале эпидемии в стране был явный дефицит тестов и реагентов. То есть опять, несмотря на время, которое было в запасе, правительство не произвело закупки в срок. Казахстан ограничил пропускную способность через границу. Началась спекуляция продуктами питания и т.д. И все это тоже можно было бы предотвратить. На блокпостах до середины апреля элементарно не было бесконтактных термометров и приходилось пользоваться обычными ртутными градусниками. Кто ответит за это?

Не видна активность Абылгазиева и по работе с потенциальными донорами. С ними встречается и проводит телефонные переговоры лично президент.

Но, не смотря на это, Абылгазиев может и удержаться в кресле премьера. Экономика страны медленно погружается в рецессию. И вряд ли найдется много желающих возглавить правительство в этот не простой период. Тем более, учитывая предстоящие выборы в парламент, подготовка к которым и проведение тоже будет полностью лежать на премьерских плечах.

Жизнь после ЧП

Пока нет никакой ясности, как Кыргызстан будет жить после отмены ЧП. В других странах правительства готовят граждан заранее к изменениям после жесткого карантина. Открыто объявляются правила поведения после выхода из локдауна, как для населения, так и для бизнеса. Все знают, когда планируется открыть школы, когда заработают предприятия сферы услуг и какие именно. Что нужно будет сделать, например, какую реконструкцию провести общепиту, чтобы можно было опять открыться. Ведь всем очевидно, что после отмены ЧП и ЧС в последующем, вернуться к прежним привычкам до тех пор, пока не появится вакцина от коронавируса и возможность массовой вакцинации, нельзя. Иначе мы можем получить новую вспышку заболевания. Нам придется существовать в новой реальности. То есть, соблюдать дистанцию, носить маски и т.д. И это нормальное желание знать заранее «правила игры». Но правительство не спешит их оглашать. Тем более, с конкретными датами. Скорее всего, потому что до сих пор нет четкого понимания, что и как нужно делать, а главное, как контролировать.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.