Если верить прогнозам чиновников Министерства здравоохранения, коллапса с заболеванием коронавирусом в Кыргызстане, уже не случится. Ежедневное число новых случаев COVID-19 меньше количества выздоравливающих. Не сильно растет и смертность. Иными словами есть все предпосылки, чтобы не продлевать режим ЧП, введенный больше месяца назад в ряде регионов республики.
Надо отдать должное власти – если цифры заражения не сильно изменятся в сторону увеличения, то можно считать, с коронавирусом чиновники справились неплохо. Разбор «полетов», в том числе и работа над ошибками – это следующий этап. Так же, как наказание виновных, например, за то, что не были закуплены своевременно средства индивидуальной защиты для медиков, был недостаток в реагентах для анализов и не отработаны с филигранной точностью алгоритмы действий при размещении в обсервацию и карантин. Но, при всех «косяках», справедливо отметить, что власть не допустила большого числа жертв и разгула инфекции по стране. Не допустила в том числе и вопреки плачевному состоянию системы здравоохранения, но, благодаря самоотверженному труду медиков.
Врачи, медсестры, младший медицинский персонал после развала Советского Союза стали, почему-то, как и учителя, в основной своей массе плохо оплачиваемой и бесправной категорией бюджетников. В развитых странах диплом врача – это ключ к обеспеченной жизни. Врачи в западных обществах – это элита. В странах СНГ, только те, кто сумел прибиться к частной медицине или открыть свою практику, смогли как-то приблизиться к более-менее достойному существованию. Но большая часть «белых халатов» — это те, кто выживает на государственные «подачки», потому что зарплатой эти «смешные» деньги назвать язык не поворачивается.
Вероятно, одно из изменений после пандемии для развивающихся стран и состоит в том, что на медиков в обществе и во власти взглянули или должны взглянуть другими глазами.
Именно врачи оказались на передовой борьбы с коронавирусом и выполняли свой долг.
К сожалению, статистика заражений COVID-19 медперсонала существует во всех, в том числе самых развитых и богатых странах. Кыргызстан — не исключение. Сейчас в стране из 665 случаев коронавируса – 175 – это медицинские работники. Из них – 53 – непосредственно врачи.
В качестве компенсации правительство обещало заплатить зараженным медикам по 200 тысяч сомов. А в случае смерти – по миллиону сомов семье погибшего.
Конечно, это средства, не сопоставимые даже с нашими соседями. Например, в Казахстане надбавка к заработной плате медика, задействованного в борьбе с коронавирусом составляет от $500 до $2 тысяч в зависимости от степени риска. Зараженные медики единовременно получают около $4,7 тысячи, а в случае смерти — 10 миллионов тенге, что составляет $23,5тысячи.
Примерно такие же выплаты и в Узбекистане. Там, в пересчете на доллары, врачи, другие медицинские работники, непосредственно контактирующие с больными получат в качестве доплаты к основной зарплате $2,5 тысячи, $1,5 тысячи, $1 тысячу и $500 соответственно. Тем медикам, кто заразится коронавирусом при работе с инфицированными, отдельно выплатят 100 миллионов сумов ($10 тысяч), а если будет нанесен серьезный вред здоровью или последует смерть, сам пострадавший или члены его семьи получат $26 040 тысяч.
Кыргызстан, конечно, беднее, потому и выплаты более скромные. Но дело даже не в этом, а в том чтобы получить причитающееся: каждый случай заражения будет пропускаться через жернова специальной комиссии, которая и будет решать имеет ли право на компенсацию заразившийся. Уже сегодня очевидно, что деньги получат далеко не все пострадавшие медики. Глава Министерства здравоохранения Сабиржан Абдикаримов на последнем брифинге в доме правительства прямо сказал, комментируя рост инфицирования среди медиков, что: «Некоторые не соблюдают элементарные правила и заражают друг друга. Они идут в очаги в специальной защитной маске, перчатках, но, к сожалению, не могут снять их по правилам». То есть, врачи и медсестры сами виноваты, что заболели. Не соблюдали, так сказать, технику безопасности. Этой же версии придерживаются и заместители Абдикаримова.
Такой подход вызывает у гражданского общества и медицинской общественности множество вопросов. Потому что не понятно, как будет проводиться расследование каждого случая, насколько открытой и прозрачной будет работа комиссии и так далее. Для выплаты каждому из 175-ти зараженных медиков единовременной компенсации в 200 тысяч нужно 35 миллионов сомов. Даже при нынешнем дефиците бюджета и нерадужных экономических прогнозах государство вполне способно изыскать такие средства.
Премьер-министр Абылгазиев и другие правительственные чиновники уже отметили, что коронакризис выявил все недостатки в системе здравоохранения. Главный из них – недостаточное финансирование. Например, в 2019 году государство на систему здравоохранения выделило чуть более 7% или без малого 168 миллиарда сомов. То есть на душу населения получается без малого 2000 сомов. Для примера, в Казахстане на здравоохранение государство тратит из бюджета 10,9%. А оптимальный средний показатель по миру — 11,9%.
Так что нам есть куда стремиться и главное, чтобы после окончания пандемии проблемы медиков, и системы в целом, опять оказались не задвинуты на задний план.