Обсервация по-кыргызски

0
1345

Вирус все-таки пришел к нам, и пришел откуда его меньше всего ждали. Кыргызскую эпидемию COVID-19 уже называют халалвирус, потому что в страну он попал не из Китая и даже не из Европы, а от паломников, совершавших малый хадж (умру) к мусульманским святыням в Саудовскую Аравию.

Но сейчас правительству не до выяснений, кто виноват в том, что первую партию паломников, вернувшихся на родину 12 марта никто на карантин не отправил и даже, судя по всему, не проверял. Кто виноват в том, что уже зараженные кыргызстанцы спокойно передвигались по стране, ходили на жума-намаз, успели провести тои на 200 и более человек.

Чиновники спешно решают множество навалившихся задач, как обычно, в режиме ручного управления и пожарной команды. Ведь число зараженных в Кыргызстане растет, хоть и не семимильными шагами, к счастью, но все-таки со скоростью, внушающей опасения. Тем более, что бодрые рапорты о стопроцентной готовности государственных органов к пандемии на деле оказались профанацией.

Алгоритм, что надо делать с теми, кто возвращается в страну в эти тревожные дни менялся постоянно. То всех без исключения отправляли в обсервацию, а потом на карантин. То заставляли самоизолироваться, то решали применить индивидуальный подход и в зависимости от наличия или отсутствия симптоматики отправляли на домашний карантин или в медицинские учреждения. В итоге на обсервацию стали отправлять абсолютно всех прибывших из-за границы.

Обсервация для всех — это правильная и вынужденная мера. Но возникает закономерный вопрос, почему правительство не подготовило заранее места для обсервации. Почему не оборудовало их элементарными санитарными условиями – душевыми, антисептиками, мусорными баками, горячей водой. Почему не может до сих пор обеспечить внутри помещений, где находятся на обсервации граждане Кыргызстана, элементарный порядок и следование карантинным правилам, главное из которых – максимальная изоляция и минимизация контактов друг с другом. В противном случае вместо одного зараженного, есть риск получить сразу не менее десятка.

Общественность потрясла история парня, находившегося на обсервации на авиабазе Ганси вместе с еще одним кыргызстанцем, оказавшимся в последствии зараженным. После того, как тест дал положительный результат и его госпитализировали, к его бедному соседу по казарме сразу не пришел ни один врач, не было проведено ни одно дополнительное обследование. А ведь парни прожили в одной комнате более 4-х дней. Кроме того, на авиабазе, по свидетельству очевидцев, санузел и душевые общие на весь корпус. Учитывая, сколько вирус держится на поверхностях и даже висит в воздухе, зараженных, побывавших в обсервации на авиабазе может стать на порядок больше.

Тем более, что паломники, находящиеся там же, как утверждают открытые источники, социальные сети и СМИ, не соблюдают правила карантина, то есть дистанцию и правила гигиены, а также продолжают группой читать намаз.

Не лучше условия и в других местах, выбранных правительством для обсервации. Например, в интернате №1, куда были отправлены кыргызстанцы, вернувшиеся из разных стран транзитом через Москву, душевой просто не было.

Не проводят с теми, кто оказался на обсервации и какого-то инструктажа. Никто не рассказывает как себя вести, сколько длится обсервация, как часто будут брать анализы, что будет в случае положительного теста и что, в случае отрицательного и т.д. Люди находятся в полном неведении и, конечно, переживают.

Кыргызстанцы, запертые в карантине и на обсервации не требуют каких-то условий класс-люкс. Но их беспокойство, которое они постят в соцсетях, по-человечески, абсолютно понятно. Проблема в том, что если не будут соблюдены элементарные санитарно-гигиенические правила и правила изоляции, то места карантина и обсервации рискуют стать очагами заразы. И это будет стоить государству намного больше, чем организация нормальных условий.

Судя по свидетельству тех, кто сейчас вынужденно карантинит, не готовы к обсервации и сами медики. Им не хватает защитной одежды, бахил, масок.

Как только коронавирус импортировали в Кыргызстан, депутатский корпус, который нам, скорее всего придется терпеть еще, как минимум, год, начал удивлять. Например, депутат от «Онугуу-Прогресс» Тазабек Икрамов гордо заявил, что побывал в селе в Сузаке, где есть зараженные, чтобы узнать нужды населения. Некоторые коллеги его осудили, но сам он, видимо, чувствовал себя героем.

Отличился и спикер, объявивший, еще до введения чрезвычайного положения, что парламент уходит на каникулы, а депутаты отправятся по округам, чтобы помогать местным властям бороться с коронавирусом. Видимо у Дастана Джумабекова четкое представление, что заразиться – это удел плебеев, а им, патрициям, ничего не грозит.

К счастью, в том числе и для здоровья спикера, Сооронбай Жээнбеков принял своевременное решение ввести в ЧП в ряде городов и районов страны. Депутаты вынуждены остаться в столице, ведь по закону Жогорку Кенеш во время ЧП должен продолжать работу.

Испытание Кыргызстана, его граждан и его государственной машины на прочность только начинается. На 25 марта минздрав установил контакты 42 зараженных. Их больше тысячи. И это не считая еще двух кыргызстанцев, чей тест показал положительный результат. Это, конечно, не означает, что все контактировавшие с зараженными обязательно заболеют. Эксперты уже установили, что один зараженный передает вирус в среднем двум-трем людям. Но и при такой арифметике цифры получаются не радостными.

Фотография: sputnik.kg

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.