Кыргызстану везло до последнего. То ли действительно срабатывало ритуальное жертвоприношение двух быков, совершенное на днях нашими исламскими священнослужителями против заразы, парализующей весь мир, то ли не соврал Арстан Алай, объявивший себя Богом и уверяющий, что именно он наслал коронавирус на другие страны, но в республике дольше, чем у ее соседей не было ни одного случая заражения СOVID-19.
А если без шуток, то, наше тупиковое географическое положение и отсталость, как не парадоксально, оказались большим плюсом в этой уникальной серьезной и тревожной ситуации, в которой оказался сегодня весь мир, за исключением нескольких стран — «счастливчиков». Мы успели выиграть время и подготовится. И, неважно, что Кыргызстан долго находился в ряду со странами, мягко говоря, с сомнительной репутацией. Факт остается фактом – коронавируса в стране официально не было вплоть до 18 марта 2020 года.
День изменивший историю
Хотя, как оказалось, коронавирус у нас был, но только мы об этом не знали. 18 марта стало известно, что у троих кыргызстанцев – уроженцев Сузакского района Жалалабадской области положительный тест на коронавирус. Они вернулись 12 марта из Саудовской Аравии, где совершали малый хадж (умру). Тогда Саудовская Аравия не входила в число стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Однако, прибывших после хаджа все равно поместили в домашний карантин. Как сообщил на брифинге министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев, были взяты пробы у восьми человек. Но коронавирус подтвержден у троих мужчин – одному из которых 70 лет, а двое других 1958 и 1974 годов рождения. Они госпитализированы в больницу Джала-Абада. До этого они находились на домашнем карантине. Их состояние удовлетворительное. Министр заверил, что сейчас устанавливаются контакты зараженных. А из 135 человек, которые тоже были в хадже, 90 уже найдены и помещены на обсервацию в медицинское учреждение.
Готовность номер один
О коронавирусе сейчас говорят все. Тем более, после того, как он пришел и в Кыргызстан. На кухнях, на базарах, в общественном транспорте, в такси, по телевидению и в личных беседах все говорят только о короновирусе.
В последние дни, особенно после критики общественности, правительство заметно активизировалось. Премьер – министр даже посетил аэропорт Манас, чтобы лично проинспектировать, как проверяют пассажиров, прилетевших из-за границы. Это выглядело комично, потому что вокруг премьера в маске и врачей в маскировочных халатах, сновали работники аэропорта и пассажиры без каких либо защитных средств. Но, все-таки, даже эта показуха, в итоге была на пользу. Теперь прилетевших проверяют в аэропорту более тщательно. Кроме того, каждый день, с 11 марта, когда ВОЗ объявил о начале пандемии коронавируса, представитель республиканского штаба, ежедневно в 11 часов утра проводит брифинг для СМИ.
На фоне смешных рейдов с участием чиновников, например, мэра, лично отчитавшего школьника, сидевшего в компьютерном клубе во время карантина, чувствуется, что власть крайне опасается паники.
Еще до обнаружения коронавируса у кыргызстанцев, были отправлены на карантин все школы и ВУЗы, запрещены все массовые и публичные мероприятия, введено государственное регулирование цен на муку, мясо, масло, сахар и рис. Отменены пятничные коллективные намазы. После 19 марта все прибывшие в Кыргызстан попадут в обязательный карантин.
Министр здравоохранения поспешил уверить, что не должно быть паники и по поводу готовности системы здравоохранения. «У нас есть все силы и возможности для противодействия вирусу. Эти случаи не стали неожиданностью для нас. Мы готовились на протяжении трех месяцев в тесном сотрудничестве с ВОЗ и другими госорганами и международными партнерами», — сказал Космосбек Чолпонбаев на брифинге 18 марта. По его словам, медики Кыргызстана используют тест-системы для обнаружения вируса, полученные из России, Турции и от ВОЗ. Алгоритм выявления вируса отработан. Но, по словам министра, многое зависит и от дисциплинированности самих граждан, находящихся в зоне риска.
Факт заражения кыргызстанцев прокомментировала и представитель ВОЗ Назира Артыкова. Она отметила, что ВОЗ давно была готова к тому, что в Кыргызстане появится коронавирус. Представительство ВОЗ оборудовало пять лабораторий в Кыргызстане – две в Бишкеке, одну в Оше и две мобильных. Кроме того, ВОЗ подготовило 20 специалистов, которые смогут работать в лабораториях и 100 врачей-инфекционистов. И работа по обучению продолжается.
Быть ли выборам?
В последние дни в социальных сетях и СМИ начала муссироваться тема переноса местных и парламентских выборов. В такой морально-психологической обстановке, которая охватила социум, тем более, после того, как появились первые случаи заражения, настаивать на проведении выборов в обозначенный законодательством срок, кажется вопреки здравому смыслу. Главная рекомендация ВОЗ для противодействия вирусу – это сокращение любых контактов. Выборы – это всегда массовость и, наоборот, повышенная социальная активность. Но сегодня просто невозможно проводить полноценную предвыборную агитацию.
Однако пока переносить выборы, даже местные, власть не собирается. На брифинге 17 марта вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова дала понять, что этот вопрос в повестке дня не стоит. Вместо этого, чиновница высказалась, как политтехнолог, предложив политическим партиям применять способы агитации, не связанные с пубуличными мероприятиями. Уйти в интернет или, в крайнем случае, использовать старый проверенный способ от двери к двери.
Хотя дело ведь не только в агитации, но и в явке, которая может быть значительно снижена, а также в организации процедуры голосования. Участковые комиссии, наблюдатели от партий и гражданского общества, журналисты и другие участники процесса – их вполне достаточно, чтобы считать мероприятие массовым. Конечно, очевидно, что некоторые партии будут против переноса выборов. Особенно новые партии, ассоциируемые с властью. Но проводить выборы в условиях карантина, просто безответственно. Как со стороны Белого дома, так и со стороны политических партий.
Есть ли жизнь после пандемии
Конечно есть, но вот ее качество будет существенно снижено до тех пор, пока экономика не придет в себя после стремительного падения в следствии панедмии. Рестораны закрываются, поставки срываются, предприятия отправляют своих сотрудников в вынужденные отпуска и т.д.
Вечером 17 марта правительство распространило сообщение, в котором говорится, что Мухаммедкалый Абылгазиев поручил рассчитать экономические потери и разработать механизмы поддержки бизнеса на период ситуации с коронавирусом. Премьер считает, что государство просто обязано предложить малому и среднему бизнесу действенные механизмы поддержки в этой непростой ситуации.
«Правительство выполнит все социальные обязательства перед гражданами по всем направлениям и в полном объеме. Но для этого нужно идти на решительную и серьезную оптимизацию бюджетных расходов и пересмотреть целый ряд расходных статей. Поэтому считаю, что меры по поддержке наиболее пострадавших сфер предпринимательства должны быть точными и обоснованными. Они должны на деле помочь бизнесу и населению легче преодолеть кризисный период», — подчеркнул Абылгазиев.
«В большинстве своем бизнес с пониманием относится к вынужденным мерам защиты наших граждан, а отдельные предприниматели даже предлагают свою помощь и содействие. Бизнесмены готовы предоставлять свои помещения для нужд системы здравоохранения, налаживают производство и поставку необходимых стране медицинских средств защиты. Понимая свою ответственность перед обществом, предприниматели стараются сохранить рабочие места и заработные платы, часто даже зная, что несут убытки. Хочу выразить искреннюю благодарность таким соотечественникам, которые разделяют ответственность перед глобальным вызовом. А государство в свою очередь, задействовав все резервы, сделает все возможное, чтобы поддержать отечественный бизнес», — заключил Абылгазиев.
Но вот только помимо добрых слов, хорошо бы, если бы премьер обозначил, хотя бы примерно, какие механизмы и инструменты собирается задействовать правительство, чтобы помочь бизнесу опять встать на ноги. Тем более, что чиновники не скрывают, что прогнозируемые выпадения по доходам в республиканский бюджет предварительно оцениваются в 28 млрд.сомов.
Проблема еще в том, что падение экономики затронет не тольку Кыргызстан, но и наших партнеров, у которых мы, в случае всего, могли бы попросить средства на поддержку бюджета. Экономическая турбулентность затронет фактически весь мир, который, как отметил глава итальянского правительства Джузеппе Конте в интервью Corriere della Sera, уже никогда не будет прежним.