8 марта 2020 года участницы мирного марша за права женщин и против насилия в Бишкеке запомнят надолго. Все произошло быстро и неожиданно. Начало акции было запланировано на 12 часов дня. К этому же времени на площади Победы появилась группа примерно из 30-ти мужчин, в масках, закрывающих лица, которые начали вести себя крайне агрессивно по отношению к собравшимся женщинам. Позднее оказалось, что это были члены неформального националистического объединения «Кырк Чоро». Правда в интервью одному из интернет-изданий новый лидер объединения Руслан Адылов поспешил опровергнуть причастность «Кырк Чоро» к провокациям против женщин-феминисток, но в это верится с трудом. Накануне 8 марта он опубликовал пост в Фейсбуке с призывом противостоять маршу. Но уже после скандала назвал его вовсе не руководством к действию для членов и сочувствующих своей организации, а всего лишь выражением собственного мнения.
Однако, судя по социальным сетям, подавляющее большинство пользователей, независимо от отношения к самому маршу, думают, что агрессивные молодчики, нападавшие 8 марта на женщин, были представителями «Кырк Чоро».
«Кырк чоро» — это образ из эпоса «Манас». Дружина из сорока батыров, служащих Манасу, — символ смелости, отваги, воинской доблести, с одной стороны. С другой стороны – это хранители устоев и ценностей, каждый из них связан со своим родом, племенем, но все вместе они олицетворяют единство и согласие всего народа, как члены одной семьи – дружины.
К сожалению, сегодня для кыргызстанцев «Кырк чоро» символизирует не эпос «Манаса» и благородный образ воинов, а агрессивных молодцев, навязывающих обществу свои взгляды и свою картину мира.
Кроме того, «Кырк Чоро», несмотря на то, что было основано после апрельского государственного переворота, считается «торпедами» нынешней власти. У Атамбаева такими «боевиками» от «общественности» были «апрельские герои». Сегодня судя по тому, как поддержал «Кырк Чоро» во время скандала с феминале министр культуры Азамат Джаманкулов, «Белый дом» решил опираться на эту организацию с сомнительной репутацией.
В любом обществе, в любой стране есть конфликт между почвенниками и западниками, городом и деревней. Власть не должна занимать чью-то позицию по определению, потому что власть представляет и защищает весь народ, а не какую-то его часть. Оставаясь как бы вне этого конфликта, наблюдая за ним со стороны, власть, тем самым, сохраняет баланс, поддерживает общественный консенсус. Это основы государственного устройства.
Однако 8 марта милиция, вместо того, чтобы вступиться за участниц марша начала, фактически, силовой разгон собравшихся. Это выглядело ужасно. И эти фотографии, символизирующие применение необоснованной силы со стороны власти, когда милиционеры, чаще по двое, тащили мирных, хрупких женщин, облетели все мировые СМИ. О позорном разгоне марша против насилия в Бишкеке написали и рассказали The New York Times, The Washington Post, журнал Time, The Daily Telegraph, National Public Radio, Cbs17, U.S. News & World Report, BBC, DW, Aljazeera и многие другие медиа. В том числе и российские «Московский комсомолец», «Медуза», «Новая газета» и т.д.
И неважно, что милиция потом всех задержанных женщин отпустила и даже оштрафовала пятерых провокаторов, в основном все-таки членов «Кырк Чоро», включая их бывшего лидера. Репутации Кыргызстана был нанесен значимый ущерб. Тем более на фоне таких же маршей женщин, которые без проблем и препятствий прошли в Киеве и даже соседнем Алматы.
В ответ на жесткие действия милиции 10 марта в столице опять была объявлена акция под хештегами #Нетнасилию, #Аялукуктарыадамукуктары и #Аyalukuk. Это была реакция общественности, в основном, бишкекчан, на разгон марша 8 марта. Видимо негатив в адрес силовиков возымел последствия и некоторая работа над ошибками в МВД была проделана, потому что, чтобы контролировать соблюдение правопорядка, к памятнику Уркуе Салиевой – месту митинга, прибыл сам начальник Первомайского УВД Акылбек Казакеев.
Под бдительным оком начальства милиционеры действовали очень грамотно. Ведь и в этот раз было немало провокаторов, пытавшихся навязать свою повестку митингующим. Например, бывшая супруга Курсана Асанова Жыпаргуль Барбыбаева, представившаяся членом объединения «Ала-Тоо айымдары», пыталась вступить в перепалку с участниками митинга, выкрикивая что-то вроде того, что женщин-феминисток 8 марта надо было закидать камнями, так как они не хотят соблюдать традиции. Или выслать в другие страны. Мы, как выразилась Барбыбаева, не детализируя, кого она имеет ввиду, «готовы купить вам билеты». Кроме того, дамочка пригрозила, что «они» выяснят адреса каждого из участников акции и будут проводить разъяснительные и воспитательные работы уже по месту жительства.
Скандалистку увели милиционеры за очевидно провокационное поведение и речи. В отличие от 8 марта милиционеры просто отделили два митинга друг от друга, выстроившись цепью, и не дали двум группам оказаться лицом к лицу.
Модератор акции даже поблагодарил милицию: «Милиция алкыш. Да, 8 марта милиция провинилась. Сегодня исправилась. Давайте так исправляться».
Но несмотря на то, что 10 марта митинг прошел без эксцессов, осадок, как в том анекдоте, остался.
Власть создает проблемы сама себе на ровном месте. Это опасно для страны, особенно в предвыборный год. Любой прокол будет использоваться оппонентами «Белого дома» по полной. Хорошо, если все будет ограничиваться шумом в социальных сетях, без участия улицы.
Есть вопросы и к профессиональному уровню руководителей силовых ведомств. Это тоже очевидно. И после Кой-Таша и после марша 8 марта.
Роза Отунбаева, «засветившаяся» на митинге 10 марта, но, лишенная права выступить, так как организаторы решили никому из так называемым ВИП-персон, слова не давать, заявила журналистам: «Я была участницей двух революций и знаю к чему все идет».
Меньше всего хочется, чтобы слова Отунбаевой оказались пророческими.