Когда митинги перестанут быть панацеей от преследований

0
1206

К митингу 2 марта в Бишкеке готовились достаточно основательно, по нашим привычным меркам. Это не #REАкция «балконских», которые собрались на площади в Бишкеке дважды против коррупции и за свободу слова. Милиция не пыталась их разгонять, акции прошли без задержаний кого-либо. Никто не кидался камнями, участники все после себя убрали.

Еще в субботу 29 февраля были зафиксированы колонны машин полных людей с флагами и без, ехавшие в столицу с Иссык-Куля.  А 28 февраля, накануне митинга газета «Вечерний Бишкек» опубликовала статью «Садыр Жапаров демон революции или жертва обстоятельств?», где поведала, что  «соратники Жапарова за последние несколько месяцев провели немало митингов в его поддержку — в столице и на малой родине политика, в Иссык–Кульской области. На последнюю акцию протеста в Тюпе, прошедшую в конце января, собралось около тысячи человек — весьма солидно для райцентра. Тогда требующие освобождения Жапарова анонсировали еще более крупные акции протеста в Бишкеке в начале марта».

Неожиданно, 1 марта появился текст обращения Садыра Жапарова:

«Уважаемые кыргызстанцы!

От моих адвокатов и родственников ко мне приходят сообщения, что в Бишкеке с различных регионов люди намерены завтра собраться на митинг. Одно из требований митингующих мое освобождение. Если кто-то действительно намерен выйти завтра ради моего освобождения, то я обращаюсь к ним:

На митинге завтра возможны провокации. Сейчас Кыргызстану нужна стабильность, но никак не беспорядки и конфликты. По доходящей до меня информации провокаторы на предстоящем мероприятии готовятся провести ряд противозаконных акций. По этой причине я прошу своих сторонников воздержаться от участия на завтрашнем мероприятии.

Если все будет хорошо, то бог даст выйду на свободу! Сейчас ведутся переговоры.

С уважением С. Жапаров

1 марта 2020 год»

Но судя по всему это обращение не возымело действия. Собирались люди на площади не спеша.

На 11 часов утра было сто человек. Участники акции требовали только одного — освободить Садыра Жапарова из тюрьмы и снять все обвинения. 

Надо напомнить, что суды всех инстанций приговорили Садыра Жапарова к 11 годам и 6 месяцам колонии усиленного режима за соучастие в организации митинга в Караколе в 2013 году. Его осудили по статье 227 «Захват заложника» УК КР. Это несмотря на то, что главный потерпевший в этом инциденте Эмиль Каптагаев, бывший губернатор Иссык-Кульской области отказался поддержать обвинение. А сам Садыр Жапаров подал в комиссию по помилованию при президенте прошение — проявить акт доброй воли и освободить. 

К 11.40 на площади уже было около 500 человек. И организаторы митинга сразу предупредили участников: «Среди нас есть сотрудники правоохранительных органов. Просим не нарушать общественный порядок. Кроме того, просим не мусорить, не вступать в конфликт с правоохранителями, а также не поддаваться на провокации».

Впрочем, среди тех кто стоял на трибуне, также не было замечено много политиков. Перед участниками митинга выступила Жылдызкан Жолдошева, экс-депутат Жогорку Кенеша КР, которая рассказала, что накануне встречалась с членами семьи осужденного политика. «А сегодня я встречалась с президентом Сооронбаем Жээнбековым. Я передала ему лично в руки все документы, в том числе обращение адвоката Садыра Жапарова. Он пообещал разобраться в вопросе и передать все документы соответствующим органам», — сказала Жылдызкан Жолдошева.

Но все как-то пошло не по заявленному сценарию. Когда на площади было уже порядка 2 тысяч человек, организаторы заявили, что на акции протеста они озвучат около 20 требований, выдвинутых властям. Среди них были и такие как усиление пограничного контроля во избежание распространения коронавируса в Кыргызстане.

Перед участниками митинга выступил экс-спикер Жогорку Кенеша Мукар Чолпонбаев. «Садыра Жапарова я тоже защищал. Недавно прошла конференция, где обсуждалась социально-политическая ситуация в стране. Правительство тянет нас назад. Если бы наш кабмин работал на нас, на народ, тогда решились бы проблемы границ, не стали бы разрабатывать Солтон-Сары, не подняли бы вопрос строительства логистического центра в Ат-Баши, а Садыра Жапарова, который выступал в интересах государства, требовал заключения выгодного контракта с «Кумтором», выпустили бы», — говорил политик. А завершил свои слова требованиями: «Мы просим конституционной реформы. Мы требуем отставки правительства».

Основные требования были озвучены:

  • проведение честных и открытых парламентских выборов;
  • внедрение общественного контроля властей;
  • конфискация и возврат государству объектов, приватизированных коррупционным путем;
  • люстрация государственных служащих;
  • прекращение деления кыргызстанцев по социально-экономическому признаку;
  • снижение штрафов за нарушение ПДД и тарифов на электроэнергию;
  • пересмотр составленных договоров по разработке месторождений полезных ископаемых в пользу государства;
  • отказ от либеральной идеологии Запада и формирование национальной;
  • освобождение осужденных по несправедливым решениям суда;
  • усиление охраны границ, обеспечение государственной, экономической, экологической безопасности;
  • прекращение незаконного въезда иностранных граждан в страну;
  • разработка программы развития регионов, обеспечение граждан рабочими местами, определение пути решения социальных проблем;
  • разработка проекта новой Конституции и вынесение вопроса на референдум.

Это, конечно же, выходило уже за рамки требования освободить Садыра Жапарова. Участники акции стали вести себя достаточно агрессивно. Произошел конфликт с журналистами и операторами, когда их стали выгонять с памятника Манасу.

Кто-то из митингующих стал выкрикивать: «Давайте собирайте весь Бишкек! Пусть родственники Атамбаева тоже присоединяются к нам».

В соцсетях Канат Хасанов, известный адвокат, позже написал: «…с некоторыми участниками митинга проводили беседы и предостерегали людей от провокаций и незаконных действий!
При нашем участии, многие были отправлены домой на Иссык-Куль с момента начала провокационных и радикальных призывов. Нам удалось отправить более 300 человек назад, так как мы изначально не придерживались антиконституционных призывов. (это могут подтвердить некоторые сотрудники МВД которые видели нашу работу).
Но как только мы увидели и услышали антиконституционные призывы группой лиц которые внезапно появились в выпишем состоянии, а так же женщины ОБОНКИ которые спровоцировали всю толпу, то реальность несоблюдения законности была видна, в связи с чем Нами было принято решение уйти с митинга!»

Обстановка стала накаляться. Были попытки пройти в «Белый дом». И уже в 4 часа брат осужденного Сабыр Жапаров стал просить митингующих разойтись. Однако толпа выступила против. «Сейчас могут произойти провокации. Давайте дадим три дня, пока спокойно разойдемся», — сказал Сабыр Жапаров. Но толпа не унималась. «Мы даем властям еще час», — прозвучали ультимативные возгласы.

«Мы будем стоять до конца, пока не увидим Садыра Жапарова. Ни один депутат не вышел к нам. Где Момбеков? Пусть тот же Текебаев придет к нам. Говорят, что будет разгон, но мы не боимся. Мы тут не только ради Садыра Жапарова, но и ради народа всего собрались. Мы должны освободить Садыра Жапарова. Если не мы, никто не сделает это. Кто-то говорит, что мы за деньги пришли сюда, но это не так», — заявил один из выступающих.

Наконец, кто-то из МВД КР высказался: время проведения митинга в поддержку экс-депутата парламента Садыра Жапарова подходит к концу. Об этом журналистам заявил замминистра внутренних дел Алмаз Орозалиев. По его словам, милиция и представители органов местного самоуправления предупредят участников акции протеста о том, чтобы они расходились.

Брат Садыра Жапарова вновь попросил митингующих тихо разойтись, но они не согласились.

Часть сторонников осужденного политика вновь двинулась в сторону «Белого дома». А у здания правительства и Кыргызского драмтеатра стали стягиваться сотрудники спецназа.

«Участники акции протеста вышли на проезжую часть и заблокировали дорожное движение. Кроме того, они начали бросать камни и другие предметы в милиционеров. Это и спровоцировало ответную реакцию в виду силового разгона митинга», — заявил Алмаз Орозалиев.

Силовой разгон был впечатляющим. С касками, собаками, водометами и шумовыми гранатами. Мэрия Бишкека сообщила о том, что с площади Ала-Тоо после митинга вывезли около шести кубометров мусора, это около тонны.

По данным СМИ милиция задержала более 60 человек, личности которых устанавливаются. «Сейчас милиционеры проверяют тех, кого доставили в УВД Первомайского района. Некоторые из них обычные прохожие, а кто-то действительно принимал активное участие в митинге. Милиция выявляет также провокаторов, которые спровоцировали ситуацию. По ним будет принято отдельное решение», — сообщили в МВД.

Среди доставленных брат политика Сабыр Жапаров, активист Амангелды Артыков и экс-нардеп Каныбек Осмоналиев.

«Эти лица намеревались выдвинуть требования об освобождении Садыра Жапарова с последующей провокацией митингующих к массовым беспорядкам и покушению на насильственный захват власти. Сегодня указанные люди вместе с отдельными сторонниками Садыра Жапарова в ходе проведения митинга организовали и спровоцировали участников акции протеста к массовым беспорядкам, сопряженным с неподчинением законным требованием правоохранителей, метанием камней и повреждением имущества жителей Бишкека. Кроме того, они причастны к попытке проникновения на территорию «Белого дома». Однако их попытки были пресечены МВД», — сообщили в ГКНБ.

По данным ведомства, по факту возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на насильственный захват власти» УК КР.

Это, как известно, не первая попытка крупномасштабного митинга в его защиту. И опять провальная. После апрельской революции Жапаров прошел в парламент с партией «Ата–Журт», которая стала оппозиционной. В октябре 2012–го состоялся митинг за национализацию Кумтора. Который закончился ташиевским прыжком через забор «Белого дома». Тогда Жапарова с Ташиевым и Мамытовым осудили за попытку захвата власти. Больше года они просидели за решеткой.

Через год Жапаров опять организовал акции протеста по Кумтору. Они длились несколько месяцев. На Иссык-Куле перекрывали дороги, отключали свет на руднике и в заложники взяли губернатора Иссык–Кульской области Эмилбека Каптагаева. Садыр Жапаров вынужден был бежать из Кыргызстана.

На родину политик вернулся 25 марта 2017 года. Он поверил мигрантам, которые его поддерживали в соцсетях и обещали встретить его в Бишкеке. Но спецслужбы арестовали его практически сразу, как он переступил границу. Протест у здания ГКНБ вылился в разгон с избиениями его родных и близких.

Садыр Жапаров ждал пересмотра дела после ухода Атамбаева, но приговор оставили в силе, правда, сократив срок до 10 лет. Вопрос по Садыру Жапарову поднимался и на Курултае. Сам он подал президенту Сооронбаю Жеенбекову прошение о помиловании. Но был курьез с тем, что его заявление его где-то затерялось и не попало на стол президента. Позже сообщалось, что комиссия рассмотрит его. 

В соцсетях активисты так комментируют прошедший митинг.

Нурсултан Акылбек: Пока не будет среднего класса, будут и дальше такие агрессивные парни, которые кидают большие камни на сотрудников милиции. Они не задумываются ни о своей судьбе, ни о судьбе милицейских. Им нечего терять. Надо развивать средний класс, иначе маргинализация общества ещё усилится.

Адиль Турдукулов: Митинг был отчасти в поддержку незаконно осуждённого С. Жапарова. Люди особенно в регионах все больше недовольны нынешним положением в стране. Милиция действовало адекватно но она лишь затушило проблему. Без реформ и очищения в стране протесты будут только разрастаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.