Визовые ограничения США в отношении Кыргызстана напомнили многим о том, что у нас вообще есть какие-то отношения с этой страной. Закрытие авиабазы в «Манасе» в 2014 году, анонсированное еще бывшим президентом Атамбаевым в 2011 году, подразумевало, что о развитии каких-либо серьезных контактов на высшем уровне речи быть не может. Долго продолжалась кадровая чехарда в Посольстве США, когда не было Посла. Еще какие-то программы по линии ЮСАИД осуществлялись, но все больше гуманитарные. И как последний удар, неожиданно в июле 2015 года кыргызским правительством было заявлено, что Кыргызстан расторгает межгосударственное соглашение о сотрудничестве с США. О том, что Атамбаев пойдет еще и на это даже невозможно было подумать. Этот межправительственный документ был подписан 19 мая 1993 года и официально назывался «Соглашение относительно сотрудничества по облегчению содействия». В принципе это базовое соглашение, которое есть у всех стран мира, сотрудничающих с США. Ничем условия соглашения не отличаются в зависимости от той или иной страны-партнера. То есть нет каких-либо преференций для кого-то в отдельности.
Для США это соглашение предусматривало предоставление статуса административному и техническому персоналу дипмиссии, а также военному, права дипломатической неприкосновенности. Кроме этого соглашение освобождало американские фонды, работающие в рамках деятельности ЮСАИД в КР от всех налогов и таможенных платежей.
Поводом же, якобы, послужила награда Госдепартамента США заключенному на пожизненный срок правозащитнику Азимжану Аскарову. Кстати, Атамбаев тогда открыто заявил, что полностью поддерживает решение правительства и заявление МИД республики. «На самом деле эта премия — она, как уголек, упавший на траву… Будоражатся сепаратистские настроения. Надеюсь, что это непродуманные действия со стороны США». И даже добавил, что не исключено, что данные действия Госдепа — продуманная провокация, направленная на разжигание межнациональной розни на юге республики. Не исключено, что такой демарш с его стороны исходил от другого стратегического партнера, либо Атамбаев преподносил свои знаки на верность «старшему брату» в обмен на финансовую помощь. Как помнится, тогда же на создание Кыргызско-Российского фонда развития Россией было выделено 500 млн.долларов США.
Подписанный президентом США Д.Трампом акт об ограничении виз для Кыргызстана пришелся как раз на время визита Госсекретаря США Помпео в Центральную Азию, а также Украину и Беларусь. Кстати, последняя страна также упоминалась в контексте визовых ограничений, но в последний момент ее исключили из этого списка. Скорее всего беларуские дипломаты поработали неплохо, визит высокого гостя удался на славу.
Уровень контактов между Вашингтоном и Минском в последнее время радикально изменился, достигнута договоренность о восстановлении полномасштабного дипломатического представительства. В ходе визита в Минск Майка Помпео заверил белорусскую сторону, что Америка поможет Беларуси с нефтью, не будет претендовать на суверенитет Беларуси. Наоборот, своими инвестициями будет способствовать укреплению независимости этой страны.
Следующая остановка была в Нур-Султане. «Наши сегодняшние переговоры подтверждают отличное будущее в отношениях между США и Казахстаном», — заявил Помпео, ожидая встречи с первым президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. А программу реформ второго президента Касым-Жомарта Токаева Помпео назвал «амбициозной». По его словам, реформы направлены на укрепление экономического развития, демократии, а также повышения доверия общества к правительству.
Но Госсекретарь США не применул напомнить о растущем влиянии России и Китая. Вот цитата, чтобы не быть голословными: «Мы полностью поддерживаем свободу Казахстана в выборе партнеров по бизнесу среди любых стран, какие бы он захотел. Но я уверен, что страны получают лучшие результаты, когда они сотрудничают с американскими компаниями», — сказал глава Госдепартамента, указав на «честные сделки», «прозрачность договоров», «приверженность к качественной работе» и «заботу об окружающей среде» американского бизнеса.
А затем был Ташкент, где была запланирована очередная встреча в формате C5+1 (пять стран Центральной Азии + США). МИД КР выставил фото встречи министра иностранных дел Ч.Айдарбекова с Помпео, на которой он обсудил введенные визовые ограничения для Кыргызстана. Кыргызская сторона выразила удивление, что из более 80 стран, в которых еще не введены биометрические паспорта, ограничения коснулись выборочно лишь нескольких государств, в том числе, Кыргызстана. Это не встраивается в понимание партнерской поддержки парламентской демократии, свободы слова, успешно развиваемой в Кыргызстане, — написал сайт «Кабар». И вроде бы они договорились, что усилят тесное взаимодействие в данном направлении и поиске путей решения сложившейся ситуации. Такая вот скупая констатация.
В соцсетях высказываются предположения, что сей недипломатический шаг может быть своего рода инструментом давления на руководство Кыргызстана. В любом случае, дипломатическому ведомству КР надо было упредить подобное, тем более что в прессе эта информация о введении возможных ограничений уже гуляла давно.
На этой же встрече в Ташкенте кыргызская и американская стороны подчеркнули важность развития всего комплекса кыргызско-американских отношений в двустороннем и многостороннем форматах. Как известно, переговоры о намерении подготовки нового проекта соглашений о двухстороннем сотрудничестве уже велись. Но все затягивается из-за разногласий по отдельным пунктам, которые стали причиной расторжения соглашения в 2015 году. И здесь пора бы спуститься на землю, а не уподобляться бывшему президенту Атамбаеву, который махал шашкой налево и направо.
Ну, а ограничения для въезда в США в свою очередь также не прибавляет доверия простых граждан Кыргызстана к этой стране, которая считается оплотом прав и свобод граждан всего мира.