«Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», «Ранние журавли», «Волчья яма», «Снайперы», «Восхождение на Фудзияму». Эти фильмы вошли в Золотой фонд советского кино.
Болот Толонович родился 12 января 1941 года. В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Работал на киностудии «Киргизфильм». Двадцать шесть лет был членом Совета кинематографистов СССР. В 1991 году Болот Шамшиев получил звание народного артиста СССР. С этого времени он уже не снимал.
«Я не забрасывал кино, это меня предали анафеме. Более 25 лет я вынужденно не снимал кино. Мне в советское время никто не указывал «Это снимай! Это не снимай!», не бил молотком по голове, не было политических репрессий. А в Кыргызстане правительство не хотело, чтобы я работал. Президенты не давали денег не только на кинематограф, но и на культуру вообще. Мы живем в то время, когда кино, культура, талантливые люди не нужны. У нас сейчас один интерес – деньги, стремление к богатству», — говорил Болот Толонович на встрече со студентами АУЦА в 2016 году.
«Прошлое мы почти потеряли. Нового ничего не приобрели. Экономических связей нет. Полный раскардаш. Базис – духовность. Духом героизма мы были раньше переполнены. Сейчас, у меня такое ощущение, ничего этого и нет. Чтобы уничтожить народ, нужно лишить его обычаев и традиций. Мы – страна Манаса. Это стержень, фундамент, дух кыргызского народа. В этом ценность. Нужно это сохранить», — прозвучало как наставление молодым.
«Все последние 25 лет, когда я не снимал, я писал. Два-три тома уже есть. Писал то, что хотел, что считал нужным. Просто не считаю, что это то, что нужно публиковать», — рассказывал Болот Толонович студентам. А ведь именно Чингиз Торокулович Айтматов как-то сказал: «Боке, ты такой талантливый, может тебе надо начать писать?»
И кто-то из студентов все-таки задал ему вопрос про его роман. На что он ответил:
«Откуда вы знаете про роман «Зона KG»? Я стараюсь никому ничего про него не говорить. Когда власть и народ теряют связь друг с другом, когда они каждый сам по себе, то происходит то, что мы видели и видим. Происходит то, что я описал в своем романе. Я этого не хочу, но… Планирую напечатать роман».
«Фильм на бумаге» — так он называл свою писательскую деятельность. Его очень интересовала политика. Но только, как критика. Он называл себя опозиционером и был им по отношению к власти и при Акаеве и при Бакиеве, и при Отунбаеве, и Атамбаеве.
«Критиковать власть надо, и жестко, но надо соблюдать и основополагающие правила. Тем более если речь идет о человеке, занимавшем высший пост. Вообще, если вспоминать про Акаева, комичность ситуации в том, что последующие президенты были еще хуже, он стал учителем, остальные — Бакиев, Отунбаева, Атамбаев — все его ученики. О новом президенте могу сказать, что уже прошло два года, и особенных достижений я пока не вижу», — говорил он в интервью «Фергана Ньюс» летом этого года. — «Я в течение 25 лет напрасно обращался к руководству республики, чтобы узнать — почему меня сделали изгоем. Почему происходит наглая дискриминация человека, который всю жизнь отдал этой отрасли, почему Шамшиев сидит без работы. Сколько раз я предлагал, к примеру, идею, чтобы создать в Бишкеке под меня киношколу — зональный филиал ВГИКа. Я договаривался в России со ВГИКом. Там были не против …»
Когда он Шамшиев, молодой кинорежиссер приступал к съемкам «Выстрел на перевале Караш-Караш», он буквально на улице увидел Суйменкула Чокморова и сразу пригласил его на роль Бактыгула. Как рассказывает его бывшая супруга Айтурган Темирова, он чувствовал актеров изнутри. Так он открыл многих, кто до этого не снимались в кино. Это и Орозкул Кутманалиев и Сибира Кумушалиева, Советбек Жумадылов и другие.
Удивительно, что даже авторского гонорара за свои фильмы Болот Толонович не получал все эти годы: «Мои фильмы продаются на сторону, и из этих денег мне не поступает даже полкопейки, хотя я как автор сценариев к своим фильмам имею право на авторский гонорар, на отчисления по авторским правам… Это такой настоящий фронт, фронт противоборства с человеком по имени Болот Шамшиев».
Он даже не состоял ни в одном из художественных советов при Министерстве культуры. Но не унывал при этом. «В шестидесятые годы была популярна дискуссия — что такое счастье? На этот вопрос отвечали в том числе и перефразированной формулой Энгельса — «счастье есть осознанная необходимость». И вот тогда, еще в советское время, я сформулировал для себя, что такое киргизский кинематограф. Он есть осознанная необходимость для киргизского народа.
Необходимо, чтобы наш народ осознал эту необходимость, чтобы он проснулся, стукнул кулаком по столу и сказал: «Почему наш кинематограф погибает?» Заблуждение думать, что власти займутся спасением культуры, кино, литературы. Должен быть запрос общества. А его пока нет», — сказал на прощанье журналисту Болот Толонович.