6 созыв Жогорку Кенеша не перестает удивлять. Вначале делают, а потом думают – это как раз про большинство депутатов.
В 2017 году они дружно проголосовали за повышение избирательного порога с 7 % до 9 % и за сумму взноса в избирательный фонд до 5 миллионов. А уже сегодня, практически накануне парламентских выборов, которые пройдут меньше, чем через год, депутаты проснулись и, так же дружно, начали хором «признавать свои ошибки».
Так, депутат от «Республики — Ата-Журт» Мирлан Жээнчороев, один из инициаторов повышения барьера с 7 до 9 процентов в 2017 году, сегодня выступает за его снижение до 5 %, объясняя это тем, что до сих пор не обеспечена судебная справедливость. А избирательный залог в 5 миллионов сомов парламентарий и вовсе считает неподъемной суммой для многих, особенно молодых партий.
Еще один из инициаторов снижения избирательного порога и размера избирательного взноса депутат Исхак Масалиев в ходе недавнего форума политических партий с участием представителей гражданского общества заявил, что он со своим коллегой Жанаром Акаевым выступает не только за снижение избирательного порога и размера взноса, но и за голосование по так называемым открытым спискам.
«Мы предложили две поправки: снизить пороговый процент до 5 и сократить сумму избирательного залога с 5 миллионов до миллиона сомов. Спикер пока изучает документ, законопроект будет обсуждаться. Президент сказал, что эта тема стоит обсуждения. Кроме того, мы с Жанаром Акаевым предлагали законопроект о введении преференциального голосования на выборах в парламент. Суть предложенной системы состоит в том, что на выборах будут считать голоса не только за партии, но еще и за каждого кандидата в отдельности», – прокомментировал СМИ свои инициативы депутат.
Избирательный порог
Суть самой пропорциональной системы выборов заключается в том, чтобы возможность быть представленными в парламенте была у максимального количества самых разных социальных групп. Но порог в 9 процентов делает это просто невозможным. Даже 7 процентов очень трудно преодолеть многим партиям. В том числе и «Ата-Мекену» и «Бир-Болу». Искусственно завышенный избирательный порог по статистике отвлекает 40-50 % электората. В итоге значительный процент населения просто лишается представительства в Жогорку Кенеше. Чем выше избирательный порог, тем большее число партий оказывается «за бортом» и вынуждено будет перенести свои дискуссии на улицу.
Продавливая повышение избирательного порога всеми возможными способами администрация Алмазбека Атамбаева руководствовалась интересами своего патрона и реализацией его желания «рулить» страной и дальше уже после отставки. Но вот почему этот абсолютно вредный для развития парламентаризма и партийной системы в стране, законопроект, Белый дом «не завернул» уже после избрания Сооронбая Жээнбекова,остается тайной. Ведь своей, карманной партии у Жээнбекова нет. Иезуитских планов как уйти так, чтобы остаться, похоже тоже. Так зачем делать вклад в развитие «уличной» демократии, объяснить сложно.
К слову, в бывших союзных республиках, там, где выборы проходят по пропорциональной системе установлены следующие избирательные пороги: в Армении — 3%; в Грузии — 5%; в Латвии — 5%; в Литве — 5%; в Молдове — 5%; в России — 5%; в Казахстане — 7%; в Украине — 5%; в Эстонии — 5%; в Таджикистане — 5%.
В Европе, за исключением Турции, где избирательный порог аж 10 %, картина такая: в Германии — 5%; в Дании — 2%; в Нидерландах — всего 0,67%; в Норвегии — 4%; в Польше — 5%; в Швеции — 4%; в Словении — 3,2%. В Финляндии и Португалии никакого порога на выборах в парламент нет. Эти страны с давней и развитой партийной системой. Так что, аргументы, которые использовали атамбаевские лоббисты за повышение избирательного порога, что это положительно скажется на партиях, которые начнут укрупняться, ничем не подкреплены и даже противоречат практике.
Кстати, парламентская ассамблея совета Европы рекомендует устанавливать избирательный порог не выше 3 процентов. Но это уже в мечтах, а сейчас нам хотя бы до 5 процентов снизить.
Избирательный залог
До апреля 2015 года избирательный залог составлял всего 500 тысяч сомов. Это дало возможность участвовать на выборах в парламент в октябре 2010 года 29 партиям.
В 2015 году, увеличенный до 5 миллионов сомов, избирательный залог сократил число участников выборной гонки до 14 партий.
А еще такой пятимиллионный залог еще больше способствует внутрипартийной коррупции. И снижению качества будущих депутатов. Партии вынуждены искать деньги, а вместе с деньгами, они «находят» тех, кого вынуждены включать в списки, независимо от их образовательного уровня и профессиональных навыков. В итоге, страна получает депутатов и даже спикеров, над которым смеется не только наш народ.
Пока непонятно, как будет дальше развиваться ситуация вокруг снижения избирательного порога и залога. Законопроект уже внесен на рассмотрение в соответствующий комитет Жогорку Кенеша. Но конкретной даты рассмотрения пока нет.
Алина Караева.