Порог и залог. Повестка накануне парламентских выборов

0
2738

6 созыв Жогорку Кенеша не перестает удивлять. Вначале делают, а потом думают – это как раз про большинство депутатов.

В 2017 году они дружно проголосовали за повышение избирательного порога с 7 % до 9 % и за сумму взноса в избирательный фонд до 5 миллионов. А уже сегодня, практически накануне парламентских выборов, которые пройдут меньше, чем через год, депутаты проснулись и, так же дружно, начали хором «признавать свои ошибки».

Так, депутат от «Республики — Ата-Журт» Мирлан Жээнчороев, один из инициаторов повышения барьера с 7 до 9 процентов в 2017 году, сегодня выступает за его снижение до 5 %, объясняя это тем, что до сих пор не обеспечена судебная справедливость. А избирательный залог в 5 миллионов сомов парламентарий и вовсе считает неподъемной суммой для многих, особенно молодых партий.

Еще один из инициаторов снижения избирательного порога и размера избирательного взноса депутат Исхак Масалиев в ходе недавнего форума политических партий с участием представителей гражданского общества заявил, что он со своим коллегой Жанаром Акаевым выступает не только за снижение избирательного порога и размера взноса, но и за голосование по так называемым открытым спискам.

«Мы предложили две поправки: снизить пороговый процент до 5 и сократить сумму избирательного залога с 5 миллионов до миллиона сомов. Спикер пока изучает документ, законопроект будет обсуждаться. Президент сказал, что эта тема стоит обсуждения. Кроме того, мы с Жанаром Акаевым предлагали законопроект о введении преференциального голосования на выборах в парламент. Суть предложенной системы состоит в том, что на выборах будут считать голоса не только за партии, но еще и за каждого кандидата в отдельности», – прокомментировал СМИ свои инициативы депутат.

Избирательный порог

Суть самой пропорциональной системы выборов заключается в том, чтобы возможность быть представленными в парламенте была у максимального количества самых разных социальных групп. Но порог в 9 процентов делает это просто невозможным. Даже 7 процентов очень трудно преодолеть многим партиям. В том числе и «Ата-Мекену» и «Бир-Болу». Искусственно завышенный избирательный порог по статистике отвлекает 40-50 % электората. В итоге значительный процент населения просто лишается представительства в Жогорку Кенеше. Чем выше избирательный порог, тем большее число партий оказывается «за бортом» и вынуждено будет перенести свои дискуссии на улицу.

Продавливая повышение избирательного порога всеми возможными способами администрация Алмазбека Атамбаева руководствовалась интересами своего патрона и реализацией его желания «рулить» страной и дальше уже после отставки. Но вот почему этот абсолютно вредный для развития парламентаризма и партийной системы в стране, законопроект, Белый дом «не завернул» уже после избрания Сооронбая Жээнбекова,остается тайной. Ведь своей, карманной партии у Жээнбекова нет. Иезуитских планов как уйти так, чтобы остаться, похоже тоже. Так зачем делать вклад в развитие «уличной» демократии, объяснить сложно.

К слову, в бывших союзных республиках, там, где выборы проходят по пропорциональной системе установлены следующие избирательные пороги: в Армении — 3%; в Грузии — 5%; в Латвии — 5%; в Литве — 5%; в Молдове — 5%; в России — 5%; в Казахстане — 7%; в Украине — 5%; в Эстонии — 5%; в Таджикистане — 5%.

В Европе, за исключением Турции, где избирательный порог аж 10 %, картина такая: в Германии — 5%; в Дании — 2%; в Нидерландах — всего 0,67%; в Норвегии — 4%; в Польше — 5%; в Швеции — 4%; в Словении — 3,2%. В Финляндии и Португалии никакого порога на выборах в парламент нет. Эти страны с давней и развитой партийной системой. Так что, аргументы, которые использовали атамбаевские лоббисты за повышение избирательного порога, что это положительно скажется на партиях, которые начнут укрупняться, ничем не подкреплены и даже противоречат практике.

Кстати, парламентская ассамблея совета Европы рекомендует устанавливать избирательный порог не выше 3 процентов. Но это уже в мечтах, а сейчас нам хотя бы до 5 процентов снизить.

Избирательный залог

До апреля 2015 года избирательный залог составлял всего 500 тысяч сомов. Это дало возможность участвовать на выборах в парламент в октябре 2010 года 29 партиям.

В 2015 году, увеличенный до 5 миллионов сомов, избирательный залог сократил число участников выборной гонки до 14 партий.

А еще такой пятимиллионный залог еще больше способствует внутрипартийной коррупции. И снижению  качества будущих депутатов. Партии вынуждены искать деньги, а вместе с деньгами, они «находят» тех, кого вынуждены включать в списки, независимо от их образовательного уровня и профессиональных навыков. В итоге, страна получает депутатов и даже спикеров, над которым смеется не только наш народ.

Пока непонятно, как будет дальше развиваться ситуация вокруг снижения избирательного порога и залога. Законопроект уже внесен на рассмотрение в соответствующий комитет Жогорку Кенеша. Но конкретной даты рассмотрения пока нет.

Алина Караева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.