Вчера, 10 декабря 2019 г., Алексей Петрушевский был награжден высокой премией в области прав человека Французской Республики «Свобода, равенство, братство» за его приверженность защите детей в Кыргызстане.
Алексей стал одним из пяти победителей из 164 заявок, полученных Национальной консультативной комиссии по правам человека. Премия была вручена ему в Париже Министром юстиции Франции Николь Веллобет.
Алексей Петрушевский достоин этого, как никто другой. Я видела собственными глазами, как он заботился о беспризорных детях. Он был директором Реабилитационного центра детей и молодежи при мэрии г.Бишкек, а его очернили, выбросили с работы, довели до инвалидности. Его сажали в тюрьму, он до сих пор находится под следствием. И устроили это все против него те, кто хотел занять его место, кто ему завидовал. Но вот он стоит в центре Парижа на вручении ему Премии Франции. Большое спасибо «Бир-Дуйно» и лично Толекан Исмаиловой за сопровождение и защиту.
Мы еще раз хотим опубликовать нашу статью от 13 июня 2019 г., которая описывает все перипетия последнего года Алексея.
Против системы не попрешь. История Алексея Петрушевского
Имя Алексея Петрушевского на слуху у кыргызстанцев уже полгода. Хотя проблемы у него лично, тогда еще руководителя Центра реабилитации детей и молодежи при Бишкекской мэрии, и самого центра начались летом 2018 года. Именно тогда начальник столичного управления социального развития Нурбек Курманбеков начал проявлять повышенный интерес к центру и его директору. На учреждение буквально обрушили проверки. Ведь помимо финансовых нарушений, нецелевого расходования бюджетных средств Петрушевского обвиняли чуть ли не в педофилии и торговле людьми.
Сам центр был основан по инициативе Алексея Петрушевского более 15-ти лет назад. За этот период через центр прошло 1700 детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В народе центр так и называли центром Петрушевского. До марта месяца. Накануне международного женского дня Алексея Петрушевского все-таки уволили. В мэрии тогда отказались комментировать увольнение Петрушевского сославшись на то, что по закону трудовые отношения могут быть прекращены без указания мотивов и независимо от срока действия контракта. Мэрия даже посулила тогда бывшему директору выплату компенсации согласно действующему законодательству. А депутаты Бишкекского городского кенеша выступили с инициативой расформировать центр, детей распределить по другим учреждениям, а на его месте построить детский сад. Сам Петрушевский с увольнением был категорически не согласен и сообщил журналистам о намерении судиться с управлением социального развития мэрии Бишкека.
За что «затравили» Петрушевского
По словам самого Петрушевского все его проблемы начались с конфликта с начальником управления социального развития мэрии Бишкека Нурбеком Курманбековым. Однажды к нему пришла женщина и рассказала, что ей предлагали купить за 3 тысячи долларов воспитанника Центра. Петрушевский предложил ей немедленно написать заявление в соответсвующие инстанции. После этого мэрия организовала большую комиссию по проверке деятельности Центра. В составе комиссии была и представитель гражданского сектора, юрист Елена Гаврилова. Комиссия не нашла нарушений в работе Центра, но вот Гаврилова к заключению комиссии приложила свое особое мнение о недостатках в работе городского управления социальной защиты и его руководства. Это и стало спусковым крючком конфликта мэрии и Петрушевского. Затем был еще скандал с иностранным усыновлением. Якобы Петрушевский нарушил тайну усыновления. Двух девочек хотела усыновить кыргызстанская пара и семья из-за границы. У местной семьи был приоритет по закону. Тогда в скандал вмешалась даже депутат Карамушкина. Кто и в чем конкретно был виноват в этой запутанной ситуации так и не понятно. Петрушевский же отстаивал позицию, что главное, чтобы дети попадали в семью, ведь детские дома – не лучшее место для подрастающего поколения.
Еще одна претензия чиновников к Петрушевскому- это то, что он брал к себе в Центр детей из Аламединского района. Петрушевский обосновывал это тем, что матерям, оказавшимся временно в трудной жизненной ситуации, намного проще навещать своих дочек и сыновей в Бишкеке, чем ехать в Беловодск. Именно туда полагалось определять детей из Аламедина.
Позиция мэрии
Доводы Курманбекова обоснованными назвать сложно. Как он утверждал в комментариях СМИ, никакой личной неприязни к Петрушевскому он не имеет и не имел. Он просто хотел, чтобы был порядок в документации. Что касается Гавриловой, то он называет ее особое мнение – конфликтом интересов, ведь она везде в судах выступает как представитель Петрушевского. Кроме того, Курманбеков отметил,что на Петрушевского поступали и жалобы. Например, по поводу социального общежития на территории Центра, где проживали люди, в частности, студенты из регионов, которым это общежитие было не положено. А детей не из Бишкека Центр принимать тоже не имел права. Столичный бюджет- не резиновый и мы не можем прокормить всех.
Увольнение
В общем, нашла коса на камень и управление социальной защиты мэрии начало фактически войну с неудобным директором. На Петрушевского буквально посыпались выговоры. Придраться ведь, при желании, всегда есть к чему. Тем более, если учитывать, что часто, наши правила и нормативы противоречат здравому смыслу и служат больше чиновникам, чем простым людям.
В общем, Петрушевского все-таки уволили.
Из Макаренко в обвиняемые
Как оказалось, еще осенью 2018 года Алексей Петрушевский стал фигурантом уголовного дела, которое расследует сам ГКНБ. Вначале у Петрушевского был статус свидетеля, но 6 июня его вызвали на допрос,а потом предьявили обвинение и задержали. Бывшего директора Центра для беспризорников обвиняют в злоупотреблении служебным положением. Суть обвинения сводится к следующему: в 2017 году Алексей Петрушевский, как директор Центра разрешил посторонней женщине общаться с одним из воспитанников Центра, чья мать вела асоциальный образ жизни. Женщина хотела оформить опеку над ребенком и часто забирала его из центра, он по нескольку дней жил у нее. Петрушевский, якобы, не имел права разрешать ребенку покидать центр. Кроме того, как раз, когда для оформления опеки уже было все готово, неожиданно и очень как-то вовремя объявились нарынские родственники мальчика. Опека приняла решение отдать ребенка им, несмотря на то, что сам он хотел остаться со своей потенциальной опекуншей. Следствие утверждает, что женщина заплатила Петрушевскому за помощь в оформлении опекунства 100 тысяч сомов. Правда, каким образом Петрушевский, не имея на то никаких полномочий собирался помочь несостоявшейся опекунше, следствие умалчивает.
В ИВС Петрушевский пробыл недолго. Первомайский районный суд Бишкека отпустил бывшего директора Центра реабилитиции детей и молодежи мэрии Бишкека под домашний арест. Суд учел, что Алексей Петрушевский всегда являлся на все допросы и активно сотрудничал со следствием. Кроме того, вменяемая Петрушевскому статья, «Злоупотребление должностным положением», предполагает максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы, а согласно уголовно-процессуальному кодексу санкцию в виде ареста применяют к статьям, предусматривающим свыше пяти лет заключения.
Пока система в истории с Петрушевским победила. Алексея Петрушевского уволили, детский сад, кстати, строить на месте его детища – реабилитационного центра, чиновники передумали. В проигрыше остались лишь дети, и без того, нелегкой судьбы.