Уже вторую неделю обсуждают в соцсетях увольнение директора ИЗО им. Г.Айтиева М.Джангарачевой, которое связано с проведением в музее международной выставки под названием «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины». Увольнение стало резонансным благодаря заявлениям и размещениям в интернет пространстве, а также с трибуны ЖК гневных выступлений как экс-лидеров страны, депутатов, а также обращения Союза художников Кыргызстана к Президенту с просьбой восстановить на работе экс-директора.
Во всех выступлениях звучало незнакомое многим слово «перформанс», которое стало ассоциироваться у читателей с понятием «голая женщина из Швеции». Хотелось бы пояснить что оно означает на самом деле. Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Если перевести это в нормальное понятие, то можно сказать – делаю что хочу, как хочу, и где хочу и с кем хочу.
Конечно, выставка отвечала заявленному жанру, но участие в ней голой женщины было совершенно непонято и не принято многими посетителями выставки, что и вызвало бурю возмущений. Хотелось бы также остановиться на экспонате, где девушка моет в тазу внутренности животного. Что хотели сказать и показать авторы выставки этим экспонатом нам -кочевникам, издревле питающимся исключительно мясом животных? Кто по их убеждению должен заниматься этим делом? Мужчина? А ведь именно мужчина освобождает желудок (карын) от содержимого, а потом только дает женщине мыть его. Это наш уклад жизни, так было и так будет всегда. Каждый занимается своим делом в семье кыргыза. Никогда женщина кыргызка не носила паранджу, была на равных с мужчинами. Всегда и везде уважают женщину, объясняя это великой пословицей «кыздын кырк чачы улуу»(это говорит об особом отношении к женщине, девочке).
Но главное не это. Главное
– это речь,
гневное выступление экс-президента Р. Отунбаевой, ее обращение к нам, приезжим
из сел. Все мы почти выходцы из сел, — кто раньше, кто позже приехал в город.
Не всем, даже городским, глубоко образованным людям удается понимать
современное
западное искусство. Это понятно, у нас ведь разная культура. На Западе свои
взгляды, они не все воспринимают у нас, как и мы у них. Поэтому еще более
странно заявление
Представительства ООН в КР с призывом соблюдать права человека. Чьи права мы нарушили? Голой женщины из
Швеции, отказавшись от ее присутствия на представлении в музее – общественном
месте?
Выступление экс-президента Р.Отунбаевой было слишком эмоциональным,
не соответствующим ее высокому рангу. Оскорбительные слова в адрес своего
народа были восприняты нами с глубоким сожалением.
Вот наглядный пример: с одной стороны, грубые высказывания высокообразованного городского человека и ,с другой стороны, молчаливое осуждение этих слов со стороны «малообразованных» приезжих. Так кто здесь более культурный?
Президент страны, как герб и флаг, является символом государства и мы хотим его так же чтить и уважать. Но нам опять не повезло, двое экс-президентов в бегах, один сидит, единственный экс-президент, который был в почете и уважении, оказывается нас не любит. «Мы не можем к вашему уровню идти назад», «Сельские, одумайтесь, поднимите свою культуру, современное искусство есть сегодня», — объявила Роза Отунбаева. Одна выставка, не принятая нами, поменяла мнение о нас…хотя современное искусство было всегда и принималось, и понималось нами.
Также чего стоит интервью экс-спикера ЖК Ч. Турсунбекова, заявившего с большой гордостью на весь мир, что у кыргызов до Октябрьской революции был красивый обычай на праздниках выставлять голую женщину в игре «төө чечмей» (отвязывание верблюда). Это была забава богатых людей, выставляющих на унижение женщину ради высокой награды, она не была свойственна всем кыргызам. С таким воодушевлением он дает интервью программе «Вести». Это тоже он относит к высокому искусству? Наверное он не знает поговорки «төө чечкендей болдум» (я как-будто отвязывала верблюда), — так говорят когда попадают в неловкое положение или переживают позор по воле случая.
Наш молодой министр культуры Азамат Жаманкулов в данной ситуации не мог поступить иначе. Его обвиняют в молодости, некомпетентности и еще во многих других грехах. А как оценить директора ИЗО, бывшего очень высокопоставленного государственного чиновника (вице премьер-министра), с огромным опытом работы в государственных структурах, с большим и богатым жизненным опытом, допустившим такое феминале в стенах государственного музея? Но, кажется, что и она поняла свою ошибку, написав завление об уходе по собственному желанию.
Мы, люди искусства, получившие высшее образование в центральных вузах некогда огромной страны — поддерживаем своего министра и желаем ему не сгибаться под давлением, не бояться принимать правильные, не всегда всем угодные решения.
P.S.: С большой радостью узнали о назначении Айгуль Мамбетказиевой директором Кыргызского национального музея изобразительного искусства им. Г.Айтиева. Это глубоко преданный музею человек, всю жизнь посвятивший служению высокому искусству.
Л.Молдалиева.

















