Продолжается суд по модернизации ТЭЦ Бишкека. Это, пожалуй, одно из самых громких уголовных дел по коррупции в Кыргызстане, когда на скамье подсудимых оказались сразу несколько бывших высокопоставленных чиновников: бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, депутат Жогорку Кенеша и экс- министр энергетики Осмонбек Артыкбаев, топ-менеджеры энергосектора Салайдин Авазов и Айбек Калиев, экс-министр финансов Ольга Лаврова. Все подсудимые, кроме Ольги Лавровой, находящейся под домашним арестом, содержатся в СИЗО ГКНБ.
Сейчас в Свердловском суде Бишкека, а именно он – первая инстанция для этого дела, идет допрос подсудимых.
Двух бывших премьеров, Сапара Исакова и Жанторо Сатыбалдиева уже допросили. Допрос Исакова продолжался два дня. Самые неудобные вопросы Сапару Исакову достались вовсе не от гособвинения, а от Осмонбека Артыкбаева. Сам же Исаков естественно уходил от прямых ответов. Особенно нелепо выглядели попытки бывшего близкого из близких Атамбаева, а по слухам, он Сапара Исакова даже в качестве преемника рассматривал, представить, что ни аппарат правительства, ни аппарат президента никакого давления ни на кого не оказывал. Все, в том числе правительственные чиновники и Жогорку Кенеш всегда принимали самостоятельные решения без согласования с Белым Домом, — его утверждение.
А вообще, весь проект, начиная от цены и заканчивая, что называется «под ключ» — продавила китайская сторона. Иначе, если бы Атамбаев и его чиновники сопротивлялись, то есть отстаивали бы национальные интересы Кыргызстана, то кредит китайцы не дали бы. Мало того, если послушать Исакова, то, картина следующая: китайцы буквально принудили нашу сторону подписать заведомо невыгодный контракт с ТВЕА с явно завышенной ценой, да еще, что называется, «под ключ». Но нам некуда было деваться, потому что ТЭЦ нуждалась в модернизации, — очередное его утверждение.
На это наивную попытку Сапара Исакова уйти от ответственности и предстать перед страной этаким «белым и пушистым зайкой», который действовал исключительно в рамках своих должностных обязанностей, диссонансом прозвучали показания бывшего министра энергетики и депутата Жогорку Кенеша Осмонбека Артыкбаева, прямо заявившего о давлении со стороны Белого дома при принятии решения. И в это верится намного больше, чем в оправдания Исакова. Потому что страна у нас маленькая, все знают как делается политика и как принимаются решения.
Естественно, желание подсудимых максимально оправдаться и переложить ответственность друг на друга. Тем более, что речь идет о впечатляющей сумме ущерба – более 111 миллионов долларов. Но, как из песни слов не выкинешь, так и из дела не выкинешь факта того, что контракт с Китаем на модернизацию ТЭЦ изначально был запланирован на сумму в 150 миллионов долларов. Правда, было это при той самой бакиевской антинародной власти. А при власти атамбаевской цена увеличилась вдвое, а значит вдвое увеличилось и кредитное бремя на государственный бюджет, из которого придется выплачивать внешний долг.
Есть ли политика в этом процессе?
Конечно, есть. Политика есть в любом процессе, где на скамье подсудимых оказываются бывшие и действующие политические деятели. И судят Сапара Исакова за политику, но не в чистом виде, а за ту ее коррупционную часть, которая имела место во время правления Алмазбека Атамбаева. Кроме того, сам процесс проходит открыто и все факты, как говорится, лежат на поверхности. Поэтому за Сапара Исакова не вступилась ни одна международная организация и поэтому не слышно голосов правозащитников в защиту бывшего премьера.
Сапар Исаков заявляет, что все по проекту решили сами китайцы. Но Алмазбек Атамбаев неоднократно утверждал, что он всегда и во всем отстаивал интересы страны. Его не смущали авторитеты и он легко шел на конфликты, если это нужно для дела. «Продавить что-то во вред Кыргызстану ни у кого не получится», — бахвалился Атамбаев на одной из своих пресс-конференций в начале президентства. У китайцев, следуя логике Сапара Исакова, получилось.
Как и когда закончится судебный процесс по делу о модернизации ТЭЦ Бишкека прогнозировать сложно. Некоторые эксперты предполагают, что свое решение первая судебная инстанция вынесет уже до нового года.
А пока защита Сапара Исакова забрасывает суд и прокуратуру ходатайствами, обращениями и жалобами, настаивая на фальсификации доказательств по делу, процессуальных нарушениях и даже требуя приобщить к делу психо-лингвистическую экспертизу, согласно которой, Сапар Исаков не лоббировал интересы ТВЕА.
Адвокат Сапара Исакова Замир Жоошев обратился в некую консалтинговую компанию, которая, изучив предоставленные документы, пришла к выводу,что: «Нет лингвистических и психологических признаков того, что решение о принятии предложения компании ТВЕА по модернизации ТЭЦ Бишкека вынесено на основании служебной записки от 21 мая 2013 года, адресованной на имя президента КР Алмазбека Атамбаева». Речь идет о записке за подписью Сапара Исакова и Нурсулу Ахметовой на имя президента Кыргызской Республики, где указываются плюсы для страны от сотрудничества с ТВЕА. Затем, как заявила на допросе в суде Нурсулуу Ахметова, экс-заведующая отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата президента, ею были отправлены летом того же года две записки на имя Сапара Исакова и президента страны Алмазбека Атамбаева о том, что решение по ТВЕА преждевременное, и могут возникнуть трудности при реализации проекта по модернизации ТЭЦ. Однако в разговоре, Сапар Исаков ей сказал, что вопрос по ТВЕА решен.
То есть, независимо от того, что Исаков и Атамбаев знали обо всех минусах сотрудничества с ТВЕА, контракт ими все равно был продавлен в парламенте и заключен.
Очевидно, что для кого-то в этой ситуации, личные интересы были намного важнее интересов государственных.