Медленно, но верно,движется к финальной точке судебный процесс по модернизации ТЭЦ в результате которой, по данным следствия, государству нанесен ущерб в $111 млн. На скамье обвиняемых – бывшие высокопоставленные чиновники: Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев – экс-премьер-министры, Осмонбек Артыкбаев и Ольга Лаврова – экс-министр энергетики и экс-министр финансов соответственно, Салайдин Авазов – экс-гендиректор ОАО «Электрические станции», Жолдошбек Назаров – экс-заместитель гендиректора ОАО «Электрические станции», Айбек Калиев – бывший руководитель ОАО «Нацэнергохолдинг», экс-заместитель министра энергетики и промышленности, Темирлан Бримкулов — бывший руководитель процессом модернизации ТЭЦ Бишкека.
В конце октября в Свердловском районном суде, где проходит громкий процесс, начался этап допроса подсудимых. Первым допрашивали Сапара Исакова.
Один из главных действующих лиц в ближнем круге Алмазбека Атамбаева говорил много, но ни о чем. Если одной фразой обозначить, многочасовой допрос Сапара Исакова в суде, то это: «Я-не я и корова не моя». Хотя другие подсудимые, в частности Осмонбек Артыкбаев и Салайдин Авазов достаточно убедительно доказывали обратное.
Исаков был противоречив. То пытался убедить судью и всех, кто следит за процессом, что никакого отношения не то что к модернизации ТЭЦ и другим энергетическим проектам не имел, но и вообще был не в курсе происходящего в стране. Во времена Атамбаева тихо перекладывал малозначимые бумажки, а когда работал в ЦАРИИ, то и вовсе, по его собственным словам, занимался упаковкой и доставкой подарков.
То вдруг настаивал на собственной принципиальности и рассказывал о сложных личных отношениях с Атамбаевым.
Откуда же взялись плоскогубцы по 600 долларов за штуку?
Адвокат Сапара Исакова Замир Жоошев раскрыл журналистам, по его мнению, сенсационную новость: оказывается, в суде собираются зачитывать показания Алексея Ширшова и Алексея Елисеева. С таким ходатайством выступила сторона обвинения.
Сам Алексей Елисеев рассказал информационному агентству 24 кг, что, действительно давал показания, как свидетель по запросу Кыргызстана. По словам Елисеева его спрашивали о его работе в ЦАРИИ и энергетических проектах. Как отметил Елисеев, он вовсе не собирался и не собирается «топить» Сапара Исакова, потому что тот, исходя из специфики своей должности в ЦАРИИ был не в курсе деталей переговоров с китайцами.
Но Елисеев подчеркнул, что, во-первых, в рамках его переговоров с китайской компанией ТВЕА ему «пришлось столкнуться с их коррупционными предложениями, которые были отвергнуты».
Во-вторых, и это подтверждено документально, Елисеев особо отметил, что «стоимость проекта модернизации ТЭЦ Бишкека никогда не рассматривалась нами (прим.ред. имеется ввиду команда Максима Бакиева) реально выше $150 миллионов».
То есть, судя по тому, как резко, более чем в два раза, увеличилась стоимость проекта после прихода вместо Бакиевых новой «народной» революционной власти во главе с Отунбаевой/Атамбаевым, «коррупционные предложения» ТВЕА в этот раз своего адресата нашли.
Сапар Исаков настаивает, что выбор ТВЕА, как подрядчика модернизации ТЭЦ – это не решение кыргызской стороны, а настоятельная просьба Китая. В противном случае, как утверждает Исаков, китайцы могли просто отказать в кредите. Почему-то Исаков и его защита считают это очень важным моментом. У КНР, действительно, есть такая практика, когда они увязывают вопрос финансирования с вопросом, кто будет эти самые финансы осваивать. Но для них главное, чтобы это была именно китайская компания. Собственно для этого и был создан Эксимбанк Китая, чтобы стимулировать экспортеров. А вот какую именно компанию, им по большому счету, все равно. И вряд ли китайская сторона начала бы «упираться», если бы мы предложили им провести тендер среди компаний, одобренных Эксимбанком и, желательно, специализирующихся на угольных ТЭЦ. А таких в КНР немало. Но, даже если предположить, что Эксимбанк «продавил» участие ТВЕА в модернизации ТЭЦ то на главный вопрос этот факт абсолютно не влияет. А главный вопрос, повторимся, на поверхности: как так получилось, что сумма проекта по модернизации ТЭЦ выросла более чем в два раза за каких-то несколько лет. То есть проект остался таким же, как при «кровопийцах» Бакиевых. Только при них его стоимость была не выше $150 млн., а при Атамбаеве и «его друзьях», радеющих за народ, выросла более чем в два раза и составила $386 млн.
К слову, только проценты по этому кредиту, взятому Атамбаевым и его окружением у Эксимбанка Китая на модернизацию бишкекской ТЭЦ составят $106,4млн. То есть взял Кыргызстан $386 млн, а вернуть должен будет $492,4 млн.
А модернизировано за эти баснословные кредитные деньги, только 30% ТЭЦ Бишкека. И вишенка на торте – это обслуживание, ремонт и эксплуатация модернизированной части ТЭЦ. Согласно контракту ремонтный срок эксплуатации заканчивается и дальше нам будут выставлять отдельный счет. Есть информация, что даже техническая документация не переведена с китайского на русский или кыргызский языки, да и местные специалисты не подготовлены. И что-то подсказывает, что если плоскогубцы стоили 600 долларов за штуку, то и счет за обслуживание, ремонт и эксплуатацию китайская сторона выставит не маленький.
Материал для еще одного уголовного дела
Одним из своих главных достижений Алмазбек Атамбаев считает строительство и запуск ЛЭП «Датка-Кемин». Он сам, его приближенные, и даже его дети не перестают ставить в заслугу бывшему президенту реализацию этого проекта. Как мантру талдычат немногочисленные сторонники Атамбаева, что он обеспечил энергетическую независимость страны, построив «Датку-Кемин». Вот только забывают упоминать, какой ценой.
15 января 2010 года, то есть за три месяца до переворота 7 апреля, теперь уже бывший генеральный директор ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» Автандил Сыдыков в интервью АКИпресс рассказал о деталях проекта строительства подстанции Датка и ЛЭП Датка-Кемин. Это было сразу после подписания протокола с Китаем, как результата поездки в Поднебесную команды Максима Бакиева. Начало строительства было запланировано на 2011 год, а его завершение в 2012-13 годах. Стоимость проекта, по словам, Автандила Сыдыкова была на тот момент $342 млн.
В результате переворота строительство ЛЭП Датка-Кемин было отсрочено на три года. Вероятно, торговались по «откатам». Но, главное, опять волшебным образом увеличилась стоимость проекта. В интервью 28 августа 2015 года Sputnik кг директор ОАО «Национальная электрическая сеть» Медетбек Айткулов поведал, что на строительство «Датка-Кемин» кыргызская сторона получила кредит от КНР в размере $389 млн. Конечно, по сравнению с двукратным увеличением кредита на модернизацию ТЭЦ Бишкека, разница в каких-то $47млн. выглядит не существенной. Но, это ведь тоже, хоть и льготный, но кредит, и отдавать его китайцам придется.
Два проекта — ТЭЦ Бишкека и ЛЭП «Датка-Кемин». Бакиев хотел модернизировать ТЭЦ не более, чем за $150 млн., а Атамбаев с Исаковым и другими починили 30 % ТЭЦ за $386 млн. Бакиев планировал построить ЛЭП «Датка-Кемин» $342 млн, а Атамбаев построил за $389 млн.
Что изменилось в этих проектах, если коррупции при их реализации, как утверждает Сапар Исаков, не было, что их стимость значительно возросла после «революции». На этот закономерный вопрос должен ответить суд и компетентные органы.
Наверное в этом и были «цели» «революции» 7 апреля 2010 года. Думайте, господа.
Алина Караева.