Опять Джеруй. Есть ли свои интересы на месторождении у Бабанова и Атамбаева?

0
6382

Не успела немного разрядиться ситуация в Нарынской области вокруг золоторудного месторождения Солтон-Сары, как началась возня вокруг месторождения Джеруй.

Гражданские активисты из числа местных жителей начали проявлять повышенный интерес к месторождению и всем вопросам, связанным с лицензией на его разработку. Активистов, в частности, беспокоит отсутствие у государства доли в этом большом проекте, а так же насколько прозрачно прошел сам конкурс на получение лицензии. Намерены узнать активисты имеют ли какое-то отношение к Джерую, вернее к компании, выигравшей конкурс, Ормурбек Бабанов и Алмазбек Атамбаев. Премьер-министр Мухамметкалый Абылгазиев принял активистов и пообещал в течение двух месяцев подготовить ответы на все вопросы. Что ж, привычная тактика чиновника – отсидеться, через два месяца уже наступит зима, а там праздники и,глядишь, все как-то само-собой рассосется.

Джеруй. История месторождения

Месторождение Джеруй было открыто геологами в 1968 году. Оно расположено в Таласской области в 60 км от города Талас на высоте от 3000 до 3600 метров над уровнем моря. По запасам золота его можно смело назвать вторым месторождением в Кыргызстане после Кумтора. Геологоразведка утверждает, что запасы золота на месторождении составляют около 85 тонн, плюс еще запасы серебра в размере 15 тонн. 70% золота на месторождении можно добывать открытым карьерным способом, что, конечно, очень выгодно для инвесторов, потому что существенно удешевляет процесс разработки. И это существенное преимущество Джеруя перед тем же Кумтором. В советское время Джеруй входил в «пятерку» наиболее исследованных месторождений СССР.

Инвестиционная история

С момента провозглашения Кыргызстаном независимости иностранные инвесторы начали проявлять интерес к месторождению. Еще во времена Аскара Акаева кыргызская сторона заключила соглашение с американской корпорацией Моррисон Кнудсен. Но, альянс не сложился. Инвесторы менялись один за другим – американцы,британцы,канадцы, соседи-казахи. Более 10 кампаний безуспешно пытались начать разработку Джеруя. Причины по которым сотрудничество не удавалось были самые разные. Инвесторы банкротились, сталкивались с непреодолимыми противоречиями с властью и местным населением и т.д. и т.п. Не все инвесторы готовы были смириться с возникающими форс-мажорными обстоятельствами и требовали от кыргызского правительства миллионы долларов через суды.

Например, корпорация Оксус Ресурсес дошла даже до международного арбитража в Гааге, с исковым требованием о возмещении 400 млн.долларов. В 2008 году спор разрешился мирным путем и расходы взял на себя следующий инвестор, казахстанская кампания Визор Холдинг. Но и казахам не удалось начать работы на месторождении. В итоге они подали на Кыргызстан иск на 300 млн.долларов.

Попытка номер ….

Наконец, лакомый кусок ввиде лицензии достался в 2015 году россиянам. Но не простым, а так сказать, аффелированным с бывшим президентом страны Алмазбеком Атамбаевым. Лицензию на разработку Джеруя купила на аукционе за 100 миллионов долларов дочерняя компания «Русской платины» — «Восток – геологодобыча» при которой было создано ОсОО «Альянс Алтын». «Русская платина» — это компания известного российского предпринимателя чеченского происхождения Мусы Бажаева, давнего партнера и друга Омурбека Бабанова, который, на момент заключения сделки был в тесных дружеских отношениях и с президентом Атамбаевым. Победители предложили лучшее технико-экономическое предложение и обязались погасить долги по судебным претензиям к Кыргызстану от предыдущих инвесторов на сумму 580 миллионов долларов.

Казалось, что вот теперь все получится и Джеруй, наконец-то начнет работать, учитывая перспективы, расписываемые инвестором. Но, неожиданно, начали появляться негативные материалы в российских СМИ, в которых указывалось на некоторую странность, а именно на то, что по странному совпадению, буквально накануне приобретения лицензии на разработку Джеруя Муса Бажаев обращался за господдержкой ввиде государственных гарантий по кредиту. По данным «Независимой газеты», первой опубликовавшей скандальную информацию, компании Мусы Бажаева требовалось 220 миллиардов рублей для реализации инвестиционных проектов в Красноярском крае, где «Русская платина» приобрела два месторождения. В публикациях в российской прессе упоминалось и о других месторождениях, доставшихся Мусе Бажаеву, возможно не без содействия его приятеля, бывшего вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича. Журналисты приводили факты, свидетельствующие о том, что получив лицензии и надавав обещаний на деле компания Бажаева выполнять их не спешит.

К счастью, похоже, что лицензию на разработку Джеруя Бажаев приобрел все-таки, чтобы добывать золото. Хоть и с опозданием на шесть месяцев, россияне начали строительство золотоизвлекательной фабрики. Золото на фабрике собираются извлекать так называемым способом прямого выщелачивания, что по утверждению экспертов является самым экологически безопасным из существующих. Ожидается, что фабрика в тестовом режиме будет запущена уже до конца этого года. Помимо фабрики уже оснащен склад для руды, которую будут перерабатывать и вывозить на хвостохранилище. Планируется, что фабрика будет позволять получать инвесторам порядка 4-5 тонн золота в год. Что касается хвостохранилищ, то их запланировано три. Они будут создаваться в течении деятельности проекта, то есть в течении 20-25 лет по мере заполнения. Инвесторы утверждают, что хвостохранилища будут построены по самой современной и дорогостоящей технологии — сухого складирования отходов с подложкой геомембранной пленки.

Кроме того, россияне обязуются обеспечить работой около 1000 кыргызстанцев и вообще намерены соблюдать процентное соотношение 90% к 10%. Когда 90% — это местная рабочая сила и только 10% — иностранные граждане.

Общий объем инвестиций в проект составляет порядка 270 миллионов долларов, 180 из которых – кредит от ВТБ банка. То есть сейчас распределение следующее: 30% — это акционеры и 70% — это ВТБ банк в залоге у которого под кредит сама лицензия на месторождение.

И все бы замечательно, вот только нет среди этих самых акционеров государственной доли Кыргызстана. Поэтому и бузит народ, чувствуя кожей несправедливость в таком положении дел.

Игра по правилам?

100 миллионов за лицензию на разработку Джеруя и передача ее в залог банку ВТБ – это, конечно, грамотно выстроенная схема. Но не для Кыргызстана, а для отдельных бизнесменов и политиков, принимавших в 2015 году решения в стране. Муса Бажаев купил лицензию за 100 миллионов, долги, наверняка дисконтировал, а взял кредит в 180 миллионов, под залог этой же лицензии. Что тут скажешь, красавчик! А если говорить о национальных интересах,то зачем нам, то есть, Кыргызстану, нужен был инвестор, который решил практически не вкладывать в проект свои деньги. Почему кыргызское правительство само не взяло тот же кредит у ВТБ и не отдало право на разработку Джеруя тому же «Кыргызалтыну»? Зачем нужны были все эти «прокладки» в виде «дочек» «Русской платины» и Мусы Бажаева? Ответ на поверхности. Распродажа народных богатств в коммерческих интересах  приватизировавшей страну атамбаевской бригады. Муса Бажаев, зная характер лихих кыргызских джигитов и наверняка изучивший историю предыдущих инвесторов, конечно, подстраховался. Чтобы у нынешней кыргызской власти не было в ближайшее время соблазна вернуть украденное народу, соглашение по Джерую стороны подписали во время визита в Бишкек в марте 2019 года Владимира Путина. То есть, Бажаев продемонстрировал, грубо говоря, нашим чиновникам свою «крышу». Ну и выбор ВТБ банка в качестве кредитора – это тоже стопроцентный ход. ВТБ на 60 % — банк государственный. Поэтому, если сейчас начать пересматривать соглашение, то это вроде как идти против государства российского.

Алина Караева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.