Шестой созыв Жогорку Кенеша Кыргызской республики претендует на историческое звание самого «остойного» созыва за всю историю независимости. Столько критики и нелестных отзывов не получал, пожалуй, ни один депутатский корпус. Причем, если раньше нелепые идеи, странные законопроекты, неуместные замечания, маловменяемые выступления у микрофона были скорее исключением из правил, то в шестом созыве, исключение – это грамотная речь, высказывание по делу, умные инициативы.
Как собирали Жогорку Кенеш «шестого» созыва
После провальных, для делателей революции 7 апреля, парламентских выборов 2010 года, когда неожиданно для «революционеров» победила партия «бакиевских недобитков» «Ата-Журт», Алмазбек Атамбаев решил инициативу больше из своих рук не выпускать.
Процесс формирования Жогорку Кенеша – 2015 Белый дом взял под жесткий контроль и каждая партия и их список проходил жесткое «сито» 7 этажа. Новый парламент, по слухам, «лепился» «шофером» и придворным политтехнологом Валентином Богатыревым.
«Шофер» или «Шумахер» с задачей справился. Более безликого и невразумительного Жогорку Кенеша Кыргызстан до сих пор не видел.
Тогда, в 2015 году, парламент, казалось, был идеально подобран под предстоящие задачи. То есть, в большинстве своем, должен был молчаливо голосовать так, как ему скажут из Белого дома и не заниматься самодеятельностью.
Атамбаевская СДПК получила по итогам выборов – 38 мандатов, партия Омурбека Бабанова «Республика», в то время верного друга Атамбаева, усиленная южным «Ата-Журтом», получила на десять мандатов меньше – 28. Еще на десять мандатов меньше, 18, досталось партии водочного «короля» Шаршенбека Абдыкеримова «Кыргызстан». Остальные три партии – счастливицы, потому что, хоть и с малым количеством мандатов, но в парламент все-таки проскочили, получили соответственно, «Онугуу-Прогресс» Бакыта Торобаева – 13 депутатских мест, партия бывших чиновнико-олигархов «Бир-Бол» — 12 и текебаевская «Ата-Мекен» — 11.
А потом начался «великий исход». Как по команде партийные списки стали «добровольно» покидать многочисленные кандидаты в депутаты. Не для всех партий этот процесс, так сказать, соблюдения предвыборных внутрипартийных договоренностей прошел без внушительного ущерба для репутации. Особенно отличилась партия «Республика». Предусмотрительный Бабанов заставил всех написать предварительно заявления о добровольном выходе из партийного списка. Но несколько кандидатов отказались выходить и заявили, что написали заявления под давлением и вообще, они поддельны.
Можно сказать, что с этих скандалов началось политическое банкротство шестого созыва Жогорку Кенеша.
Удивительное рядом
В эти дни соцсети смакуют провальное выступление спикера Дастана Джумабекова на 4-ом совещании спикеров парламентов стран Евразии в столице Казахстана. Это был, конечно, позор уровня Бог, если употреблять сленг. Дело даже не в том, что Джумабеков не умеет внятно говорить на русском языке. В конце-концов русский – не его родной язык и он не обязан знать его в совершенстве. Но ведь он мог спокойно произнести речь на кыргызском. Только для этого, его аппарату надо было заранее все продумать. Обеспечить переводчика, обговорить это с принимающей стороной и прочее. Но ничего этого сделано не было. Поэтому Кыргызстан и запомнили после этого мероприятия, как страну: «аааа, это та, где спикер двух слов связно произнести не может…». И это само по себе смешно и стыдно, потому что парламент – это от самого французского глагола parler – говорить.
С последним, кстати, плохо не только у спикера Джумабекова. Среди «шестого» созыва немало тех, кто ни разу не выступал с парламентской трибуны и даже те, кто умудрился не отметиться ни одной законодательной инициативой. Хотя, есть и другая сторона медали – народные избранники, буквально «брыжущие» мягко говоря, странными идеями. Тазабек Икрамов из фракции «Онугуу-Прогресс» – яркий пример этого креативного процесса. Икрамов – ярый лоббист национальных и религиозных традиций, в духе, так называемых, квасных патриотов. Так, депутат предлагал штрафовать за «неподобающее» обращение с ак-калпаком, запретить называть алкогольные напитки именами героев эпоса «Манас», и увеличить обеденный перерыв по пятницам, чтобы верующие успевали сходить на намаз.
А еще этот народный избранник, кстати, непонятно за какие заслуги, получивший звание «Отличника народного образования», предлагал закрыть все русскоязычные школы, чтобы стимулировать изучение кыргызского языка. И установить, внимание, «специальные светофоры для пешеходов». Потому что «они не должны преграждать дорогу автомобилям, права водителей тоже нужно защищать».
История одного предательства
«Чимкирики» и «илита» в Жогорку Кенеше – 2015 – это результат президентства Алмазбека Атамбаева. Такое зеркало, в которое бывший президент мог любоваться до поры до времени. Пока его инструмент по нему же и не шарахнул. Выяснилось, что соратникам Атамбаева из СДПК в подавляющем большинстве оказалось абсолютно все равно, кому прислуживать. Поэтому, когда противостояние между старыми друзьями перешло в открытую фазу, сдэпэкашники тут же быстренько предали своего бывшего босса и перебежали на сторону действующего президента. И это, даже при всей нелюбви к Атамбаеву и не согласию с его политикой было омерзительно наблюдать. Хотя большим сюрпризом и не было.
Разве что только в том, что до этого депутаты, придя в парламент смело предавали свою партию и переходили в другую или создавали собственную депутатскую группу, а теперь фракция практически в полном составе решила «кинуть» лидера своей партии.
Кстати, «перебежчики», а их в Жогорку Кенеше предостаточно в каждой партии, тоже характеризуют парламент не лучшим образом. Многие поменяли по нескольку партий. Например, тот же Каныбек Иманалиев успел побыть членом аж 6-ти политических организаций. То есть никаких принципов, никаких идеологических ценностей, лишь бы попасть в Жогорку Кенеш.
Основные функции Жогорку Кенеша
С такими моральными ориентирами выполнять свои основные функции народным избранникам, конечно, очень сложно.
Большинство законопроектов просто копируется с законов других стран. Лоббируются законодательные инициативы, позволяющие реализовывать депутатам свои бизнес-интересы. А то и вовсе мешающие развитию страны. Например, в тот же Налоговый кодекс поправки вносились чуть ли не ежемесячно.
Что касается контрольной функции, то такое ощущение, что в представлении депутатов, это многочисленные комиссии, часто подменяющие функционально правоохранительные органы. А ведь контрольная функция Жогорку Кенеша заключается в том, чтобы выявлять какие законы не работают и почему и вносить соответствующие поправки.
Представительская функция – это связь с избирателями. Но при нынешней системе целесообразнее поддерживать связь с руководством партии, от которого зависит положение в списке, чем пытаться нравиться населению. Так что с этим у шестого созыва тоже все плохо.
Кто придет в следующий созыв
Несмотря на повальную критику со всех сторон, большинство партий из сегодняшнего Жогорку Кенеша не теряет надежды попасть и в следующий созыв.
Так партия «Кыргызстан» уже заявила на своем съезде 22 сентября о намерении участвовать в выборах. Вокруг партии уже разворачиваются две информационные стратегии. Причем прямо противоположные. По одной – именно «Кыргызстан» будет основной партией на которую власть сделает ставку. У Каната Исаева хорошие личные отношения с Асылбеком Жээнбековым, а Шаршенбека Абдыкеримова держат на коротком поводке за счет угрозы возбуждения уголовных дел по линии Финпола.
По другой – «Кыргызстан» потерял доверие Белого дома. Якобы Канат Исаев чуть ли не прощения просил у Атамбаева 7 августа, думая, что он одержит победу и возьмет власть. Поэтому его не назначили премьер-министром, хотя еще до начал сентября, казалось, что это решеный вопрос. Впрочем, возможно, что это не более, чем слухи.
Не спокойно и вокруг «Республики – Ата-Журт». Если, опять, верить слухам, то Омурбек Бабанов может покинуть пост лидера. Его слишком беспокоят уголовные дела, по которым он проходит как свидетель, но понимает, что все может измениться в один момент. Скоро у «Республики» съезд и у Бабанова будет две опции – заявить, что он уходит в оппозицию и его преследование носит политический и заказной характер или уйти с поста лидера партии, пусть и временно, до тех пор, пока его не перестанут «таскать» по допросам. В этом случае, это будет автоматически обозначать фактическую политическую смерть партии. Помните историю с российской оппозиционной партией «Гражданская платформа» миллиардера Михаила Прохорова? Как только он покинул проект, партия еще немного побарахталась, да и благополучно сгинула. Так же произойдет и с «Республикой», если Омурбек Бабанов оставит лидерство.
«Онугуу-прогресс» тоже переживает не самые лучшие времена. Бакыт Торобаев, говорят, испытывает финансовые трудности. Да и с интеллектуальным наполнением у партии явно все не очень.
Что касается возможных новых игроков с реальными шансами попадания в Жогорку Кенеш, то это, по информации из Белого дома, партия «Мекеним Кыргызстан». Партия строительных магнатов, с деньгами и соответсвующими возможностями. Поговаривают, что именно «Мекеним Кыргызстан» будет двойником партии «Кыргызстан». А возможно, что подомнет под себя и «Бир-Бол».
Но, главное, что абсолютно неважно, какие партии пройдут в Жогорку Кенеш. Потому что в классическом, традиционном для запада понимании у нас нет политических партий. Наши партии – это клубы по интересам вокруг группы или одного лидера. Главное — это то, что скорее всего, большинство депутатов шестого созыва плавно мигрируют и в созыв седьмой. Возможно они придут от других партий, но придут. Так пока устроена система и так устроено общество.
Если бы было по-другому, то есть не существовало каких-то договоренностей с тем же Белым домом, то парламентарии начали бы возмущаться порогом в 9 процентов и не поддержали эти поправки или отложили их рассмотрение. Этого не случилось. Значит после выборов мы сможем смело сказать: «И снова, здравствуйте!».
редакционное