Несвободное радио

0
6626

Когда-то «Азаттык» был образцом и примером острой качественной кыргызской журналистики. Вещания радио кыргызстанцы ждали с нетерпением. Дважды в сутки выходили журналисты радио в эфир и люди покупали радиоаппараты только для того, чтобы послушать — о чем будет вещать любимое радио. Люди обсуждали темы, поднимаемые журналистами «Азаттык».  Радио «Азаттык» отличало от других  местных кыргызских СМИ супер объективное и супер передовое вещание. Задачи перед ним изначально ставились качественно и поднимались проблемы, которые другие СМИ боялись поднимать.  И то, что всё былое скатывается в небытие, весьма печально. «Азаттык» потеряло хватку.  Судя по тому, что стали рассказывать в сетях бывшие сотрудники и журналисты, сотрудничавшие на радио, во многом это произошло из-за руководства, благодаря которому «Азаттык» стал, своего рода, игрушкой в руках межклановых информационных баталий. Репутация некогда авторитетного источника в последнее время довольно резко подкошена.

В течение 50 лет «Азаттык» выполнял особые свои задачи, а теперь погрязает в банальных проблемах, как обычное местное кыргызское СМИ.

Так все отмечают, что нынешний руководитель Венера Джуматаева сделала всё, чтобы во всех делах поддерживать бывшего президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева, даже в том, что происходило в недавних событиях в селе Кой-Таш. 

Лояльность к бывшему президенту Атамбаеву, сторонники которого недавно хотели устроить массовые беспорядки, была, говорят, куплена за круглую сумму и виллу. Конечно, огульно обвинять без явных доказательств — дело неблагодарное, но в последние пару лет из Радио «Азаттык» загадочным и непостижимым образом были уволены такие журналисты как: Айданбек Акматов, Эльнура Алканова, Аида Касымалиева, Шайырбек Мукарамов, Улан Эшматов и некоторые другие. Места их заняли земляки и знакомые Веры Джуматаевой. Стала явно наблюдаться однобокость подачи материалов. Вот отсюда и стойкое впечатление, что «Азаттык» работает в угоду интересам отдельных политических фигур и клановых группировок.

В 2010 году руководителем Бишкекского бюро «Азаттык» был назначен Султан Жумагулов, работавший до 2010 года в пресс-службе президента, а в последние годы в Секретариате под началом Аксаны Малеванной. Но резко сменив свою политическую ориентацию, Султан стал политическим союзником Алмазбека Шаршеновича Атамбаева. Работал руководителем двух государственных каналов и в предвыборном штабе СДПК – партии экс- главы государства. Позже Султан дослужился до поста министра культуры, информации и туризма Кыргызстана.

В 2013 году Венера Джуматаева назначила руководителем Султана Каназарова, бывшего пресс-секретаря президента переходного периода Розы Отунбаевой. Служба в интересах определенных политических фигур продолжилась в том же духе.

Он был назначен, если верить заявлениям бывших журналистов радио «Азаттык» для того, чтобы продвигать политику тогдашнего премьер-министра КР Омурбека Бабанова. Кстати, может быть не маловажно, но Султан Каназаров был и пресс-секретарём Бабанова. Но это, так, к слову. Хотя, именно близость Султана к Омурбеку Бабанову позволяла последнему занимать эфир радио и телевидения «Азаттык» по своему усмотрению. Что, кстати, шло вразрез с принципами и требованиями RFE/RL. Тем более, Султан Каназаров в то время работал в Политсовете политической партии «Республика» и отвечал за информационную политику  партии.

Не только руководители бюро радио «Азаттык», но даже рядовые сотрудники не должны быть не только членами, но и сочувствующими какой-либо партии или политической группировке. Короче, в трудовой деятельности Султана Каназарова все так запутано, поэтому обсуждать его деятельность детально, нет смысла.

Да, в последнее время программы, особенно, телепрограммы «Азаттык» стали более «близкими» народу, в кавычках. Телезрители стали узнавать – как стирать пеленки, научились обсуждать различные айыльские ушаки (сельские сплетни).  Короче, «Бла-бла-бла сестёр…».

Но вернемся к отношениям «Азаттык» и власти, в лице Алмазбека Атамбаева. Наверное, необходимо отметить, что открытая, нескрываемая избирательная политика «Азаттык» в отношении действующей тогда власти, открыто стала демонстрироваться, начиная с 2014 года.

Критика Атамбаева и его ближайшего окружения прерывалась на корню. В эфир на радио и на телеканал «Азаттык» шли материалы явно заказного характера. Высокооплачиваемые  заказные сюжеты начали выдавать за гениальнейшие журналистские расследования.

Возьмём, к примеру, расследование «Азаттыка» про 700$ млн. долларов, переведенных кыргызскими бизнесменами в счёт оплаты за товары народного потребления.  Журналист радио сообщил, что возможно, к выводу этих денег причастен   «Райым-Миллион». Не было никаких утверждений, только предположение журналиста. Но журналист показывал по телевидению документы, по которым якобы «Райым – Миллион» вывез деньги, при этом оказалось, что на двух банковских документах один и тот же человек поставил совершенно разные подписи и совершенно не совпадающие реквизиты. В результате, расследование «Азаттыка» ни к какому результату не привело. Был обвинен в совершении тягчайших преступлений бывший при Атамбаеве заместитель Таможенной службы КР Райымбек  Матраимов и его родственники.

Ведь коррупционные схемы можно было бы выловить и обнародовать, но без наглой оплаченной лжи. Можно было начать реальную борьбу с чумой экономики – коррупцией, на деле показав, что есть принципиальность в этом вопросе журналистов, некогда любимого радио.  Но осталось ощущение, будто бы «расследование» просто прекратили, выполнив заказ «хозяина».

Самое недопустимое то, что в кадровую политику «Азаттык» стал вмешиваться Белый Дом.  Вычищали неугодных путем отправки на, казалось бы, интересную стажировку журналистов в Прагу. Увидеть и перенять европейский опыт журналистики, это ведь интересно и реально способно расширить кругозор и профессиональные навыки журналиста. Однако, при отъезде увольняют из бишкекского бюро, а по приезду на Родину через год, журналист оказывается не у дел. Такая вот интересная схема по удалению неугодных журналистов.

Справедливости ради необходимо отметить, что такой метод применяется и на радио в Бишкекском офисе ВВС. Но там, увольняя профессионала, не увольняют совсем. По приезду из  командировки, журналист остается годами приписанным к офису командировочным. Абсурд? Да, но такое есть, но это уже другая тема.

Чтобы узнать мнение рядовых слушателей и почитателей радио «Азаттык», я созвонился с парнем, с которым учился в параллельных классах в школе. Он простой парень, вернее, уже дедушка, и часто «выдает» мысли, о которых мы и не додумались бы. Он был давнишним поклонником радио «Азаттык».

Я завел разговор о нынешнем состоянии радио «Азаттык», и мой школьный товарищ, назовём его Калыбек, потому что когда я сделал на него ссылку, он просил больше его не указывать. Короче, я спросил: «Что скажешь по поводу радио «Азаттык»?

На что он мне ответил вопросом: «А что «Азаттык» ещё не в составе КТРК?».

Я понял, что он уже бывший поклонник радио «Азаттык».   

И как тут не вспомнить высказывания Анэса Зарифьяна, что «Азаттык» стал  орудием в руках криминально-олигархических конкурентов.

Ырысбек ОМУРЗАКОВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.