Депутат ЖК КР Искендер Матраимов дал
расширенное интервью изданию «Азия Ньюс»
Разговор касался нынешней политической ситуации, взаимоотношений депутата с Жээнбековым, Атамбаевым. Журналист также поинтересовался тем как удалось разбогатеть Раиму Матраимову.
— Последняя проверка всех наших бизнес-компаний была не первой.
Каждая компания в Кыргызстане каждый год, в плановом порядке подвергается наплыву со стороны налоговиков. Мы, естественно, не исключение. Самая большая и тщательная проверка пришлась на 2008 год, на период становления бизнеса, когда различные испытания выпали на нашу долю. Нашлись те, кто проявлял здоровую конкуренцию и те, кто открыто завидовал и подкреплял это свое нехорошее чувство написанием жалоб в различные инстанции.
Но налоги мы платили всегда. Непрерывно. Без каких-либо попыток сокрытия.
Мы могли бы подвергнуть сомнению итоги последних нашумевших проверок Финпола и оспаривать их в судебном порядке. Но учитывая откровенно враждебный настрой, порожденный отдельными силами, необоснованных упреков в наш адрес, желая избежать также череду многолетних судебных разборок, доказывая свою правоту, мы приняли решение доплатить все причитающиеся налоги и, как говорится, спать спокойно.
Есть разные виды налогов, да и законы, оказывается можно трактовать по – разному. Именно поэтому, когда отдельные выплаченные нами налоги посчитали по другим формам, то и вышла такая сумма как 24 млн сомов.
— Почему не опровергните? Или для вас 24 млн сомов это незначительная сумма?
— Могли бы, конечно. Взвесили все «за и против». Решили, что времени, потерянного на эти разборки не вернешь, да и о дне завтрашнем надо думать. С другой стороны, эти деньги поступили же в госказну, а не в чей-то карман. А вообще вопросов много, и причем не только Финполу.
Например, почему проверили только нашу семью. Почему расследуют только имущество Матраимовых? Неужели в Кыргызстане только Матраимовы занимались бизнесом и работали на государственной службе?
На протяжении последних полутора лет только и делаем, что отчитываемся да отбиваемся от армии проверяющих. Когда накрывают эти проверки – дела простаивают. Поэтому в данном случае легче было просто заплатить запрошенную сумму в виде налогов. Но подчеркну, нам нечего бояться, а тем более утаивать.
— Финпол на протяжении шести месяцев проверял имущество вашей семьи. Это обстоятельство породило много разговоров в обществе, в части того, что представители руководства правоохранительных органов являются вашими родственниками. Чем объясните столь затянувшиеся по времени проверки?
— С одной стороны можно понять и сотрудников Финпола. Им пришлось с особой тщательностью подойти к этой проверке. Но в то же время они, честно говоря, утомили нас такими стадиями как экспертиза, анализ, сверка, встречная проверка. Тем более все проходило в условиях жесткой политизации. Как только мой брат уволился с работы, а именно с 23 ноября 2017 года нас только и делают, что проверяют. Этому есть объяснение и Атамбаев знает об этом прекрасно. Лично я объясняю нездоровый интерес последнего тем, что в избирательной компании 2015 года мы принесли в партию 45 тыс. голосов. А в 2017 году наши агитаторы внесли в общий котел партии более 100 тысяч голосов избирателей.
После президентских выборов был подготовлен специальный сценарий. Потому как у Атамбаева был перечень планов, связанных с экстренными выборами, внеочередными или свои планы на 2020 выборный год. Вот мы и были выбраны в качестве основной мишени. Стали жертвами «выборной стратегии» бывшего президента.
В общем, под антиматраимовским, якобы антикоррупционным знаменем, Атамбаев хотел идти на выборы. И надо сказать, что он в этом преуспел. Хотя он как никто другой знает, что Матраимовы это те «рабочие лощадки», которые могут по полной отработать за партию на выборах. За партию Атамбаева мы хорошо работали, а потом у него изменились планы, но теперь бывший президент решил использовать наше доброе имя ради своего политического будущего.
А нас списать как ненужный товар.
— С чего вы начали свой бизнес?
— Бизнес моей семьи привязан к торговле. У нас есть торговые центры. Магазин «Народный» в Оше приписывают моему борату, но магазин принадлежит мне. Я брал кредиты в банках и в партнерстве с другими бизнесменами мы открывали супермаркет. Брат мой в связи с тем, что пошел работать на гослужбу передал весь свой бизнес в доверительное управление. Перед тем как прийти в Таможенную службу Раим передал весь свой бизнес нашему младшему брату. С тех пор так и заведено, что весь бизнес на нем, на младшем брате. За 20 лет даже скотина отелится 20 раз. Поэтому, главное же ведь начать, а там и расширение, и процветание обеспечено. Каким имуществом, бизнесом мы владеем можно узнать в тех же декларациях, опубликованных Финполом.
Когда до инаугурации Жээнбекова остались считанные дни Атамбаев через Сапара Исакова дает указание снять с работы Раима. Но в тот момент брат лежал в больнице, но несмотря на это издают приказ и увольняют. При этом увольняют по надуманной, несуществующей статье. Потом уже Раим принципиально подал иск в суд и доказал, что его на незаконном основании сняли с должности.
При личной встрече с Исаковым я поинтересовался у него причиной увольнения моего брата, на что Сапар Исаков ответил, что выполнял указание «того человека», но не нашел Раима и соответственно не мог обеспечить увольнение на основе заявления.
Исаков предложил мне тогда поговорить с самим шефом (Атамбаевым — ред.) с тем, чтобы обсудили этот вопрос и предложил посодействовать в организации встречи.
«Снятие Раима с работы, взброс дискредитирующей его информации в СМИ – это было только началом коварного плана Атамбаева. Впереди нас могут ожидать еще более коварные сценарии, запущенные им».
Через некоторое время встретились с Фаридом Ниязовым. Как член политического совета СДПК, депутат, я хотел узнать причину как сопартиец. Ниязов должен был устроить встречу с Атамбаевым и пропал (буквально исчез) и я зря оказывается понадеялся на него. Вообще, Фарид Ниязов с 2015 года делал все чтобы не допускать нашу встречу с Атамбаевым. Перед инаугурацией президента позвонил Икрам Ильмиянов и тоже спросил: сможете встретиться с Фаридом? Я ответил согласием.
На состоявшейся встрече Ниязов попросил не ходить на инаугурацию, так как увидев меня, у Атамбаева упадёт настроение, и он начнет говорить плохие слова. Но потом неоднократно звонил и говорил то приезжайте, то не приезжайте. Предполагаю, что его люди с далеко идущими стратегическими целями после президентских выборов увидели сколько голосов обеспечил Матраимов и попросту стали завидовать.
Атамбаев пойдет на провокации. И сейчас мы видим в каком напряжении он держит общественность.
– Но кроме Атамбаева, есть силы, которые тоже имеют свое видение относительно вашей семьи. Если вы всю жизнь работали на государственных должностях, то откуда источники ваших несметных богатств?
– Я же говорил, что первые серьезные доходы от бизнеса мы начали получать в 2000-х годах, но задолго до этого, еще 15 лет назад мы заложили хорошие основы под семейный бизнес.
Нас 8 братьев в семье. Наша сплочённость, желание «воротить горы» как раз пришлись на 90-е. Развал Советского Союза был очень тяжелый, но в то же время специфичный период. Трудный в том, что народ чувствовал нехватку в пшенице, ячмене, недоедал хлеб. В те годы мы и начали, как сейчас говорят «движение». Я работал на госслужбе, а братья изготавливали кирпичи и продавали. Один раз ехали в автобусе, и я увидел у них на руках мозоли, остатки от саманной глины и помню, как я тогда чуть не расплакался.
Покойный наш отец занимался скотоводством. С детства мы держали бычков. Мы знали, как правильно откармливать бычков и на этом тоже зарабатывать, продавая их целыми партиями. Раим всегда отличался от нас. Выгодно отличался. Еще мальчишками каждому из нас было поручено откармливать одного бычка и пока мы справлялись с этой задачей, Раиму удавалось содержать 3-4 -х бычков одновременно и откармливать их на продажу.
Мы старались не отставать от успешных людей. Пять здоровенных братьев, мы не могли не работать. Наоборот дружно брались за любую работу. Продавали подсолнечное масло, железо, хлопок, сигареты, все на чем можно было заработать. Потом мало по малу набрали команду предприимчивых людей и начали открывать свои дела. Разрабатывать бизнес-проекты. Короче, после 90 – х годов, чем занимались и зарабатывали предприимчивые ребята, мы родные братья также старались от них не отставать. У нашего бизнеса возникли сложности с рыночной ценой после 90-х годов. Если мы смотрели за одной коровой, у Раима было более 2-х коров, когда шёл снег мы шли домой, а он работал и днем и ночью.
– На сколько богат Раим Матраимов? СМИ пишут правду или фейковую информацию о его несметных богатствах?
– Слава Богу, у меня и у брата всего хватает. Не последние мы люди в той стране. Но могу с уверенностью сказать, что на тот момент, когда СМИ с подачи Атамбаева раздули о богатстве Раима Матраимова, запустив хайп «Раим-миллион» — самый богатый человек в Кыргызстане, так вот, настоящие миллиардеры насмеялись, наверное, от души. Они наверняка знают кто есть кто и у кого какой бизнес.
– Скажите, а теперь после ухода из государственной службы чем Раим Матраимов занимается?
– Раим два года, не выезжая из страны ждет решения суда по итогам расследования Финпола. В данный момент он настроен работать во благо государства, во имя успешного Кыргызстана. С Турции к нему поступило предложение занять должность вице-президента одного из крупных холдингов. Возможно он примет это предложение.
– Сейчас ваша фамилия очень известна, причем больше в негативном свете — к Раиму припечаталось нехорошее слово «коррупционер». Вы называете это очернением, а как реагируют на эту ситуацию ваши родственники и знакомые?
– Многие меня знают, как очень мягкого человека. Честно говоря, я и на самом деле, оказывается такой. Вначале я очень тяжело это воспринял. Мучился от того, что журналисты сами не зная и не проверяя информацию вот так взяли и поверили на слово одному человеку. Бог с ними, сказал я. Но, сейчас я наблюдаю, что многие люди тему Матраимовых воспринимают, как специально запущенный медиа-проект с целью очернить имя обыкновенного исполнителя, как одного из многочисленных гейтов бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Как говорится, пока правда надевает штаны, ложь успевает обойти полмира…
Я начинаю верить в торжество справедливости, народ начал отличать потуги Атамбаева с целью облить грязью нас в своих корыстных целях.
– Некоторые обвинения в адрес Раима Матраимова были озвучены Сапаром Исаковым. Если верить ему, то с того момента как Раима Матраимова сняли с должности, дела в Таможне пошли в гору.
— Это всего лишь шоу Сапара Исакова и Кубанычбека Кулматова. Понимаю, если бы эти обвинения прозвучали со слов кого-нибудь другого, некомпетентного человека, который не разбирается в Таможне, политика или популиста. Но тот же Кулматов с моим братишкой Раимом работал бок о бок 3-4 года, совместно возглавляя Таможню. По словам члена Временного правительства, в 2010 году на собрании, когда зашла речь о Матраимове, Кулматов сам встал на защиту Раима и очень лестно о нем отозвался: «Он (Раим) для меня очень ценный кадр, не трогайте его, он с «пустого места» выполняет план по сбору таможенных сборов.
Недавно всеми уважаемый экс-президент Роза Отунбаева в интервью Азаттыку также не стала скрывать и признала этот факт, отметив профессионализм и порядочность Кулматова и Матраимова. Второй момент, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев похвалил Матраимова за перевыполнение плана, пожурив Кулматова за недостаточно хорошую работу».
Кулматов сам лично назначил Раима главой Южного отделения Государственной таможенной службы. Но вдруг, позднее, в январе 2018 года устраивают это шоу. Сейчас люди говоря о таможенных сборах не смотрят на статистику и всячески искажают информацию. Раим ушел в ноябре 2017 года. С казахами граница закрыта. Граница открылась в декабре. Конечно, был резкий подъем. Вообще таможенники знают, в конце и начале года таможенные сборы растут. Пусть посмотрят параметры этих скачков от скольки и до скольки процентов повысились таможенные сборы во время работы моего младшего брата. Никто не делает анализа, все только и говорят, что он «хапал, да хапал», но если это было на самом деле так разве Раимбека хвалили бы коллеги, руководство, сам Кулматов и Роза Отунбаева? А ведь они хвалили за высокие показатели по таможенным сборам. Жаль, что с помощью медиа-инструментов с подачи коварных политиков можно вот так перевернуть все с ног на голову и очернить ни за что человека. Вот и вся горькая правда.
– Есть ли у вас на данный момент отношения с президентом Жээнбековым?
— На протяжении 20 лет, следуя своему призванию работать исключительно в государственной структуре я сталкивался по работе, работал в смежных системах с Сооронбаем Шариповичем. Тесных отношений в отличии от того же Атамбаева у меня с ним никогда не было. Только уважение, как одного из ответственных членов партии СДПК. Партийно мы с ним солидарны, у нас сходятся взгляды на многие вещи. Сейчас у всех зарождается мнение, что Матраимовы только при Жээнбекове у власти. Но это не так. Я более 36 лет нахожусь на государственной службе, мой младший брат Раимбек тоже долгое время был на государственной службе. Мой младший брат Тилек был избран акимом в 2012 году во время премьер-министра Омурбека Бабанова. Еще один мой младший брат 15 лет назад начал работать в Финполиции. Зная это, какой здравомыслящий человек может сказать, что Матраимовы пришли и находятся на службе у государства под покровительством Жээнбекова?