За базар надо отвечать (видео)

0
7610

Когда закончился его президентский срок, население вздохнуло радостно, журналисты ликовали, полагая, что «Алеша с голубыми глазами» ушел в архив истории. Но он не ушел, такие не уходят, такие мечтают о реванше, как мечтал Наполеон после своего краха. Алеша стал будоражить окружающую среду, вспомнил Тараса Бульбу и заявил — «я его породил, я его исправлю» (речь о четвертом президенте С.Жээнбекове). Исправить не смог, разозлился до истерики и начал на ступеньках  «Форума» изрекать речи в стиле Муссолини. Тон с каждым разом громче, зрителей с каждым разом меньше. 

Депутат Жогорку Кенеша (от СДПК) Кожобек Рыспаев «возбудился» от одного кыргызского слова, точный перевод которого означает «сопли». Обидился и назвал себя «элитой». До этого его обидело слово «хамельон» в газете «Ачык саясат». Так обозначили его журналисты за то, что переходит из партии в партию. У него проблемы с грамматикой русского языка, полагает, что «хамелеон» — это «девушка легкого поведения», не знает, что тут налицо половые отличия — хамелеон особь мужского пола, данный факт установил Антон Чехов. Зачем я это говорю: депутат подал иск на это слово и потребовал компенсацию за ущерб, суд вынес решение в его пользу. Там тоже не читали рассказ «Хамелеон».

Как видим, Кожобек мырза не так уж далеко ушел от лидера своей партии Алмазбека Атамбаева. Начал хныкать, что губернатора Т.Абдраимова сняли за одно простое выражение «нравится — не нравится», а тут такое гадкое слово. Просит защитить, при этом понимает, что защитить свое плотное лицо от плевка может только через масс-медиа (газеты, радио, ТВ, сайты). В суд подать на обидчика не может, потому что Атамбаев не назвал его имя в качестве носителя «сопли». Такая проблема.

Да, обидел его экс-президент, он умеет обижать, язык у него такой. Сначала держал за зубами (года три своего срока), потом высунул и стал творить «шедевры». В Нарыне сказал жителям, что они «малдар» (в точном переводе «скотины»), в Таласе заявил «силер эл эмессиңер» (в точном переводе «вы не народ»). Вспомнил, как таласцы закидали его камнями. Злопамятный. Народ у нас и там, и тут вполне благородный, поэтому не стали отвечать, следуя восточной мудрости — «если тебя лягнул осел, не отвечай ему тем же».

Когда очередь дошла до журналистов, у Атамбаева начался «ильхом» (вдохновение). Сначала определил, что они (журналисты) довели до смерти его мать и его брата. Потом обозначил их термином «какашки», на которые он наступал пятками. Затем стал подавать (руками Генпрокуратуры) судебные иски с миллионными штрафами. Пост генерального прокурора при нем занимали только женщины, они послушно стряпали иски в защиту его чести и достоинства, когда он вляпывался в «какашки», их ставили на его пути радио «Азаттык», сайт «Заноза» и смелые газеты. Количество исков росло, штрафы достигли 50 миллионов. Завершил свое правление иском на слепого поэта (инвалида по зрению), его посадили в камеру СИЗО, он написал не информацию, а сатирические стихи о его государственных делах. Это была поэзия в стиле эпиграмм сатирика Мидина, то есть это было искусство художественного слова, за которое у кыргызов никогда не сажали — «тил кесмек жок» (в точном переводе «язык не отрезают»).

Когда закончился его президентский срок, население вздохнуло радостно, журналисты ликовали, полагая, что «Алеша с голубыми глазами» ушел в архив истории. Но он не ушел, такие не уходят, такие мечтают о реванше, как мечтал Наполеон после своего краха. Алеша стал будоражить окружающую среду, вспомнил Тараса Бульбу и заявил — «я его породил, я его исправлю» (речь о четвертом президенте С.Жээнбекове). Исправить не смог, разозлился до истерики и начал на ступеньках «Форума» изрекать речи в стиле Муссолини. Тон с каждым разом громче, зрителей с каждым разом меньше. Шагреневая кожа Бальзака.

Кульминация наступила после слова «чимкирик», адресовал это депутатам ЖК, мол, там заседают «120 чимкириков» (в точном переводе «120 соплей»). Распустился. Дальше некуда, дальше уже «политическая клиника», откуда начинается маршрут по рейсу «Чимкирик — Чимкоргон». Конечно, ответит за базар, если Жогорку Кенеш примет решение о лишении его статуса экс-президента. Да, у него есть образцовый пример двух предшественников, которые убежали из родной страны в государства славян — первый в Москву, второй в Минск. Там уже привыкли принимать беглых кыргызских правителей.

В 19 веке акын Арстанбек сочинил пророческие слова — «эл менен бийиксиң, элден чыксаң кийиксиң» (в точном переводе «правитель только с народом великий, а без народа дикий, как козерог»). Кыргызское «кийик» при переводе на русский можно сохранить (как есть), дав внизу сноску с пояснением, что это означает «высокогорную скотину». Такой образ для своих вождей придумали древние кыргызы. Образ актуальный для всех времен и всех народов, живущих в горных регионах. В 21 веке он у нас наглядно (и два раза) воплотился в жизнь. Атамбаев в категорию «великих» не вошел, с таким лексиконом туда не входят. Тяготеет к разряду «кийиков».

Раньше у нас были этакие транспортно-хозяйственные клички для высоких чиновников — Комбайн, Бульдозер, Полуторка. Теперь появился весьма скользкий псевдоним «Чимкирик» («Сопляк»). И напрасно депутаты примеривают это к себе, нет, он имеет отношение к не множественному числу, а единственному, не к юридическому лицу, а к физическому. Это персона. Звучно, точно. Не надо депутатам ЖК беспокоиться, мол, мы превратились в коллегиальную сплошную «соплю». Нет, как можно, вы же у нас такая «сплошная элита», как говорил Ленин, вы у нас просто «ум, честь и совесть эпохи». Это только депутат К.Рыспаев ошибочно полагает, что «чимкирик» (он же не отличает по родам «проститутку» от «хамельона»). А вот депутат И.Масалиев очень даже отличает, отчетливо заявил через газету, что он абсолютно «не чимкирик». Конечно, так, даже не «полу-чимкирик». Нет.

«Чимкирик» прочно приклеился не к адресату получателя, а к автору-отправителю. Это теперь его визитная карточка. Какая натура, такая и кличка. Как говорят кыргызы, «эшегине жараша тушагы» (в русском эквиваленте — «по коню и корм»). Автор «образа» начал финальный хадж. Лебединая песня. Это его святой путь. Мультфильм, где Чимкирик идет в Чимкоргон. Такой вот пейзаж на фоне горных «кийиков».

Что касается нынешнего президента, то подождем еще год, после чего станет ясна его «категория». Возможно, что дурные примеры не станут для него заразительными. Но также возможно, что споткнется на тех, кого выдвигает и кого защищает. Пока процитируем классика кыргызской сатиры Эсенгула Ибраева, он умер летом 2005 года, перед смертью написал такие строки, они очень значимы. Озвучу оригинал.

Анык адам үзүлгөндү улаган,
Жыйып-терип чачылганды кураган.
А чынында акылсыздык эмеспи
Бир чункурга кайра-кайра кулаган

На другие языки это еще не переводили. Переведу. Вот.

Звенья воедино связали,
Разбросанные клочья собрали.
Но разве не тупо при этом,
Что в старую яму снова попали

Что скажешь, точно, как изрекают французы, «се ля ви». Сами лезем в яму, потом вылезаем, затем снова туда-сюда, словом, политика наша идет по принципу «в яму — из ямы». Залез — вылез. Если представить эти маршруты, хронологически (за 29 лет) выглядит так.

  1. От коммунизма к кеминизму.
  2. От Манкурта к Максиму.
  3. От Розы к Раисе (переулок)
  4. От Чимкирика к Чимкоргону (тупик).

Сейчас опять выбрались, снова в пути, уже пятый рейс. Куда выведет не знаем. Скоро увидим. Шофера уже нет. Может быть, это станет трассой от «Бажы-гейта» до «Капут-гейта» (в смысле «Гитлер капут»). Опять не знаем. Но главное в том, что выдержим. Кыргызы выдерживают все тяготы. У них есть такая «надежда», у которой «не бывает ночи». У них есть такие журналисты, которых никто не обуздает. Поэтому и говорим «шүгүр» (в точном переводе «слава богу»).

Кубан Мамбеталиев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.